Можно ли провестипсихологическую диагностику ребенка по заявлению отца?

Экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями.

Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

В последнее время интерес к этому виду экспертизы возрастает, причиной чему является постепенное осознание государством и судебной системой того обстоятельства, что при вынесении решений по вопросам, непосредственно затрагивающим судьбу детей, нельзя руководствоваться исключительно юридическими и материально-экономическими соображениями.

Чтобы максимально защитить интересы ребенка и обеспечить ему более комфортные условия взросления, проводят экспертизу детско-родительских отношений. Зачастую невозможно установить истинное положение дел в семейных отношениях, проведя прямой опрос детей.

Дети усваивают идеальные родительские установки и чаще всего при ответе на вопросы суда транслируют эти установки бездумно, потому что «так правильно». Ребенок может быть запуган одним из родителей и побоится признаться в этом. Бывает, родители специально готовят детей к выступлению в суде, заставляя заучивать «правильные» ответы.

Чтобы понять, к кому из родителей ребенок относится лучше, с кем из родителей у ребенка установились более комфортные и доверительные отношения, какова вообще семейная атмосфера, прибегают к экспертизе детско-родительских отношений.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта.

Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье.

Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним.

Идеальные представления родителей о ребенке и о своей роли родителя выражаются в декларируемых принципах. Истинное же отношение можно выявить с помощью специальных методик.

Точно так же и ребенок может демонстрировать образ идеального члена семьи, но при этом ощущать себя совершенно иначе, испытывать качественно другие эмоции вплоть до противоположных.

Для выявления истинного отношения родителя к ребенку широко используются творческие и проективные методики. К примеру, родителю может быть предложено к написанию «Сочинение родителя», в котором он в свободной форме излагает свои взгляды на ребенка, систему воспитания, семью в целом.

Методика довольно-таки сложна, так как требует от родителя приложения значительных усилий и наличия определенного уровня интеллектуального развития, но при этом достаточно эффективно оценивает многие аспекты родительского отношения. Другая эффективная методика называется «Закончи предложение».

Родителям предлагаются начала фраз, которые надо завершить. Например: «Мне нравится, когда мой ребенок…». Эта методика неоднократно доказывала свою эффективность. Причина успешности этого подхода заключается в том, что человека ставят в заданные рамки.

Это ограничивает его, с одной стороны, формулой высказывания, а с другой, убирает на второй план составленные заготовки, позволяет заговорить истинным эмоциям.

Как это ни удивительно, но необходимость сформулировать свою мысль в другой форме провоцирует исследуемого быть более правдивым, говорить о том, что на самом деле беспокоит его. Этот эффект связан с принципами построения лжи в мозге человека.

Декларируемые установки являются, по сути, ложью, на продуцирование которой мозг затрачивает много сил. При переключении усилий мозга на лингвистическую работу по переформулировке предложений эмоциональный поток освобождается, и в предложениях появляются истинные чувства. Кроме того, подобные задания способствуют взгляду на ситуацию под несколько иным углом, что тоже служит конечному установлению истины.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому.

Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы.

Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

Подобные предписания существуют для всех применяемых в ходе экспертизы методик исследования. Стоит ли говорить о том, насколько важно участие в исследовании компетентного специалиста, ведь от результата его работы зависит дальнейшая судьба ребенка.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  1. Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  2. Уровень психологического развития ребенка.
  3. Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  4. Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  5. Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  6. Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов.

    К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования.

    Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.

  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе.

    Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка – наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями.

Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Вопросы, на которые отвечает эксперт в области экспертизы детско-родительских отношений

  1. Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  2. Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  3. Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.

    )?

  4. Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  5. Какова основная характеристика личности родителя?
  6. Каков уровень психологического развития ребенка?
  7. Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  8. Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  9. Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  10. Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  11. Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  12. Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  13. Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  14. Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  15. Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  16. Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  17. Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  18. Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  19. Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  20. Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-detsko-roditelskikh-otnoshenii/

«Бывшая жена незаконно забрала у меня сына»

Борьба за ребёнка между отцом и матерью продолжается больше года

30-летний липчанин Николай Лукин последний раз видел своего 6-летнего сына Семёна больше месяца назад. По решению суда ребёнок должен жить с матерью. Но мужчина уверен, что мальчик хочет остаться с ним.

Николай и Анна поженились в 2004 году. Через год родился сын.

— В 2010-м мы развелись, Семён остался жить со мной. Но, несмотря на это, я платил Анне алименты и брал с неё расписки, — говорит Николай. — Однако в марте 2011 года ко мне пришли приставы. Оказалось, я должен более 200 тысяч за якобы не уплаченные алименты. С таким заявлением к ним обратилась Анна. Позднее выяснилось, что это фальсификация.

По словам Николая, с того момента 27-летняя Анна решила отобрать ребёнка у отца. И начались бесконечные судебные тяжбы.

— Я не возражал против того, чтобы Семён виделся с матерью. Даже предлагал ей, чтобы он жил у нас по очереди через два дня, — продолжает Николай. — Но Семён наотрез отказался жить у неё. Не могу понять, почему сын боится маму, но, даже когда мы жили втроём, он никогда не оставался с ней наедине. Спал только со мной, даже гулять с ней без меня не хотел.

Анна подала иск в суд на определение места жительства ребёнка. Чтобы не отдавать Семёна бывшей жене, Николай обратился в кризисный центр помощи женщинам и детям.

По его словам, с мальчиком и родителями работали психологи, они пытались решить проблему между супругами, но безуспешно. Вывод специалистов оказался однозначным: Семён больше тянется к отцу.

Результаты обследования были предоставлены в суд.

После этого в кризисном центре начались проверки. Специалисты областного управления соцзащиты  сочли действия сотрудников центра неверными.

Согласно их выводам там должны были провести психологическую диагностику супругов и их ребёнка и составить для них рекомендации, как наладить отношения в семье.

А вот проводить психолого-педагогические исследования и тем более предоставлять результаты в суд не имели права, так как это не предусмотрено уставом учреждения. В итоге директор центра Елена Самойлова получила выговор, а результаты обследования были отозваны из суда.

— Я уверен, что проверки проводились не просто так, — говорит Николай. — Отец Анны — бывший сотрудник полиции, занимавший довольно высокий пост, у него есть серьёзные связи.

В самом кризисном центре «Житью» пояснили, что с декабря прошлого года Елена Самойлова не работает в учреждении. По словам нынешнего директора центра Ирины ШАЙДУКО, их организация не имеет права проводить психолого-педагогические исследования.

Так как прежнее заключение было отозвано из суда, Николая вместе с сыном направили в Областной центр психолого-медико-социального сопровождения.

— Я взял с собой диктофон и записывал всю беседу Семёна с психологом, — говорит отец мальчика. — Она требовала от ребёнка, чтобы он нарисовал маму, но тот наотрез отказывался. В результате в акте обследования написали, что Семён любит маму, а я не даю ему с ней жить.

С доводами психолога Николай не согласился и отправился с сыном в Москву, чтобы провести независимое психологическое обследование. Специалисты пришли к выводу, что ребёнку хорошо рядом с отцом. Кроме того, в заключении указано, что «смена места жительства ребёнка может быть опасной для психического и даже физического благополучия мальчика». Но эти документы суд во внимание не принял.

В дело вмешался и добровский отдел опеки и попечительства. Дело в том, что большую часть времени Николай с Семёном жили в Преображеновке. Работники опеки пришли в дом Лукиных и выяснили, что условия проживания мальчика в деревянном срубе площадью 160 кв. метров стеснённые и у него нет своего места отдыха.

Кстати, комментировать своё решение в отделе опеки отказываются, ссылаясь на то, что не вправе рассказывать о проблемах семьи.

А 25 ноября прошлого года в добровском суде состоялось очередное заседание. Прийти на него из-за болезни сына Николай не смог. Суд определил место жительства ребёнка с матерью. 15 февраля Анна в сопровождении приставов и психолога забрала Семёна.

— С тех пор сына я не видел, — говорит отец. — Но уверен, что ему там плохо.
По мнению же родственников Анны, мальчику лучше с матерью. Бабушка Семёна уверена, что Николай и его родители настроили ребёнка против них. Мама мальчика от общения с нами отказалась.

Недавно Николай подал иск по ограничению Анны в родительских правах. Она подала встречный иск. Что решит суд, неизвестно.

Имена участников изменены.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Родителям нужно искать компромисс»

— В данной ситуации оба родителя поступают неправильно. Они стараются досадить друг другу, манипулируя сыном, — считает психолог Надежда КИРЕЕВА. — Конечно, каждый из них любит ребёнка, но в то же время они о нём не думают.

Скорее всего, у них не развита культура воспитания. Они просто не понимают, что их действия идут во вред сыну. А ведь у ребёнка очень хрупкая психика, особенно у мальчиков, они намного ранимее девочек.

И в будущем из-за конфликта между родителями у него может развиться нервоз, способный вылиться в нервные тики или головные боли. А может развиться и комплекс неполноценности.

Если сохранить семью невозможно, родителям нужно найти компромисс, чтобы ребёнок мог общаться с обоими. Необходимо спокойно, без скандалов объяснить ему ситуацию и прислушаться к тому, чего он сам хочет.

В Липецке 6-летний мальчик кидал петардами в прохожих

В Липецке неделю ищут пропавшую школьницу 

У липецкой мэрии забрали часть полномочий

В Грязях незнакомец избил посетителя бара

В Липецкой области при неизвестных обстоятельствах утонули две маленькие сестры

Источник: https://moe-lipetsk.ru/news/people/239993

Рекомендуем!  Можно ли ламинировать свидетельство о рождении ребенка
Putprav.ru