Конфликт родственников,а в центре ребенок

Почему благополучные дети сбегают из дома?

Вы считаете себя лучшими родителями на свете и  думаете, что ваш жизненный опыт – бесценен, хотя ваш ребенок, на самом деле, успевает узнавать за день больше, чем вы за неделю.

Конечно, вы любите свое чадо, вот только ваша любовь очень часто превращается в сплошное “Я-знаю-как-тебе-жить-я-знаю-как-тебе-быть”. А потом вы однажды приходите домой, а ваш ребенок исчез, в лучшем случае оставив записку.

Вы думаете, что не виноваты в этом? Как бы ни так!

В Беларуси ежегодно в органы внутренних дел Республики Беларусь поступает  около 2 тысяч заявлений и обращений граждан о безвестном исчезновении детей.

Подавляющее большинство ушедших из дома или интернатных учреждений детей находятся в течение одних-трех суток. Однако некоторые из пропавших остаются не разысканными на протяжении многих лет.

Так, на 1 января 2014 года по данным МВД не разыскано 62 ребенка, 35 из них – свыше 5 лет, 5 – от 3 до 5, 10 – от 1 года до 3 лет.

Товарищи родители, подумать не хотите ли?

Вы думаете, что главное в жизни вашего ребенка – это вы, ну и еще школа. О, этот повсеместный родительский заговор “Учитель-всегда-прав”.

Вам никогда и ни за что не доказать, что учитель – это всего лишь человек, и не всегда хороший и умный.

Вы даже представить не хотите, что некоторые будущие учителя поступают в педагогический, потому что там конкурс меньше, а потом учат детей, ненавидя их от всей души.

Вам не нравятся друзья ваших детей, для них у вас прибережен рефрен “они на тебя плохо влияют”. И хорошо, если заботливые мама и папа говорят это своим детям, а не тем самым друзьям.

Наряды детишек громогласно ужасают не только вас, но и всех многочисленных родственников, а невинный пирсинг в пупке скрывался от папы три месяца.

От вас только и слышно: “Делай уроки, ложись спать, сделай тише музыку, где шляешься, убери бардак в комнате, из тебя ничего не получится, как ты разговариваешь с родителями, мы тебя кормим-поим, помой посуду, ты без нас никто, прекрати жевать жвачку…” Вы можете говорить это до бесконечности.

Самое интересное, что вы и вправду считаете это формой выражения заботы и проявления любви.

Хмм, а вы, мама двоих детей, во времена, когда этих детей еще не планировалось, обрадовались, если бы ваш будущий муж проявлял свою любовь именно таким навязчивым способом? Явно после таких “ухаживаний” у вас бы до детей дело не дошло. Так почему вы делаете свою родительскую любовь таким тяжелым бременем для своих детей?

У детей и подростков очень хрупкая, чувствительная психика. И может наступить момент, когда во время очередного промывания мозгов они не выдерживают и выбирают только один выход – уйти из дома. Причем вопрос “Куда?” даже не поднимается. В воздухе висит только вопль “От кого?”.

Ваш ребенок – с другой планеты

То, что вы живете на разных планетах, стало для вашего ребенка ясно лет в шесть. И с тех пор он считает собственных родителей инопланетянами, и думает, что от пришельцев ничего хорошего ожидать не приходится.

И мечтает ваш ребенок о том, как неплохо было бы получить пособие “Как выжить среди родителей”. А вам, родители, не помешало между заботами о насущном хлебе ребенка хоть однажды задуматься, что он, как ни странно, не ваша собственность.

Но вы живете на разных планетах, у вас в ушах огромные клоки ваты, и никакие слуховые аппараты здесь не помогут.

Короче, ваш ребенок собирает рюкзак и уходит. Прекрасно. А дальше начинается жизнь. Довольно невкусное лекарство от иллюзий.

Как это бывает

Пятнадцатилетняя Аня ушла из дома, поссорившись с мамой из-за оценок. Хлопнула дверью и пятеро суток не давала о себе знать.

Пока родители обзванивали больницы и морги, милая барышня спокойно отрывалась у своей подружки, родители которой были в командировке, и которая, невинно гладя в глаза Аниным родителям, вещала о том, что не видела Анечку уже давно, потому что в школу она ходить отчего-то перестала. Закончилась вроде бы невинная история плохо.

С одноклассниками девочки пили водку дома у той самой подружки. Аня сидела на подоконнике открытого окна и, потеряв равновесие, упала вниз. Сломала позвоночник. И теперь никто не знает, сможет ли она когда-либо ходить.

Сергей был единственным ребенком в семье. Мама и папа, научные работники, относились к сыну с обожанием, он хорошо учился и ничем криминальным себя не проявил. Но, начиная с шестого класса, стал постоянно убегать из дома. Находили его в самых разных точках республики, и несколько раз даже за ее пределами.

Родители не могли с этим справиться, искали причины в себе и в школе, в отношениях с друзьями и первой любви. Когда Сергею исполнилось 18, он отправился служить в армию. Несколько раз сбегал и оттуда, что создавало уже проблемы с законом.

Наконец догадались обратиться к психологу, который и сказал, что у Сергея – болезнь, которая не позволяет человеку контролировать такие свои порывы и которая с годами будет усугубляться.

Оля ушла от мамы и папы с твердым желанием никогда их больше не видеть. Они запретили ей встречаться с любимым мальчиком Сашей, без которого, Оленька, разумеется, не могла прожить и дня. Мальчик о ней “позаботился”, поселил в подвале многоэтажки, где у их компании была “камора” (место для вечерних тусовок и прогуливания школы).

Кормил котлетами, принесенными из дома, и всячески радовался ее крутому поступку. Правда, почему-то не захотел присоединиться к любимой и спокойно жил себе дома. После двух недель такого вольного проживания ночью на Олечку наткнулся пьяный бомж. Он ее изнасиловал и смылся. Она вернулась домой, но вряд ли скоро захочет вообще с кем-то видеться.

Игорь сбежал от родителей просто потому, что они его не понимали. А папа у Игоря был большой милицейский начальник, очень властный и авторитарный человек.

Парадокс состоит в том, что пока товарища искала все городская и даже республиканская милиция, он преспокойно обитал на минском вокзале, каким-то чудом просачиваясь через постоянные облавы на беспризорников. Подружился с вокзальными бродяжками и даже успел завоевать у них авторитет. Путешествовал по стране и чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым.

Когда его все-таки вернули домой, сказал, что при первом же удобном случае убежит снова. Но решил вопрос по-другому. После девятого класса поступил в училище в другом городе и домой старается приезжать как можно реже.

…Может быть, эти истории благополучных детей покажутся просто глупыми в сравнении с бедами тех, кто уходит от побоев и скандалов родителей-алкоголиков, от постоянно сменяющихся сожителей своих мам, от банального голода. Но от этого ситуация не становится лучше.

О чем они думают, сбегая?

Далеко убежать удается немногим. Денег маловато или нет вообще. Жить негде, потому что все друзья вашего ребенка – такие же благополучные детки, живущие с мамами и папами. Уличные компании ваше чадо пугают с раннего детства. Это хорошая сторона. Но есть и плохая.

Возвращаться домой вашему ребенку уже просто страшно. И еще он хочет отстоять свою позицию. О'кей, пусть доказывает, какой он еще маленький и несдержанный, пусть хлопает дверью и устраивает истерики.

Когда чадо найдется и вернется через несколько дней, вы, конечно, не станете его ругать. Вы будете ему очень рады, будете ходить вокруг него на носочках и сдувать налипшую за время длинной прогулки пыль.

А потом начнется все заново. И будет продолжаться снова и снова. Не до бесконечности.

Ровно до того момента, как ваш ребенок докажет вам, что уже взрослый и самостоятельный человек, может принимать важные решения и планировать свою жизнь.

Не ждите рецидивов, объясните своему ребенку, что для того, чтобы изменить свою жизнь, нужно измениться самому. Иначе – никак. Он, конечно, принадлежит только себе, но для того, чтобы иметь на себя все права, и он, и вы, его родители, должны точно знать, что он способен управлять таким сложным механизмом.

Что делать родителям, когда ребенок ушел из дома?

Сразу же вспомните все, о чем чадо говорило в последнее время. Обзвоните всех знакомых и друзей вашего ребенка, причем разговаривайте не только с детьми, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш ребенок появится в их поле зрения. Позвоните своим родственникам и знакомым, опросите их.

Проверьте, не пропали ли из дома деньги и ценные вещи. Попытайтесь определить, какие вещи ребенок взял с собой, какую одежду, возможно – книги. Все это тщательно проанализируйте.

Если пропажу ребенка обнаружили вечером – обязательно позвоните классному руководителю, а утром отправляйтесь в школу и опросите всех одноклассников. Вспомните или узнайте у сверстников, где и с кем ваш ребенок чаще всего проводил свободное время, кому мог сообщить о своих планах.

Если вы не видите никаких признаков сознательного ухода ребенка из дома, позвоните в скорую помощь, узнайте, не доставлялся ли туда ваш ребенок, став жертвой несчастного случая. Позвоните в милицию, узнайте, не был ли ребенок задержан – у детей часто не бывает с собой документов, и они не желают (не могут) сказать, как их зовут и куда можно позвонить родителям.

Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поисков ребенка в соответствующие органы.

Идите в районное отделение милиции, взяв с собой документы на ребенка и его фотографии. В отделении милиции пишите заявление и подавайте в розыск.

Сотрудники милиции обязаны по первому требованию принять у вас заявление, никакие халатные отговорки “Побегает и вернется” не принимайте.

Далее вы идете к инспектору по делам несовершеннолетних, оставляете ему фотографию ребенка и всю информацию, которая у вас есть.

Продолжайте звонить ближайшим друзьям ребенка, акцентируя внимание на том, что вы очень его любите, волнуетесь, ждете его дома и совсем не сердитесь.

Можете обойти всех друзей, поговорить — ничего не стоит спрятать под кроватью девочку 13 лет так, чтобы родители даже не догадывались, что в доме есть кто-то еще. К тому же личный контакт, возможно, заставит друзей “расколоться”, если они знают, где прячется ваше чадо.

Рекомендуем!  Обязанности опекуна над несовершеннолетним ребенком по оплате коммунальных услуг

Применяйте хитрость, говорите: “Я точно знаю, что ты в курсе, потому что Сережа говорил, что доверяет тебе все свои секреты, и если что-то случится, скажет только тебе”.

Найдя своего сына или дочь, не нападайте на него сразу с расспросами. Но через некоторое время попытайтесь поговорить на тему побега, узнать, что послужило его причиной, постарайтесь понять своего ребенка и найти взаимопонимание с ним. Помните о том, что вы – не надсмотрщик на галерах, и вашей целью не должно быть тотальное навязывание ребенку своих взглядов на жизнь.

Материал подготовлен при содействии психотерапевта Леонида Шемлякова

Источник: https://interfax.by/news/obshchestvo/society-different/32742/

Почему бабушек заменяют нянями

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Елизавета Сивак, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Яна Козьмина, младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

Бабушки и дедушки часто критикуют методы воспитания внуков. При этом матерям становится труднее верить в свои силы, они реже удовлетворены своей материнской ролью и чаще ощущают депрессию.

В результате такого конфликта родители нередко «отстраняют» старших родственников от воспитания детей и нанимают няню либо же занимаются ребенком самостоятельно, консультируясь с участниками родительских интернет-сообществ.

К такому выводу пришли Елизавета Сивак и Яна Козьмина в исследовании, результаты которого представлены в статье «Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком?». Под самоэффективностью понимается уверенность матери в собственных силах, оценка своих материнских компетенций.

Конфликт поколений приводит к депрессии

Матери и бабушки нередко расходятся во взглядах на воспитание детей. 20% матерей отмечают, что родные и друзья критикуют их методы воспитания и ухода за ребенком. 30% признают, что им сложно договориться с близкими по этим вопросам. В результате возникает конфликт, и помощь со стороны родных не облегчает, а, наоборот, осложняет жизнь молодой семьи.

Вот последствия конфликта поколений: 

  • Чем сильнее разногласия, тем ниже уверенность матери в своих силах, умение «разрулить» проблемы. Показательно суждение респондента: «Когда я сталкивалась с таким поведением… моих родителей, это негативно сказывалось на моей самооценке и способности справляться с разными ситуациями».
  • Разногласия способствуют депрессиям и раздражению. «Были очень болезненные разговоры, — вспоминает респондентка свои отношения с отцом, дедушкой ребенка. — Я начинаю ему что-то говорить, он… меня не воспринимает… Я стала жутко переживать, мне было очень плохо». Советы родственников — «лишние шумы», которые «хочется убрать», заявила другая опрошенная.
  • Матери начинают ограничивать то время, которое ребенок проводит со старшими родственниками. В этом призналась четверть опрошенных женщин. «Я считаю, нормально, ну они там встречаются, никакого вреда он ему не нанесет», — отметила респондентка по поводу отношений дедушки и внука.
  • Старшие родственники могут оказаться в стороне от воспитания ребенка. «У нас есть бабушки и дедушки со всех сторон, но решение о том, чтобы найти няню, было основано на том, что… помощь [старших родственников] нельзя использовать. Потому что возникает очень много конфликтов на тему… воспитания», — рассказала многодетная мать. Няня оказалась предпочтительнее, поскольку от нее «можно потребовать проводить собственную политику в отношении детей».

Бремя гиперответственного материнства

Источники воспитательских разногласий могут быть разные. Представления о «правильных» методах меняются от поколения к поколению.

Современные семьи нередко говорят, что хотели бы воспитать детей иначе, чем их родственники в свое время.

За этим стоят психологические травмы родом из детства (когда вспоминаются унижения со стороны родителей), чтение книг экспертов по воспитанию детей и участие в сообществах, ориентирующихся на различные теории воспитания.

Так или иначе, современные матери ощущают на себе гораздо большее давление, чем их предшественницы. «Интенсивное материнство» – так часто называют нынешние практики воспитания, предполагающие постоянное следование интересам ребенка, большие эмоциональные и финансовые затраты.

Распространению этого явления содействуют несколько моментов:

  • «аксиома» о важности раннего развития детей,
  • представление об ответственности матери за все, что происходит с ребенком,
  • среда, окружающая детей и таящая немало опасностей;
  • «мода» на экспертное знание: считается, что без советов специалистов матери не смогут правильно развивать детей.

В итоге матери ощущают себя на «минном поле»: каждый ошибочный шаг может восприниматься как роковой.

Многие респонденты, вспоминая собственное непростое детство, старались предупредить психологические травмы собственных детей.

«Я считаю, что если бы мои родители могли мне помочь и показать, что они могут с такими ситуациями справляться эффективно, без приемов унижения, панического ужаса, пристыживания, отвращения, самобичевания, то тогда я могла бы эффективней использовать многие годы своей жизни, которые я потратила на разбор этих завалов, – отметила респондентка. – Поэтому я хочу, чтобы лишней, ненужной нагрузки у моего ребенка не было».

Родители избегают «чужеродных» идей

Участие в сообществах, которые придерживаются тех или иных теорий воспитания, вносит свой вклад в разногласия с родственниками. В опросе больше половины (54%) матерей отметили одну или несколько повлиявших на них книг о воспитании и указали, что подписаны на онлайн-сообщества, посвященные какому-либо подходу к воспитанию.

Такие сообщества обычно проводят границу между «правильными» и «неправильными» методами воспитания. «Инакомыслие» не принимается. В силу такого подхода весьма вероятны различия во мнениях с окружающими.

Сторонники какой-либо научно-популярной теории воспитания реже прибегают к помощи родственников. Они в среднем ниже оценивают объем помощи с ребенком со стороны родителей (например, помощь матери отметили 22% в этой группе по сравнению с 31% в группе «не-приверженцев»).

Более редкие контакты с родственниками позволяют матерям, участвующим в интернет-сообществах, не терять уверенности в своей родительской эффективности.

Работающие мамы конфликтуют меньше

Женщины, которые уже имели опыт воспитания ребенка, могут легче договариваться с помощниками. Работающие матери также меньше страдают от вмешательства бабушек и дедушек. Они сильнее нуждаются в помощи, поэтому, вероятно, стараются обращать меньше внимания на то, что помощники по-другому ведут себя с ребенком.

Либо же они договариваются с бабушками и дедушками. С другой стороны, наличие работы у женщины влияет на ее самовосприятие и семейные отношения: она ощущает себя более независимой и иначе строит отношения с окружающими. «Сейчас, когда я зарабатывающая единица… то я чувствую себя как-то более на месте… потому что у нас… партнерские нормальные отношения…

», – резюмировала еще одна респондентка.

Исследование основано на онлайн-опросах и интервью матерей (670 и 50 респондентов соответственно), проведенных в 2014-2015 годах. Возраст детей — от года до семи лет. Опрашивались женщины с благополучным бэкграундом: с высшим образованием, замужние или имеющие партнера, живущие в крупных городах и не бедствующие.

См. также:

Родительство становится профессией

Социальные связи влияют на рождаемость

Почему дети не ходят в кружки и секции

Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 12 октября, 2016 г.

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/193114093.html

Как реагировать на замечания незнакомых людей в адрес ребёнка?

Редакция The Village с помощью экспертов продолжает отвечать на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

Ситуация, при которой посторонние люди делают замечание ребёнку, знакома практически всем родителям. Мы спросили психологов и специалистов по детскому воспитанию, как реагировать на подобные реплики, чтобы не навредить малышу и не ввязаться в конфликт с незнакомцем.

Ольга Щедринская

семейный и детский психолог, сотрудник Института интегративной семейной терапии

В нашей культуре очень распространены непрошеные советы и замечания посторонним людям, в первую очередь детям и их родителям. И взрослые, и дети воспринимают такие действия как вторжение на личную территорию, они чувствуют раздражение и злость, а некоторые — тревогу и вину.

Когда чужой взрослый человек высказывает своё мнение о поведении ребёнка, он демонстрирует сомнения в наличии достаточного авторитета и уровня компетентности родителей.

Тот, кто делает замечание, оказывается в позиции эксперта и как будто пытается взять на себя функции по воспитанию ребёнка.

Но бывает, что посторонний человек вынужден брать на себя эти функции. Так происходит, когда родители по какой-то причине не могут или не хотят отреагировать в тот момент, когда поведение ребёнка опасно для него или окружающих. Цель замечания в данном случае — предотвратить угрозу, уберечь, остановить небезопасное поведение.

Если же ребёнок своим поведением мешает кому-то из окружающих или ведёт себя не в соответствии с принятыми для общественного места правилами — например, громко говорит во время театрального представления, толкается или пачкает ботинками чью-то одежду в транспорте, — замечание постороннего имеет цель защитить собственный комфорт или комфорт других людей.

В описанных случаях вред от непрошеного нарушения личных границ родителя и ребёнка может быть сбалансирован условной пользой для малыша или окружающих.

Во всех остальных случаях — когда ребёнок ведёт себя соответственно возрасту и социальной ситуации, и это поведение не опасно и не является очевидной помехой для постороннего человека — родители имеют право защищать личные границы, свой авторитет, стиль жизни и методы воспитания.

Непрошеные советы и замечания часто становятся источником стресса для родителей. Одна из задач — научиться реагировать на подобную критику и защищать свои границы, избегая конфликтов и дискуссий. Для того чтобы спокойно и ровно реагировать на замечания, важно достичь определённого уровня уверенности в себе и своей родительской компетентности.

Этому способствует слаженность в вопросах воспитания в паре родителей (когда партнёры согласуют друг с другом методы воспитания и поддерживают идеи друг друга) и достаточное количество знаний и опыта. Часто советы и замечания даются другими людьми из лучших побуждений, особенно в тех случаях, когда поведение ребёнка может быть расценено как небезопасное.

Иногда достаточно вежливо поблагодарить советчика и дальше не продолжать коммуникацию.

Когда непрошеные советы или замечания касаются вопросов здоровья, возрастных особенностей или внешнего вида, уместно вежливо, но твёрдо сказать, что воспитанием и развитием этого ребёнка занимаются только его родители и ни в каких консультациях от посторонних людей в данный момент они не нуждаются.

Важно помнить, что многие замечания делаются людьми, не обладающими образованием или специальными знаниями по детской психологии, педагогике и медицине. Из этого следует, что их мнение может быть ошибочным, а вы не обязаны доказывать им свою правоту.

Иногда проще всего бывает физически прервать контакт — отойти в сторону, отвернуться, — чем тратить время и силы на спор с незнакомыми людьми.

Детям старше четырёх лет стоит кратко и спокойно объяснить, почему родители тем или иным образом отреагировали на замечание постороннего, особенно если дети задают на эту тему вопросы.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Замечания постороннего человека принципиально отличаются от замечаний родителей. И дело не только в содержании, которое может быть как справедливым, так и не очень.

Такие замечания способны сильно ранить ребёнка и нарушить его взаимоотношения с родителями, подорвать доверие в семье. Особенно это касается детей старше трёх лет. Для детей раннего возраста — примерно до трёх лет — оценки постороннего ещё не очень значимы.

Иначе обстоит дело с детьми дошкольного и школьного возраста. Если мама или папа разрешили другому взрослому отчитать или отругать ребёнка, он может решить, что родители за него не заступились и впредь не заступятся.

Следствием этого может стать снижение самооценки, появление неуверенности в себе и тревожности. Поэтому не нужно вставать на сторону того, кто делает замечание, и присоединяться к нападкам на ребёнка.

Рекомендуем!  Могут ли развести через ЗАГС, если есть дети?

Что же конкретно делать родителям? Независимо от того, справедливо замечание или нет, следует поблагодарить за него. Если ребёнок действительно виноват, можно добавить извинения и отойти вместе с малышом. Ни в коем случае не начинайте ругать ребёнка при посторонних.

Если он виноват, сделайте ему замечание наедине, объясните, в чём он был не прав и что лучше делать в таких ситуациях. Если же, по вашему мнению, замечание несправедливо, можно обратить внимание ребёнка на то, что все люди разные, и то, что нравится одним, может не понравиться другим.

Если вы считаете замечание несправедливым, скажите ребёнку об этом, подчеркните, что думаете не так.

Есть ли смысл что-то обсуждать с тем, кто сделал замечание? Не думаю, что это принесёт какую-то пользу вам или ребёнку. Тот, кто сделал замечание, часто раздражён, готов к спору. Нужен ли вам этот спор? Если вы чувствуете потребность прилюдно защитить ребёнка, сделайте это корректно.

Ярослав Панасов

монтессори-педагог, руководитель в Монтессори-центре «Счастливый ребёнок»

Если незнакомец делает замечание, значит, у него есть на это причина. Скорее всего, он испытывает чувство ответственности за происходящее и решил сообщить вам об этом. Если же происходящее никак не затрагивает благополучие вашего ребёнка или других людей, поблагодарите его за участие и сообщите, что вы всё контролируете и причин для беспокойства нет.
И незнакомец проследует дальше.

Если всё же ваш ребёнок нарушает чей-то покой или причиняет неудобство окружающим, а то и вовсе вред, немедленно остановите его и извинитесь. Если вы прозевали происходящее, нелишней будет благодарность за внимательность, тем более если незнакомец увидел происходящее раньше вас.

Существует ли риск вреда для вашего чада или для кого-то другого, придётся решать вам. Это ваша ответственность.
И чтобы не пуститься в спор и поиск виновных, следует руководствоваться нормами и правилами поведения в обществе. Базовые правила довольно простые: не причинять вред себе, другим, а также не причинять вред окружающему пространству.

После того как вы остановили ребёнка, важно показать незнакомцу, что вы его услышали. Простое «спасибо» даст ему понять, что вы взяли ответственность на себя. Если при этом ребёнок продолжает делать то, что делал, незнакомец, скорее всего, подумает, что он был «вежливо послан», и дальнейшее развитие событий будет зависеть от темперамента участников конфликта.

Теперь представьте на секунду себя в роли ребёнка. Ваши помыслы чисты и вы полны энтузиазма. У детей всегда есть идея, которая их захватывает, и они отдаются ей полностью. И вдруг ваша мама или папа вас останавливает.

Вам как минимум потребуются объяснения, в чём причина вмешательства. Поэтому очень важно объяснить ребёнку, что послужило причиной замечания и почему вы согласны с незнакомцем. Но это не всё.

Если ребёнок расстроился, вы должны рассказать ему, как реализовать его идею через допустимое в обществе действие.

Например: «Мы пойдём с тобой играть там, где это делать безопасно», «Давай дома нарисуем картину», «Давай вместе корчить рожи перед зеркалом или друг другу». Ребёнок ищет инструкции о том, как пользоваться пространством. И если он их вовремя не получает, то действует так, как может.

иллюстрация: Даша Кошкина

Источник: https://www.the-village.ru/village/children/children/239063-detskiy-vopros

Почему дети уходят из дома?

…Пока бабушка накрывала на стол, 15-летняя Лиза из Гомеля, ничего не объясняя, ушла из квартиры и пропала на сутки. 13-летняя Аня из Минска тоже не оставила никакой записки родным, сделала вид, что идет на занятия в костел, и исчезла.

Похожая история произошла с 17-летним минчанином Иваном, его искали несколько дней. К счастью, подростки вернулись домой. Все дети из благополучных семей, их родственники уверяют: никакого конфликта накануне исчезновения ребенка не было.

Так что толкает детей на такой шаг? «Комсомолка» попыталась разобраться в этой проблеме вместе со специалистами.

Родители дарят айфон со словами: «Потеряешь – прибью»

Это заблуждение, что чаще всего из дома сбегают дети из неблагополучных семей. По статистике российских экспертов, только 30% школьников можно отнести к этой категории, остальные 70% – дети благополучных родителей.

Хотя психологи тут же возразят: внешняя картинка не всегда говорит о том, что происходит внутри семьи. Есть даже такой термин «мнимое благополучие».

Что касается Беларуси, точных цифр нет, в милиции говорят: соотношение где-то 50 на 50.

– По практике могу сказать, чаще всего школьники уходят из дома из-за конфликта с родителями или из-за страха наказания. К примеру, недавно 12-летний мальчик сбежал из дома из-за того, что отец купил ему дорогой телефон и запретил брать на занятия, но сын ослушался.

А потом так испугался последствий, что остался ночевать в подъезде, – рассказывает «КП» Андрей Менц, и.о. начальника инспекции по делам несовершеннолетних Фрунзенского РУВД Минска. – И такая история не единична.

Родители покупают ребенку айфон, а когда ребенок его теряет, ему проще сбежать из дома, чем прийти и все рассказать. Согласитесь, этот страх говорит о многом. Некоторые родители, даря дорогие вещи, прямо говорят: «Потеряешь – прибью. Я столько на него потратил!».

Поэтому во время родительских собраний мы просим взрослых покупать детям простые телефоны, чтобы в случае его потери ребенок мог спокойно вернуться домой…

С какого возраста дети становятся беглецами? Пик уходов из дома приходится на подростковый период, 12-16 лет, когда эмоции зашкаливают. Но уйти из дома могут и девятилетние дети. Чаще всего исчезают мальчики. Милиционеры, которые помогли найти сотни пропавших детей, заметили интересную деталь.

Родители никогда не ищут причину ухода ребенка в себе, не анализируют ситуацию, отношения в семье. Они сразу заявляют: «Мой сын-дочка не могли просто так уйти. Значит, случилась беда».

Они скорее нарисуют страшную картинку ДТП, чем признают, что в последнее время между ними и детьми не было взаимопонимания.

Пик уходов из дома приходится на подростковый период, 12-16 лет, когда эмоции зашкаливают. Getty Images

«Часто из дома сбегают дети учителей»

– Причина ухода ребенка, как правило, всегда заключается в нездоровой ситуации в семье. Хотя бывают истории, когда дети уходят под влиянием старшего товарища или неразделенной любви, – комментирует психолог Лев Бойцов.

– Самая распространенная ошибка взрослых – воспитывать ребенка в ежовых рукавицах, подавляя его личность. А что нужно ребенку? Чтобы его обняли, поговорили, попытались понять – он же сам себя не понимает в таком возрасте.

Если есть любящие бабушка или дедушка, подросток прижимается к ним, ищет душевного тепла. Современным детям постоянно предъявляются завышенные требования, их оценивают мама с папой, школа.

Вместо того чтобы спросить: «Сынок, чем тебе помочь?», взрослые давят: «Бездельник, опять не успел сделать то и то». Психика не выдерживает, и школьник хлопает дверью.

– Часто из дома сбегают дети, у которых мама работает учительницей в школе или преподавателем в вузе. Они очень строго воспитывают собственного ребенка, требуют, чтобы он был примером для других, – добавляет милиционер Андрей Менц.

– Родители не задают детям элементарного вопроса: «Что ты хочешь?». Навязывают свою модель: «Телевизор под запретом, садись и готовься к поступлению».

И тогда уход школьника – это как протест: посмотрите на меня, на мои желания! Иногда подростку нужно давать возможность расслабиться и заняться тем, чем он хочет.

Специалисты советуют постоянно повторять ребенку – что бы ни случилось, его всегда ждут дома, готовы выслушать и помочь. Подросток должен понимать: идеальных дней, людей, обстоятельств в жизни не бывает, всякое может случиться, и это нормально. Сегодня взлет, а завтра – падение.

Подросток должен понимать: идеальных дней, людей, обстоятельств в жизни не бывает. Getty Images

15-летнюю девочку искали год и нашли в Москве

Когда очередной ребенок уходит из дома, к поиску всегда подключаются волонтеры из поисково-спасательного отряда «Ангел».

– Это извечная проблема отцов и детей, хотя не во всех побегах виноваты взрослые. Бывали и такие случаи, что с ребенком работали все: милиция, психологи, различные специалисты, но он все равно, пытаясь что-то доказать, уходил в неизвестном направлении, – говорит Сергей Ковган, командир поисково-спасательного отряда «Ангел».

– Каждый случай – индивидуален. Кто-то заранее готовится к побегу: собирает личные вещи, крадет деньги у родителей, а кто-то уходит спонтанно на фоне какой-нибудь ссоры. Мы уже заметили, что ребята помладше далеко от дома не уходят. Прячутся у друзей, одноклассников, ночуют в подъезде или на вокзале.

А вот подростки могут уехать автостопом в другой город – предсказать их передвижение невозможно. Как правило, поиск детей длится неделю, они и сами могут выйти на связь, когда замерзнут или закончатся деньги. Правда была история, когда 15-летнюю девочку нашли только через год.

Она уехала в Москву, работала в ночном клубе и не хотела возвращаться домой. Опознали ее случайно, благодаря фотографиям в социальных сетях.

А другая девочка, 15-летняя Лиза, этим летом наделала много шума. Школьница из семьи известного бизнесмена после конфликта в гимназии сбежала из дома на чердак. Ее искали сутки, а наутро Лиза спустилась домой к родным.

Пока семья приходила в чувства, ее поставили на учет как неблагополучную. Свое решение органы опеки объяснили тем, что раз есть заявление в милицию, значит, они обязаны отреагировать. Многие возмутились: к милиции обратились за помощью, но все обернулось против родителей.

Как же так? Выходит, лучше к поискам никого не подключать?

– Нет такого правила, что сразу после побега ребенка семью ставят на учет как неблагополучную. Каждый случай разбирается индивидуально, и никто не застрахован от того, что его ребенок может уйти в неизвестном направлении, – объясняет Андрей Менц, и.о.

начальника инспекции по делам несовершеннолетних Фрунзенского РУВД. – Конечно, с семьей поговорят органы опеки, с ребенком – участковый ИДН и психолог.

Иногда этими беседами все заканчивается, если же выявляется неблагополучие, то тогда ставится вопрос о постановке на учет.

Как вести себя родителям после возвращения беглеца? Худший вариант – напасть на него с обвинениями и посадить под замок. Есть вероятность, что ребенок снова бросится в бега. Попробуйте спокойно его встретить, а когда улягутся эмоции, поговорить. Возможно, именно этой беседы ему и не хватало.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Что делать, если пропал ребенок?

1. Первым делом обзвоните всех друзей, классного руководителя, родственников. Если никто ничего не знает и не видел, тут же бегите в ближайшее отделение милиции.

2. Это заблуждение, что заявление принимают только спустя трое суток после исчезновения человека. К поиску ребенка милиция подключается мгновенно.

3. Свяжитесь с поисково-спасательным отрядом «Ангел» по телефону 8-033-6666-856 или оставьте заявку на их официальном сайте. Отряд сформируется тут же, и волонтеры начнут не только поиски, но и обклеят весь город ориентировкой с фотографией пропавшего ребенка.

Рекомендуем!  Когда я смогу прописать ребенка в другом месте?

4. Пост о пропаже школьника можно разместить у себя на странице в соцсетях. Чем больше людей узнает об исчезновении, тем выше шансы найти ребенка.

5. Если мобильный телефон ребенка оформлен на вас, запросите распечатку звонков, чтобы видеть, с кем он последнее время созванивался.

Источник: https://www.kp.by/daily/26618/3636559/

Родные и токсичные. Как общаться с пожилыми родителями

Старый — что малый, гласит народная поговорка. Возраст меняет многих родителей: они обижаются, становятся токсичными, подозрительными, критикуют жизнь детей. Почему стало так трудно с ними общаться? Лайф с помощью специалистов разбирался, как строить отношения с постаревшими родителями.

— Я не знаю, как дальше общаться с мамой и стоит ли вообще это делать, — говорит 35-летняя Анна. — Она всегда была позитивным человеком, но, после того как вышла на пенсию, резко изменилась. Она критикует меня во всём: как я воспитываю детей, как готовлю, как убираюсь, как одеваюсь.

Но хуже всего то, что она начала лезть в мои отношения с мужем. Почему-то она считает, что Игорь достоин лучшего выбора, чем я — плохая мать и хозяйка. Такое ощущение, что она пытается стравливать нас с супругом.

Мама постоянно твердит: “Надеюсь, Игорь уйдёт от тебя и найдёт себе наконец хорошую жену”.

— Отец в своё время открыл мне целый мир. Он научил меня рыбачить, охотиться, играть в шахматы, — рассказывает 44-летний Владислав. — С папой мы облазили Кавказские и Уральские горы, сплавлялись по рекам, ходили в многодневные походы.

А теперь он, в прошлом активный человек, не интересуется абсолютно ничем. Мои попытки расшевелить отца не дают никакого результата. Внуками интересуется, но они быстро его утомляют.

Целыми днями отец смотрит телевизор, изменить его не получается.

Большие дети

Токсичное поведение у пожилых начинается индивидуально. По мнению психологов, уместно говорить про рубеж 60-летия, после которого у каждого наступают внутренние терзания.

Если человек был удовлетворён своей личной жизнью, то проблемы запоздалого “трудного возраста” протекают наиболее гладко.

— Если женщина была счастлива, любима и достаточно автономна, то этот период у неё проходит более или менее гармонично. А если её личная жизнь была посвящена только детям, то, конечно, требования к детям у такой женщины очень высоки, — говорит семейный психолог Ольга Меженина. — Это порождает конфликт в выборе партнёров у её детей, негативные комментарии, бесконечные навязчивые советы.

В этой ситуации детям очень важно поставить границы для матери.

Все пожилые люди становятся обидчивыми и ранимыми. В юном или зрелом возрасте психика человека куда более гибкая. К тому же человек активного возраста озабочен своей репутацией, а для пожилого она не играет большой роли. Поэтому он может позволить себе неряшливый внешний вид или скандал на публике.

— Молодым это сложно понять, потому что они полны энергии, но у пожилых со временем ощущение собственной силы уходит, — говорит Ольга Меженина.

Дозируйте информацию для родителей

Кадр из фильма “Тони Эрдманн” / © Кинопоиск

Именно поэтому родители остро переживают, если у их взрослых детей что-то не получается в жизни. Ведь они уже ничем не могут им помочь.

Эксперты советуют детям понимать это и разделять информацию, которую они собираются выложить родителям. Например, стараться давать им больше позитивных новостей или упоминать свои мелкие проблемы, по которым они могут дать мудрый совет. Серьёзные проблемы, тем более материальные, лучше решать самим и молча.

Гасите конфликты

Не позволяйте манипулировать собой

Кадр из фильма “Тони Эрдманн”/ © Кинопоиск

Очень часто дети сталкиваются с угрозами и откровенным шантажом со стороны пожилых родителей. Что делать, если они пытаются вами откровенно манипулировать? Например, заявляют: “Я отпишу квартиру не тебе, а брату, потому что он лучше заботится обо мне”.

— Вы должны говорить с позиции взрослого. Манипуляция в любом случае неуместна. Нужно отделять реальные потребности от попытки манипуляции и искать между ними золотую середину, — говорит психолог Ольга Торлецкая. — Конечно, вы не должны позволять родителям собой манипулировать, но в то же время вы обязаны быть снисходительны.

Не отвечайте на выпады. Гасите конфликт, сменив тему разговора

Кадр фильма “Тони Эрдманн”/ © Кинопоиск

Как быть в случае, если родители переводят разговор на повышенные тона и дело идёт к скандалу? Психологи советуют не спорить, не отвечать на выпады и постараться перевести разговор на другую тему.

Ещё один приём, как быстро погасить конфликт, — быстро задать вопрос на постороннюю тему. Например, спросить, почему давно не видно наших соседей. Ещё лучше, если вам удастся развеселить родителей.

Антистресс

По словам психолога, у пожилых падает приспособляемость, а также сопротивляемость к новым переживаниям и проблемам.

Старики становятся похожими на детей, но дети имеют биологическую защиту, а у людей старшего возраста понижается стрессоустойчивость: это выражается в тотальной тревожности и тотальном страхе.

Им трудно самостоятельно купить дорогую вещь, трудно проконтролировать мастеров, они боятся лишний раз кого-то побеспокоить.

— Ты уже не так владеешь ситуацией, не всегда можешь на неё повлиять, у тебя иногда нет сил физически ей противостоять, — говорит Ольга Меженина. — Ощущение постоянной тревожности порождает раздражение на новые условия, людей.

По её словам, самое мудрое решение — относиться к пожилому родственнику как к ребёнку.

— Ведь его раздражение рассчитано не на тебя конкретно — так выражается бессилие и страх. Ему хочется, чтобы его кто-то защитил, а статус взрослого человека не позволяет просить помощи у своих детей. В итоге получается внутренний конфликт, — поясняет психолог.

Не втягивайте родителей в стрессовые ситуации

Кадр из фильма “Похороните меня за плинтусом”/ © Кинопоиск

Эксперты советуют не втягивать пожилых родителей в ситуации, в которых они теряются или испытывают стресс, — всё это может закончиться раздражением, скандалами и обидой.

Если вы вызвали к ним сантехника или установщика окон, то лучше сами проконтролируйте его работу. Если родителям нужно купить дорогую вещь, то помогите им с выбором.

Многие пожилые люди боятся походов в банк, магазин или клинику, потому что не знают современных технологий и не знают, как это всё работает. Возьмите на себя то, что у вас получится лучше.

Не нужно пытаться перевоспитать родителей, требовать от них меняться, бросать какие-то привычки, которые уже давно стали частью их жизни. Если, например, отец всю жизнь курит, то только он сам сможет решить, нужно ему это дальше или нет. Если мама любит вышивку, то не нужно спрашивать, куда она собирается всё это девать. У них свой мир.

Вместе решайте проблемы, не поддавайтесь на жалость

Кадр фильма “Родня”/ © Кинопоиск

Когда родители вступают в преклонный возраст, их ребёнок должен становиться на позицию мудрого и терпеливого взрослого.

И понять, что родительские “выкидоны” представляют собой не злобность и не намерение причинить зло, а потребность внимания и доказательство собственной ценности бунтующего.

Понимая это, легче регулировать конфликт. Нужно сопереживать и помогать, но не втягиваться в жалость.

— Ты говоришь с позиции взрослого: да, пап, я знаю, что тебе плохо и ты чувствуешь себя одиноким. Тебе не стоит держать меня в тревожном состоянии, ты просто скажи, чем я могу тебе помочь, — советует психолог Ольга Торлецкая.

— Не нужно терзаться, нужно выводить проблему в рациональную плоскость: я понимаю, я люблю и всегда буду с тобой, но не стоит мне говорить каждый день про свои болезни.

Не нужно нагнетать тревожность, нужно предлагать решение! И это будет уже не просто внимание, но и участие в том, что происходит.

Родителям нужно помогать, но не стоит жить их жизнью. Психологи советуют детям беречь себя, отдыхать и заниматься своей собственной жизнью — она одна и слишком короткая. И да, дети должны отпускать старые обиды, уметь прощать своих родителей.

Детям в помощь

Позвольте родителям заботиться о вас

Кадр из фильма “Старший сын”/ © Кинопоиск

Единственная потребность пожилого человека — это забота и внимание. Единственная ценность людей преклонного возраста — своя значимость в жизни близких и дорогих людей. Понятно, что если они её стремительно теряют, то пытаются удержать любыми силами и способами.

Эксперты советуют давать возможность родителям чем-то помочь своим взрослым детям. Например, посидеть с внуками, вести учёт коммунальных платежей, приготовить обед или сделать что-то другое полезное. Так родители почувствуют свою востребованность.

Хотя бывают и другие случаи: родители начинают новую жизнь после того, как их дети уходят из дома и создают свою семью.

— Моя мать почти всю жизнь была такой чеховской “душечкой” — образцовой домохозяйкой, всецело зависевшей от мнения мужа, — вспоминает 50-летняя Галина. — Так совпало, что в тот же год, когда умер отец, я родила первенца. Конечно, я рассчитывала на мамину поддержку. Тем более что тогда ей не было ещё и 60 лет и она была в хорошей физической форме. Но не тут-то было.

По её словам, похоронив мужа, мать превратилась в абсолютно другого человека: стала ходить в бассейн, на танцы, на хор и на курсы рисования — при том что никогда не отличалась подвижным или творческим образом жизни.

— Когда я просила её посидеть с ребёнком, ей вечно было некогда: то у неё спевка, то она идёт на экскурсию. Мама сама удивлялась: и чего она бездельничала всю жизнь, когда кругом столько захватывающих занятий? И радостно навёрстывала упущенное. Правда, взрослыми детьми и маленькими внуками особо не интересовалась, — рассказывает Галина.

Директор ГБУ социального обслуживания Московской области “Одинцовский комплексный центр социального обслуживания населения” Татьяна Ярошенко работает с пожилыми людьми ежедневно.

В её Центре пенсионеры повышают компьютерную грамотность, занимаются трудотерапией — делают из бытовых отходов нужные вещи, играют в собственном театре “Звёзды старшего поколения”, а также практикуют асаны хатха-йоги и сражаются друг с другом в настольном теннисе.

— К нам ходят заниматься пенсионеры в возрасте от 55 до 92 лет. Общение — самое главное, чего им не хватает. Мы отмечаем дни рождения подопечных и вообще все праздники. Любое их мероприятие заканчивается чаепитием, для которого они приносят свою выпечку, — говорит Татьяна Станиславовна.

— У наших пенсионеров есть гендерные различия по интересам: мужчины предпочитают спорт — бильярд, теннис, шахматы, скандинавскую ходьбу. Женщины любят петь, танцевать, рукодельничать.

У пожилых людей — самое время вспомнить свои предпочтения и нераскрытые таланты, и всё это они у нас реализуют.

Источник: https://life.ru/1165670

Putprav.ru