Дорога является объектом капитального строительства

Глава 3. Особенности создания отдельных видов объектов

Дорога является объектом капитального строительства

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с ГрК РФ и требованиями закона № 257-ФЗ. Признание автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) объектом капитального строительства влечет ряд важных последствий:

  1. Для выполнения работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства, по общему правилу, необходимо получать разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ).

Отметим, что понятие реконструкции линейного объекта по ГрК РФ шире, чем данные виды работ в отношении автомобильных дорог согласно закону № 257-ФЗ. Так, в соответствии со ст.

1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов — это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Согласно закону № 257-ФЗ реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (ст. 3). Об изменении показателей функционирования в данном случае речи не идет.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» параметрами отнесения дороги к определенному классу или категории являются:

  • общее число полос движения;
  • ширина полос, обочины и разделительной полосы;
  • пересечение с другими автомобильными и железными дорогами;
  • доступ с примыкающей дороги в одном уровне (допускается или нет);
  • максимальный уровень загрузки движением.

Таким образом, например, замена асфальтового покрытия на бетонное будет отнесена к реконструкции по нормам ГрК РФ (т. к. это влияет на грузоподъемность), но не будет считаться аналогичными работами по законодательству о дорогах. Подтверждением тому является, в частности, отнесение Приказом Минтранса России от 16.11.

2012 № 402[1] замены дорожной одежды (в т. ч. при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам) к капитальному ремонту, для выполнения которого разрешение на строительство не требуется.

Представляется, что, поскольку речь идет о специальном отраслевом правовом регулировании, нормы законодательства о дорогах должны иметь приоритет.

2. Для получения разрешения на строительство необходимо оформить права на земельный участок, на котором будут проводиться строительные работы (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

Соответственно, при осуществлении реконструкции участка автомобильной дороги необходимо индивидуализировать и оформить права не только на сам участок дороги, но и на землю под ним (межевание, кадастровый учет, регистрация права собственности).

В соответствии со ст.

3 закона № 257-ФЗ автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).

Таким образом, в соответствии с законом дорога представляет собой комплексный объект, включающий в том числе земельные участки и подземные конструкции.

Как было указано выше, признаком сооружения — объекта капитального строительства — является наличие подземной части, несущих, а в отдельных случаях — ограждающих конструкций[2].

На основании данной нормы автомобильную дорогу как комплексный объект всегда можно отнести к объектам капитального строительства.

Вместе с тем земельное и гражданское законодательство рассматривает земельные участки как отдельные объекты недвижимости.

ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[3] признают дорожные сооружения и элементы обустройства дорог самостоятельными объектами соглашений.

Судебная практика отмечает, что дороги (как и ряд иных объектов), по своему функциональному назначению представляющие благоустройство территории и созданные для проезда к зданиям (сооружениям), не создают нового объекта недвижимости, а представляют собой улучшение полезных свойств земельного участка[4].

Отметим, что понятие недвижимого имущества, установленное в ГК РФ (ст. 130), и понятие объекта капитального строительства не равнозначны. Однако сооружения (а вслед за ними и линейные объекты — дороги, отвечающие признакам сооружений) соответствуют признакам обоих терминов.

В соответствии со СНиП III‑10-75 «Благоустройство территорий»[5] к объектам благоустройства территории относятся внутриквартальные проезды. В Москве под внутриквартальным проездом понимается дорога общего пользования в границах квартала[6].

В Санкт-Петербурге это не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории (территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий — ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон)[7]. Соответственно, внутриквартальные проезды предназначены для обеспечения связи между многоквартирными домами и иными объектами на территории объекта планировки — квартала.

Таким образом, автомобильная дорога относится к объектам капитального строительства и одновременно к недвижимости в случае, если она:

  • отвечает признакам сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • не относится к элементам благоустройства.

Дорога может быть создана как сооружение вспомогательного назначения, для строительства (реконструкции) которого не требуется разрешение на строительство.

В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) объектов вспомогательного использования не требует получения разрешения на строительство. Ранее было отмечено, что согласно письму Минрегиона России от 20.05.

2011 № 13137-ИП/08 инженерные сети являются вспомогательными объектами в том случае, когда они функционально обеспечивают отдельный объект капитального строительства и не выходят за границы элемента планировочной структуры, в котором расположен отведенный для строительства участок.

Представляется, что данное правило применительно к линейным объектам — автомобильным дорогам — следует толковать расширительно: дорожное полотно не обязательно должно обеспечивать проезд только к одному объекту недвижимости.

Данный вывод продиктован тем, что в отличие от инженерных сетей, расположенных в здании и под землей, дорога находится на поверхности и в любом случае является общедоступной, однако данное обстоятельство не лишает ее подчиненного характера.

Кроме того, в другом своем письме Минрегион России делает упор не на количество зданий, а на наличие связи «основной объект — обслуживающий объект»[8]. Вместе с тем представляется, что для квалификации в качестве вспомогательного объекта дорога и здания должны, как правило[9], находиться на одном земельном участке.

Таким образом, разрешение на строительство (реконструкцию) дороги не потребуется, если:

  • дорога не является объектом капитального строительства;
  • дорога является объектом капитального строительства — сооружением вспомогательного использования;
  • существует специальное региональное регулирование.

Для удобства приведем перечень всех условий, при которых получение разрешительной документации не требуется:

  1. дорога не является сооружением согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  2. дорога относится к элементам благоустройства;
  3. дорога предназначена для обеспечения одного или нескольких объектов капитального строительств и не выходит за границы элемента планировочной структуры, на территории которого расположен участок с объектами;
  4. если специальные правила об отсутствии необходимости в получении разрешения установлены законодательством региона (п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Вместе с тем следует отметить, что указанные выше признаки во многом носят оценочный характер, поэтому во избежание риска признания объекта самовольной постройкой (ст. 222 ГК РФ) и привлечения к административной ответственности (ст. 9.

5 КоАП РФ) для выполнения работ по строительству (реконструкции) дороги рекомендуется получать разрешение на строительство либо хотя бы обратиться за его получением и получить отказ, который можно будет предъявлять в случае возникновения спора.

Государственная регистрация прав на дороги (участок дороги) также является спорным вопросом. Квалифицирующим признаком недвижимости традиционно является прочная связь с землей (ст. 130 ГК РФ), применительно к дорогам — линейным объектам — это наличие признаков сооружения согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Вместе с тем, как было указано выше, для судебной практики основное значение имеет то, что объект выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям.

Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим участком[10].

Если дорога не носит явно подчиненного, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций[11]), право собственности на нее рекомендуется зарегистрировать.

Внутриквартальные и межквартальные дороги

Термины «внутриквартальные и межквартальные дороги (проезды)» используются в законодательстве[12]. Признаком внутриквартального проезда (дороги) является его расположение в границах одной единицы планировочной структуры, термин межквартальной дороги, как правило, не раскрывается. СП 42.13330.

2011[13] указывает, что проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Также отдельно выделены улицы в жилой застройке — транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги магистрального движения.

Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочный элемент[14] застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га.

В квартале могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.

Таким образом, дорога, расположенная на территории микрорайона (квартала), может рассматриваться как вспомогательный объект капитального строительства (создание которого не требует получения разрешения на строительство), поскольку она:

  • не выходит за границы элемента планировочной структуры — микрорайона;
  • предназначена для обеспечения нескольких домов (групп домов) на территории одного элемента планировочной структуры (и, как правило, находится на одном земельном участке с обеспечиваемыми зданиями).

При определении вспомогательного характера объекта, в первую очередь, необходимо учитывать именно признаки дороги, характеризующие ее подчиненный характер, а не название.

Внутриквартальный подъезд в зависимости от его характеристик может быть также отнесен к объектам, не являющимся капитальным строительством и недвижимостью (т. е.

элемент благоустройства участка при отсутствии признаков сооружения).

Несколько микрорайонов объединяются в район, образуемый, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.).

Площадь территории района не должна превышать 250 га[15].

Дорога, связывающая несколько микрорайонов (кварталов) на территории района (межквартальная дорога), не будет относиться к вспомогательным объектам капитального строительства, поскольку:

  • несмотря на то, что район является элементом планировочной структуры, он разделен на микрорайоны, применительно к зданиям на территории которых дорога и должна выполнять подчиненную функцию;
  • она предназначена для обеспечения доступа не к одному зданию или нескольким взаимосвязанным объектам, а для обеспечения связи между большим количеством домов.

Квалификация межквартального проезда как объекта, для создания которого не требуется разрешение на строительство, возможна в том случае, если он будет состоять из нескольких внутриквартальных дорог, отвечающих признакам вспомогательных сооружений.

Кварталы и микрорайоны являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории. Как было указано ранее, применительно к системе градостроительных документов ППТиПМ разрабатываются в отношении отдельных элементов планировочной структуры[16].

При этом основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, объекты транспортной инфраструктуры. Соответственно, при разработке ППТиПМ в отношении микрорайона в данную документацию включаются сведения о дорогах.

Как и в отношении иных линейных объектов, ППТиПМ будут являться основанием для разработки проектной документации для строительства (реконструкции) дорог.

В том случае, если участок (квартал) предоставляется для развития застроенной территории (ст. 46.1 ГрК РФ) или в рамках комплексного освоения территории (ст. 46.4 ГрК РФ), в т. ч. для строительства жилья эконом-класса (ст. 46.

6 ГрК РФ), обязанность по разработке ППТиПМ, учитывающих расположение всех объектов, лежит на инвесторе.

При создании (реконструкции) дороги в качестве самостоятельного объекта необходимо разработать ППТиПМ на данную территорию (аналогично иным линейным объектам)[17].

Проектная документация разрабатывается в соответствии с общими правилами. Законом № 257-ФЗ установлено, что состав и требования разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков устанавливаются Правительством РФ, однако в настоящее время такие нормы отсутствуют.

Оглавление

Источник: https://www.kachkin.ru/glava-3-3_3

Объекты капитального строительства

Дорога является объектом капитального строительства
  
Мы в социальных сетях:                   

Виды объектов капитального строительства приведены в «Положении о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. № 87.

Объекты капитального строительства в зависимости функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Перечень объектов капитального строительства, строящихся на территории Иркутской области (скачать Перечень)

Состав проектной документации по сносу объекта капитального строительства:

Состав проектной документации по сносу объекта приведен в разделе 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства «Положения о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. № 87, который выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства.

Проектная документация по выше названному Положению состоит из текстовой и графической частей.

– текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения;

– графическая часть отображает принятые технические или иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической части.

Линейные объекты капитального строительства:

В разделе 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта капитального строительства» «Положения о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. № 87 приведены следующие линейные объекты капитального строительства:

– автомобильные дороги;

– железные дороги;

– линии связи;

– магистральные трубопроводы.

Состав проектной документации по строительству линейного объекта капитального строительства:

Состав проектной документации по строительству линейного объекта капитального строительства приведен в главе 111 «Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования этих разделов» «Положения о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. № 87 и состоит из 10 разделов: «Пояснительная записка», «Проект полосы отвода», «Технологические и конструктивные решения линейного объекта капитального строительства», «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта», «Проект организации строительства», «Мероприятия по охране окружающей среды», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Смета на строительство», «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Линейно-кабельные сооружения связи:

К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Они представляют собой:

1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:

– наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;

– предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;

– наличие протяженности (длины).

Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее выше указанные признаки может регистрироваться как одна сложная вещь.

2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.

Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки пункта 2 может регистрироваться как отдельный объект недвижимости.

К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся:

– кабельная канализация;

– наземные и подземные сооружения специализированных не обслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;

– кабельные переходы через водные преграды;

– закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).

Технический паспорт на линейно-кабельное сооружение связи приведен в приложении 2 «Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года № 68.

Он включает в себя план линейно-кабельного сооружения связи и иные характеристики объекта недвижимости.

Согласно пункта 5 «Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года № 921, государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности в установленном законодательством порядке.

Источник: http://irkobl.ru/sites/stroynadzor/build/Object/

2.4. Понятие объекта капитального строительства. Виды объектов капитального строительства

Дорога является объектом капитального строительства

Объектамикапитального строительства, подлежащимиучёту в государственном кадастренедвижимости и иных видах кадастров,являются здания, сооружения, помещенияи объекты незавершённого строительства.

Здания,сооружения, объекты незавершённогостроительства за исключением временныхпостроек, киосков, навесов и другихподобных построек, относятся к недвижимымвещам.

Законодательноеопределение исключает из объектовкапитального строительства временныепостройки и прямо указывает, в качествепримера построек: киоск— строение, которое не имеет торговогозала и рассчитано на одно рабочее местопродавца; навес— сооружение полузакрытого типа (крышана опорах с незамкнутыми стенами илибез них).

Вроссийском законодательстве понятие«объект капитального строительства»существует с 2005 г. В прежнем градостроительномзаконодательстве использовалисьправовые конструкции «объекты недвижимостив градостроительстве», «объектыградостроительной деятельности».

Рассмотримподробнее виды объектов капитальногостроительства (далее – ОКС)

Зданиемназываетсяназемное строительное сооружение,имеющее внутреннее пространство,предназначенное для определенного видачеловеческой деятельности и отдыха,или архитектурно-строительные объекты,назначением которых является созданиеусловий для труда, проживания,социально-культурного обслуживаниянаселения, хранения материальныхценностей, содержания животных.

Зданиевключает в себя сети инженерно-техническогообеспечения и системы инженерно-техническогообеспечения (оборудование). Здание можетиметь также эксплуатируемые помещенияв подземной части. Сооружение,не имеющее надземной части, не являетсязданием.

Зданиеявляется одним из видов строительныхсооружений. Основной задачей зданийявляется пространственная организациябытовых, трудовых процессов и отдыхалюдей.

Зданияизучает наука Типология, классифицирующаяархитектурные объекты в их сравнениипо общим признакам:

-функциональному назначению;

-типам;

-объемно-планировочным параметрам;

-закономерностям формообразования;

-градостроительным функциям и требованиямк ним;

-эксплуатационным качествам.

Пофункциональномуназначениюздания подразделяются на четыре основныегруппы, соответствующие основным видамчеловеческой деятельности: быту, трудуи общественно-административнойдеятельности:

-общественные здания;

-жилые дома;

-промышленные здания;

-здания и сооружения, предназначенныедля нужд сельского хозяйства.

Каждаяиз этих групп имеет в свою очередьсобственную типологическую структурув зависимости от функциональногоназначения зданий, или их специфики.Основным признаком зданий, по которомуопределяют принадлежность его к тойили иной группе, является назначениездания определенного типа для определеннойцели.

Например:общественные здания классифицируютсяпо областям культурно-бытовогообслуживания населения:

1)здравоохранение;

2)наука, просвещение и обучение;

3)воспитание и обучение;

4)физкультура и спорт;

5)массовый отдых;

6)транспорт и связь;

7)общественное питание;

8)торговля;

9)хозяйственно-бытовое обслуживание;

10)управленческо-административнаядеятельность;

11)коммунальные предприятия.

Пообъемно-планировочнымпараметрамздания классифицируют по этажности,планировочным схемам, функциональномузонированию зданий на генеральном планеи помещений в самом здании.

Например:жилые здания подразделяют на следующиетипы:

-одноквартирные (одноэтажные, мансардные,двухэтажные);

-блокированные (двухквартирные одно-,двухэтажные, четырех- квартирныедвухэтажные; многоквартирные одно-двухэтажные);

-секционные (односекционные трехэтажныеи выше, многосекционные двухэтажные ивыше);

-коридорные, коридорно-секционные;

-галерейные, галерейно-секционные.

Однимиз примеров классификации зданий можетслужить следующая схема (рис. 2.1):

Рис.2.1. Пример классификации зданий.

Жилоездание(дом) состоит из комнат, а также помещенийвспомогательного использования,предназначенных для удовлетворениягражданами бытовых и иных нужд, связанныхс их проживанием в таком здании.

К жилымзданиям (домам) относятся жилые домапостоянного типа, общежития, приюты,дома маневренного фонда, дома-интернатыдля престарелых и инвалидов, ветеранов,специальные дома для одиноких престарелых,детские дома, интернаты при школах ишколы-интернаты, другие дома.

Индивидуальныежилые дома — отдельно стоящие жилыедома с количеством этажей не более чемтри, предназначенные для проживанияодной семьи.

В их число также включаютсядома коттеджного типа (при которыхимеется небольшой участок земли; коттеджибывают преимущественно двухэтажнымис внутренней лестницей, на первом этажекоторых обычно расположена общаякомната, кухня, хозяйственные помещения;на втором этаже — спальни), одноквартирныеблокированные жилые дома, состоящие изавтономных жилых блоков.

Многоквартирныйдом — совокупность двух и более квартирв жилом здании, имеющих самостоятельныевыходы либо на земельный участок,прилегающий к жилому дому, либо впомещения общего пользования в такомдоме. Многоквартирный дом содержит всебе элементы общего имуществасобственников помещений в таком домев соответствии с жилищным законодательством.

Нежилыездания– это здания, назначением которых являетсясоздание условий для труда,социально-культурного обслуживаниянаселения и хранения материальныхценностей: промышленные, сельскохозяйственные,коммерческие, административные, учебные,здравоохранения, и другие.

Впроцессе развития потребностей населениягорода типы зданий постоянно видоизменяются.Кроме четко выраженных типов зданий,существует множество переходных форм.

Крометипологической классификации, т.е.классификации зданий по назначению,существует подразделение зданий наклассыпо значимости. Выделяют 4 класса зданий.

Каждому классу зданий предъявляютсяопределенные требования относительнокапитальности (строительные материалыи конструкции, огнестойкость и т. д.

),степени градостроительного инароднохозяйственного значения,характеристики эксплуатационныхкачеств.

ЗданияIкласса. К ним относятся жилые и общественныездания, отвечающие повышенным требованиям(общественные здания, играющие особоважную роль в композиции городов, жилыевыше шести этажей и др.).

ЗданияIIкласса. Это здания массового строительства,жилые дома в 4—5 этажей.

ЗданияIIIклассапредставляют собой малоэтажные зданияс небольшой вместимостью.

ЗданияIVкласса.Это здания, удовлетворяющие минимальнымтребованиям.

Основнымисоставными частями зданий являютсяпомещения– это функциональная часть здания,сооружения или строения, отделенная отдругих функциональных частей физическимиграницами (стенами), не имеющими разрывов.

Всоставе помещений могут быть комнатыцелевого назначения (комната-ванная,комната-прихожая, комната-кухня, комнатадля отдыха и др.). Комната – это неделимаяфункциональная часть здания.

Сооружение— результат строительства, представляющийсобой объемную, плоскостную или линейнуюстроительную систему, имеющую наземную,надземную и (или) подземную части,состоящую из несущих, а в отдельныхслучаях и ограждающих строительныхконструкций и предназначенную длявыполнения производственных процессовразличного вида, хранения продукции,временного пребывания людей, перемещениялюдей и грузов.

Объектом,выступающим как сооружение, являетсякаждое отдельное сооружение со всемиустройствами, составляющими с ним единоецелое.

Например:

-плотина включает в себя тело плотины,фильтры и дренажи, шпунты и цементационныезавесы, водоспуски и водосливы сметаллическими конструкциями, крепленияоткосов, автодороги по телу плотины,мостики, площадки, ограждения и др.;

-автомобильная дорога в установленныхграницах включает в себя земляноеполотно с укреплениями, верхнее покрытиеи обстановку дороги (дорожные знаки ит. п.), другие, относящиеся к дороге,сооружения — ограждения, сходы, водосливы,кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

Ксооружениям, представляющим собойединый объект, состоящий из разнородныхэлементов, объединенных общимфункциональным назначением, относятсятакже стадионы, включающие в себяспециально оборудованные площадки длязанятия различными видами спорта,например, городошная и легкоатлетическаяплощадки, футбольное и хоккейное поля,беговая дорожка и ямы для прыжков.Площадки расположены на земле и являютсяприспособлением её для целей физкультурыи спорта. В данном случае эти сооружениябыли созданы именно в таком виде, чтосоответствует их функциональномуназначению.

Ксооружениям также относятся: законченныефункциональные устройства для передачиэнергии и информации, такие как линииэлектропередачи, теплоцентрали,трубопроводы различного назначения,радиорелейные линии, кабельные линиисвязи, специализированные сооружениясистем связи, а также ряд аналогичныхобъектов со всеми сопутствующимикомплексами инженерных сооружений.

Строения.Законодательных определений понятия«строения»в Российском законодательстве неимеется. Как и ранее в законодательствеРСФСР, термин «строения» используетсякак общее понятие зданий и сооружений.

В настоящее время понятие «строение»преимущественно используется либо водном терминологическом ряду — «здание,строение, сооружение», либо какравнозначное понятию здание, либоподчеркивается второстепенное значение:«жилые и хозяйственные строения,расположенных на садовых и дачныхучастках», хозяйственные строения длясодержания домашних животных, строениявспомогательного использования, строенияпотребительского назначения (дачи,садовые дома, гаражи).

Вотличие от иных объектов капитальногостроительства, строение не являетсяобъектом учета, применяемом при веденииединого государственного реестраобъектов капитального строительстваи государственного кадастрового учетанедвижимого имущества.

Объектынезавершённого строительства— объекты, строительство которыхприостановлено, в основном, из-заотсутствия финансовых средств иматериально-технического обеспечения.

Указанный правовой термин характеризуетне конструктивные особенности объектанедвижимости и функциональные цели егосоздания, а сам процесс создания объектанедвижимости и отражение поэтапностиэтого процесса в свойствах создаваемогообъекта.

В отличие от зданий, строенийили сооружений объекты незавершённогостроительства не могут быть использованыв соответствии с их назначением дозавершения строительства и ввода вэксплуатацию.

Источник: https://studfiles.net/preview/1973013/page:4/

Объекты капитального строительства: проблемы законодательного регулирования | ИТП Град

Дорога является объектом капитального строительства

Впервые легальное определение категории «объект капитального строительства» (далее – ОКС) было введено ГрК РФ. Следует отметить, что категорией ОКС оперирует не только градостроительное законодательство, но и законодательство иных отраслей права.

В частности, это относится к гражданско-правовой сфере, земельному, лесному законодательству и иным отраслям.

Именно поэтому так важно разобраться в сущности данного определения, иметь четкое представление о том, что конкретно законодатель подразумевает под ОКС.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ ОКС – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (т.е.

объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

По своей сути это положение не является определением как таковым в связи с тем, что оно не содержит сущностных характеристик данной категории, а сводится лишь к перечислению объектов, относящихся к ОКС.

Итак, к ОКС относят здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Перечисленные объекты являются ничем иным как разновидностью объектов недвижимости, следовательно, им должны быть присущи и все признаки недвижимости. Часть первая ст.

130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам согласно этой же статьи относятся и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Во-первых, из данной нормы можно вывести характерные признаки недвижимого имущества: неразрывная связь с землей, невозможное без несоразмерного ущерба их назначению перемещение, обязательная государственная регистрация. Это те признаки, которые непосредственно прописаны в положении ст. 130 ГК РФ. Но, кроме них можно выделить и иные.

В частности, обязательность государственной регистрации объектов недвижимого имущества и отнесение к ним в порядке исключения воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов говорит о степени социальной, экономической и иной значимости недвижимого имущества, его высокой стоимости и особых условиях гражданского оборота.

На основании всего вышесказанного можно вывести следующие признаки недвижимого имущества:

  • неразрывная связь с землей;
  • невозможность перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению;
  • обязательная государственная регистрация;
  • высокая стоимость;
  • высокая степень социальной, экономической и иной значимости.

Во-вторых, данная норма непосредственно перечисляет те объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), которые в соответствии с ГрК РФ являются ничем иным как ОКС. Но для того, чтобы окончательно определить природу ОКС и отнести либо не отнести ОКС к разновидностям объектов недвижимости, необходимо разобраться с таким понятием как «капитальное строительство».

Законодательство РФ не содержит легального определения данной категории. ГрК РФ в ст. 1, посвященной основным используемым в кодексе понятиям, дает трактовку лишь термина «строительство», под которым понимается создание зданий, строений, сооружений.

Иначе данное определение можно представить так: строительство- это создание объектов капитального строительства. Не слишком понятно, правда? Категория «капитальное строительство» и вовсе нигде не разъясняется, хотя законодательство, в том числе и ГрК РФ, активно им оперирует.

Объясняется это видимо тем, что данный термин имеет экономическую природу и никакого отношения к строительству как к деятельности по возведению объектов изначально не имеет.

В соответствии с «Современным экономическим словарем» капитальное строительство — это процесс создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций1. Довольно абстрактное определение, сущностные характеристики из которого вывести сложно.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит следующее определение категории «капитальный»: основной, коренной, очень важный; капитальное строительство – сооружение новых предприятий, жилых зданий и т.п2.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что капитальным строительством (в данном контексте) является деятельность по возведению объектов недвижимости. Возникает вопрос: почему мы используем термин «капитальное строительство», а не «строительство» вообще? По моему мнению, это связано с тем, что «строительство» как деятельность распространяется не только на возведение объектов недвижимости, но также и на реконструкцию, ремонт, причем, не обязательно только в отношении недвижимого имущества как такового.

Из всего выше сказанного следует вывод о том, что ОКС являются разновидностями объектов недвижимости, следовательно, им присущи все признаки недвижимого имущества.

В этой связи интересным представляется также вопрос относительно природы различного рода подземных сооружений.

Данная тематика довольно актуальна по ряду причин: развитие новых технологий, новаторских архитектурных решений, поиск «инвестиционной почвы», а также довольно актуальная для крупных мегаполисов проблема нехватки территории, свободной от застройки, и в то же время необходимость размещения тех или иных объектов.

Когда речь идет о подземных сооружениях правовое регулирование будет комплексным.

Следует рассматривать в совокупности нормы градостроительного, гражданского, земельного законодательства, а также законодательства о недрах, являющимся своеобразной отправной точкой и ориентиром в регулировании данного рода объектов вообще. В связи с особенностью, высокой степени значимости данной сферы уровень ее правового регулирования – федеральный.

Недра – это разновидность недвижимости, что следует в первую очередь из ст. 130 ГК РФ. Ключевой вопрос данной тематики: относятся ли подземные сооружения к объектам капитального строительства?

В самой категории используется термин «сооружения». Сооружение – разновидность ОКС, как уже было выяснено выше. Так может ли сооружение в принципе быть подземным?

Законодательство РФ содержит следующие определения термина «сооружение»:

Источник: https://itpgrad.ru/node/87

Министерство экономического развития Российской Федерации

Дорога является объектом капитального строительства

28.03.14

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение (далее – Обращение), а также с учетом состоявшегося в Департаменте недвижимости 15 ноября 2013 г. совещания относительно осуществления государственного кадастрового учета автомобильных дорог в качестве линейных сооружений и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об объектах недвижимости, подлежащих государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственному кадастровому учету.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Для целей государственной регистрации прав недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы (статья 1 Закона о регистрации).

При этом не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 Закона о регистрации).

Согласно частям 1, 3 статьи 1 Закона о кадастре кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с Законом о кадастре осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

С учетом изложенного, кадастровый учет иных объектов в соответствии с требованиями Закона о кадастре не предусмотрен.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г.

№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.

  № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, если объекты, указанные в Обращении, в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию как объекты недвижимости – сооружения, в отношении таких объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если  имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.

Также сообщаем, что в силу статьи 7 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости не содержит такой характеристики, как состав объекта недвижимости.

2. О подготовке документов, необходимых для осуществления кадастрового учета сооружения, и порядке их представления в орган кадастрового учета.

Частью 1 статьи 22 Закона о кадастре установлено, что основанием для постановки на кадастровый учет сооружения является, в том числе заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, технический план сооружения, или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Согласно части 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении таком сооружении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого сооружения в эксплуатацию, проектной документации такого сооружения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого сооружения. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Требования к подготовке технического плана сооружения утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. № 693 (далее – Требования).

Рекомендации по некоторым вопросам, связанным с подготовкой документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), расположенных на территории двух и более кадастровых округов содержатся в письме Минэкономразвития России от 29 мая 2013 г. № 10571-ПК/Д23и, размещенном на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.есоnоmу.gov.ru.

Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, и порядок их представления в орган кадастрового учета установлен статьями 16, 20, 21, 22 Закона о кадастре.

3. О подготовке межевого плана земельного участка в случае образования части земельного участка с целью передачи образованной части в аренду.

Исходя из положений пункта 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре для целей осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка заявителем вместе с заявлением о государственном кадастровом учете представляется межевой план.

Форма межевого плана и требования к ее подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 61 Требований графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполняется на основании:

  • сведений государственного кадастра недвижимости – в отношении существующих частей земельных участков, которые сохраняются в прежних либо уточняемых границах на образуемых, измененных или уточняемых земельных участках;
  • актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, договоров, вступивших в законную силу судебных актов – в отношении образуемых частей земельных участков.

В данном случае копии таких документов включаются в состав приложения к межевому плану.

Пунктами 62 и 63 Требований предусмотрено заполнение графы «Характеристика части» в случаях:

  • если образование части земельного участка связано с наличием на земельном участке объектов недвижимости;
  • если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности.

В тоже время в Требованиях отсутствуют положения о заполнении реквизитов графы «Характеристика части» раздела 5 «Общие сведения о частях образуемых земельных участков» формы межевого плана при образовании части земельного участка с целью передачи образованной части в аренду.

По мнению Департамента недвижимости, в случае образования части земельного участка с целью передачи ее в аренду графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполняется на основании документа, подтверждающего устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав (например, документ, содержащий в себе признаки предварительного договора, предусмотренного статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации), копия которого включается в состав приложения к межевому плану.

При отсутствии такого документа в графе «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана может указываться цель образования части, например: «Часть земельного участка образована в целях передачи в аренду».

По мнению Департамента недвижимости, отсутствие в указанном случае в приложении к межевому плану документов, являющихся основанием для заполнения графы «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана, не может являться причиной отказа или приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 11 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при государственном кадастровом учете части объекта недвижимости носят временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права.

Если по истечении пяти лет со дня завершения государственного кадастрового учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Документы

Источник: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deprealty/201403288

Путь права
Добавить комментарий