Формы собственности, новый хозяйственный механизм, предпринимательство в здравоохранении
Собственность — система экономических и юридических отношений между людьми по поводу имущества, условий и результатов производства. В системе правоотношений можно выделить право собственности, ответственность собственника, защиту прав собственности.
1 См. Лебедев А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья, Самара, 1996.
484 > ЧАСТЬ II 4- Раздел 13
По Закону «О собственности в Российской Федерации» право собственности определяется как право по своему усмотрению осуществлять владение, пользование и распоряжение имуществом.
Владение означает фактическое обладание имуществом, без чего невозможно реализовать все другие права собственности, пользование — это потребление имущества в соответствии с теми свойствами, которыми оно обладает.
Распоряжение означает определение юридической судьбы имущества, которое можно продать, обменять, подарить, отдать в залог, аренду и т.д.
Ответственность собственника выражается в том, что он несет все издержки, связанные с содержанием собственного имущества, а также в том, что имущество собственника может быть использовано для компенсации потерь, нанесенных собственником третьему лицу.
Защита прав собственности предполагает наличие норм права, исключающих нарушение прав собственности со стороны какого-либо иного субъекта права. Наряду с правом собственности существует право полного хозяйственного ведения, когда собственник передает свои полномочия другому субъекту.
'Государственные предприятия и многие учреждения функционируют на правах полного хозяйственного ведения, носителем которого является руководитель соответствующего предприятия (учреждения), переданного государством в полное хозяйственное ведение. Если деятельность этого предприятия (учреждения) финансируется за счет собственника, то возникает право оперативного управления. Учреждения в Российской Федерации в основном обладают правом оперативного управления. Это относится и к государственным (муниципальным) медицинским учреждениям. Отношениям собственности в основном посвящена часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации.
Современные формы рыночного хозяйствования основываются на разделении не столько собственности, сколько правомочий собственника между экономическими субъектами. Предприниматель, являясь главным действующим лицом на рынке, может не быть собственником применяемого им имущества.
К основным видам собственности в России относятся;
— государственная собственность;
— собственность граждан;
— муниципальная собственность;
— общая (коллективная) собственность;
— собственность общественных объединений (организаций);
•v- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -О- 485
— частная собственность;
— собственность юридического лица.
В здравоохранении приходится иметь дело с различными формами собственности. В ст. 41 Конституции Российской Федерации говорится о трех формах собственности в здравоохранении: государственной, муниципальной, частной.
В основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» содержатся ст. 12 — «Государственная система здравоохранения», ст. 13 — «Муниципальная система здравоохранения», ст.
14 — «Частная система здравоохранения».
Государственная собственность — имущество, право на которое находится у органов государственной власти. К государственной собственности относятся федеральная собственность и собственность субъектов в составе Российской Федерации. Государственная система здравоохранения включает:
— Министерство здравоохранения Российской Федерации;
— министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации;
— органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— Российскую академию медицинских наук;
— находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения ЛПУ, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные, санитар-но-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят ЛПУ, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения РФ и министерств здравоохранения республик в составе РФ. Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения являются юридическими лицами. Их имущество соответственно можно отнести к собственности юридического лица, переданной ему в
486 О- ЧАСТЬ II Раздел 13
оперативное управление или полное хозяйственное ведение, что должно быть отражено в соответствующем договоре и уставе учреждения или предприятия в системе государственного здравоохранения.
Муниципальная собственность— имущество, право собственности на которое принадлежит органам местного самоуправления.
В Российской Федерации к муниципальной собственности относится имущество, находящееся в собственности органов власти районов, городов и территориальных образований в их составе, а также средства их бюджетов.
Муниципальная собственность здравоохранения включает: муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические организации и предприятия, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения. Они так же, как и государственные, являются юридическими лицами, их собственность — собственность юридического лица, переданная ему собственником в ответственное управление или полное хозяйственное ведение по соответствующему договору, что должно быть отражено в уставе предприятия или учреждения. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Частная собственность— имущество, право собственности на которое регулируется частным правом. Частной может быть собственность как физических лиц — граждан, так и юридических лиц, если юридическое лицо не является субъектом государственной или муниципальной собственности. К частной системе здравоохранения относятся:
— ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности;
– лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью;
— ЛПУ, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Проблемы экономики, финансирования, маркетинга 4- 487
Экономические преобразования в государственной системе здравоохранения нашей страны начались с введения нового хозяйственного механизма. Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении было одобрено Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР 23.06.89.
Этому предшествовали экономические эксперименты в здравоохранении, направленные на введение элементов предпринимательства, хозрасчета, экономических методов управления. Новый хозяйственный механизм(НХМ) в здравоохранении разрабатывался на основании широкомасштабного эксперимента, проводившегося в четырех регионах страны.
К этому эксперименту в дальнейшем добровольно, по собственной инициативе, присоединились другие территории и отдельные медицинские учреждения. Для полного использования нового хозяйственного механизма, представляющего собой специфическую форму хозяйственного расчета, было необходимо его введение не менее чем на территории области.
Наибольшего успеха в эксперименте удалось добиться Кемеровской области, опыт которой и дальнейшем был использован другими территориями.
В положении о новом хозяйственном механизме в здравоохранении сказано: «Основными целями перевода учреждений здравоохранения на новые условия хозяйствования является более полное удовлетворение потребностей населения в квалифицированной медицинской помощи, обеспечение бесплатности, гарантированное™ и доступности ее всем слоям населения, эффективное использование кадровых, материальных, финансовых ресурсов и научного потенциала общества, направленных на улучшение здоровья населения». Введение нового хозяйственного механизма в 1989 г. происходило в условиях единой государственной системы здравоохранения с финансированием из государственного бюджета. В этот период страна уже приступала к рыночным преобразованиям в экономике, шире стали использоваться экономические методы управления. В 1987 г. был принят правительственный документ под названием «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года», в котором один из 6 разделов был посвящен совершенствованию управления здравоохранением с использованием экономических методов. Введение нового хозяй-
488 ЧАСТЬ II О- Раздел 13
ственного механизма в здравоохранении было связано с хозрасчетом во всех сферах хозяйствования. Полный хозяйственный расчет, основанный на самоокупаемости и самофинансировании, в здравоохранении был невозможен, единственным реальным источником финансирования в 1989 г.
оставался государственный бюджет.
Однако необходимость повышения эффективности использования ограниченных ресурсов здравоохранения, включения здравоохранения в комплексное реформирование экономики требовали введения тех элементов хозрасчета, которые были возможны и желательны для решения проблем здравоохранения в новых условиях.
Специфическая форма хозяйственного расчета в государственном здравоохранении СССР и получила название новый хозяйственный механизм (НХМ) в здравоохранении.
Основными направлениями НХМ в здравоохранении стали распределение средств по подушевому нормативу, а не на отрасль и ее службы, учреждения; оплата труда с учетом его количества и качества; разрешение платных услуг; предоставление экономической самостоятельности руководителям учреждений. НХМ предусматривал:
— изменение управления здравоохранением (децентрализация, приоритет экономических методов, элементы научного подхода к управлению — менеджмента);
— новая структура управления (создание территориальных медицинских объединений, расширение прав руководителей медицинских учреждений и усиление роли трудовых коллективов в управлении учреждениями — создание советов трудовых коллективов);
— изменение порядка финансирования здравоохранения (выделение средств из бюджета на одного жителя по дифференцированным подушевым нормативам, разрешение использовать в государственных учреждениях здравоохранения дополнительные источники финансирования, оказание платных услуг сверх гарантированных, работы по договорам с предприятиями и т.д.);
— расчет цен на услуги в учреждениях здравоохранения и введение взаиморасчетов внутри учреждения между подразделениями и между учреждениями в соответствии с выполненной работой;
— новые формы организации труда в медицинских учреждениях, бригадный метод, бригадный и арендный подряд, аренда, медицинские кооперативы, дневные стационары при больницах и поликлиниках, стационары на дому и т.д.;
-V- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -Ф- 489
— введение моделей хозрасчета, соответствующих новым формам организации труда: 1-я модель хозрасчета — бригадная форма организации труда, 2-я модель хозрасчета – подрядные формы организации труда (бригадный и арендный подряд), 3-я модель хозрасчета — аренда, 4-я модель хозрасчета — медицинские кооперативы и другие формы частного предпринимательства в здравоохранении;
— попытка создания системы оплаты труда в соответствии с объемом и качеством выполненной работы, введение экономических методов стимулирования интенсивности и качества;
— введение системы внутриведомственного контроля качества медицинского обслуживания на основе разработки медико-экономических стандартов (диагностически связанных, диагностически родственных или клинико-статистических групп) с использованием экспертных оценок различного уровня (ступеней контроля качества медицинского обслуживания).
Являясь специфической формой хозяйственного расчета в государственной системе здравоохранения, НХМ должен был повысить эффективность использования ресурсов и качество медицинского обслуживания путем интенсификации труда и увеличения заинтересованности работников учреждений здравоохранения в его результатах. Это достигалось созданием различных вариантов (моделей) хозяйственного расчета – формирования и распределения хозяйственного дохода.
На основе использования всех разрешенных нормативными документами источников финансирования в соответствии со спецификой организации труда формировался единый финансовый фонд, который распределялся в зависимости от принятой коллективом модели хозяйственного расчета.
Основным источником финансирования учреждения здравоохранения являлись средства бюджета, выделяемые по долговременным экономическим нормативам, устанавливаемым на 5 лет с распределением по годам.
Поликлиникам бюджетные средства выделялись по дифференцированным подушевым нормативам, а другим учреждениям поступали как оплата в соответствии с объемом и качеством выполненной работы или по смете расходов.
Дополнительные средства зарабатывались коллективом путем оказания сверхнормативных услуг по договорам с различными государственными, кооперативными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями, оказания сверхнормативных услуг населению на платной основе,
18. Заказ №2105.
490 •>ЧАСТЬ II
Источник: https://studopedia.su/19_95958_formi-sobstvennosti-noviy-hozyaystvenniy-mehanizm-predprinimatelstvo-v-zdravoohranenii.html
Государственная политика в области здравоохранения
Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально – техническую базу системы здравоохранения.
Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах: поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения; отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности; соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения; приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным стандартам качества медицинской помощи; обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами; разграничения полномочий и предметов ведения в области здравоохранения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения; доступности медицинской помощи гражданам на территории всей Российской Федерации; реорганизации государственно – муниципального сектора путем передачи в государственно – муниципальный сектор ведомственных организаций здравоохранения; ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения; экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья населения; социальной справедливости при реализации прав граждан в области здравоохранения; социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения; приоритетности мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни; преемственности действий медицинских работников на всех этапах оказания медицинской помощи; равных условий деятельности организаций здравоохранения, за исключением случаев, установленных законодательством РоссийскойФедерации; государственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения; участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, а также управления здравоохранением; развития международного сотрудничества в области здравоохранения.
Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией Российской Федерации, составляют единую систему здравоохранения.
Организацию управления системой здравоохранения осуществляют органы управления здравоохранением.
В системе здравоохранения Российской Федерации формируются государственно – муниципальный сектор здравоохранения и частный сектор здравоохранения.
К государственно – муниципальному сектору относятся: органы управления здравоохранением, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и развитию медицинской науки; организации здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности, подчиненные органам управления здравоохранением; медицинские организации, создаваемые органами исполнительной власти Российской Федерации помимо федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, и органов исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации.
К частному сектору относятся организации здравоохранения частной формы собственности, а также граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью.
Субъекты системы здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Экономической основой государственно – муниципального сектора является имущество, находящееся в государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации) и муниципальной собственности, закрепленное за организациями здравоохранения государственно – муниципального сектора на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Приватизация государственного и муниципального имущества, закрепленного за медицинскими организациями государственно – муниципального сектора, не может осуществляться до принятия соответствующего федерального закона.
Информация размещена благодаря сайту www.kizilcrb.ru
Источник: http://kizilcrb.ru/poleznaya-informaciya/zakonodatelstvo/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-zdravoohraneniya
Административное право России
В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной политической организации.
Охрана здоровья людей — это совокупность мер политического, экономического, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Охрана здоровья граждан базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г.
К ним относятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение нрав граждан в области охраны здоровья.
Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов (п. «д», «е», «ж» ст. 72 Конституции РФ). Компетенция РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления закреплена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, включая те, для которых охрана здоровья не является их профильной задачей.
Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии.
В этом смысле здравоохранение населения осуществляется относительно самостоятельной системой учреждений и органов здравоохранения, которая является их основным назначением и основной деятельностью. Государственное управление здравоохранением связано именно с руководством этой специализированной деятельностью государства.
С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Выделяются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, каждая из этих систем имеет свою структуру, закрепленную в Основах.
Например, к государственной системе относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы управления здравоохранением ее субъектов, находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.
К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с действующими правовыми актами.
В РФ введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан РФ». Объем медицинских услуг гражданам поставлен в зависимость от вида медицинского страхования.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Оно предполагает формирование средств на его осуществление путем отчисления в фонд обязательного медицинского страхования фонда оплаты труда каждого работающего.
Каждый гражданин получает страховой полис на бесплатное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.
Законодательством РФ гарантируется медицинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь.
Она состоит в лечении наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений); в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведении мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
Система органов исполнительной власти и основы их компетенции в области здравоохранения определены Конституцией РФ, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Важное значение для их деятельности имеют Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, утвержденная Правительством РФ 5 ноября 1997 г.1См.
, например: Порядок оказания скорой медицинской помощи. Утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 г. // Российская газета. 2004. 26 нояб., Концепция охраны здоровья населения на период до 2006 г. и утвержденная Правительством РФ 31 августа 2000 г.
, Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 года)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280, федеральные законы: «О предупреждении распространения в РФ заболевания, называемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г.
, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. и другие нормативные правовые акты.
Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ государственной политики в области здравоохранения.
Оно утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением в стране.
Оно действует на основе Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 30 июня 2004 г.
Осуществляет функции но: выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физической и химической природы, курортного дела.
Министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства, а также деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В порядке нормативно-правового регулирования Министерство принимает акты, которые с точки зрения регулируемых им вопросов делятся на две группы: акты, самостоятельно принимаемые Министерством, их перечень дан в положении о нем, и акты по другим вопросам, не включенные в этот перечень.
Акты первой группы весьма разнообразны по своей тематике. Выделен их 51 вид.
В соответствии с принятой классификацией Министерство утверждает положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных ему; квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к его компетенции; методические рекомендации по вопросам обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, связанной с повышенной опасностью; перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности.
Оно принимает акты об оказании первичной медико-санитарной, а также скорой медицинской помощи, по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств; о порядке фармацевтической деятельности. Его актами определяются виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
К сфере самостоятельного нормативно-правового регулирования относятся многие другие вопросы, связанные с диагностикой заболеваний, оказанием специализированной медицинской помощи, профилактическими прививками, обязательными медицинскими осмотрами определенных категорий лиц, донорством, трансплантацией органов и тканей и др.
Министерство осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи.
На него возложены организация направления граждан РФ на лечение за границу; деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, Всероссийского центра медицинских катастроф, профессиональной переподготовки, повышения квалификации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических работников, работников курортного дела. Оно также организует деятельность по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации; по установлению связи заболевания с профессией и т.д.
В субъектах РФ нет единообразия в формах органов управления здравоохранением. В них действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.
Задачи, функции и полномочия органов управления здравоохранением субъектов РФ во многом сходны с теми, которые имеет Министерство здравоохранения и социального развития РФ в сфере здравоохранения.
Это определяется во многом общностью целей и содержанием управления здравоохранением.
Разумеется, распределение предметов ведения между РФ и ее субъектами, статус и территориальные масштабы деятельности их органов государственной власти допускают возможные особенности в компетенции, в частности, органов управления здравоохранением.
Задачи и функции этих органов разнообразны. На них возложено осуществление федеральной государственной политики в области здравоохранения.
Они разрабатывают и реализуют программы соответствующих субъектов РФ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам охраны здоровья граждан.
К их компетенции относится осуществление мер по развитию сети учреждений государственной системы здравоохранения на соответствующей территории.
Органы управления здравоохранением субъектов РФ участвуют в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Им поручена координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства.
На них возложена реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья в чрезвычайных ситуациях.
Упомянутые органы выдают разрешения па применение новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий.
Помимо органов управления здравоохранением государственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы имеют многие министерства и ведомства: Минобороны, МВД, ФСБ и др.
Их учреждения действуют в общем правовом режиме, установленном правовыми актами, относящимися к учреждениям здравоохранения. Структуры, осуществляющие управление ведомственными учреждениями здравоохранения, определяются соответствующими органами.
Источник: https://isfic.info/alehin1/kargol35.htm
Формы собственности в здравоохранении
Практика развитых стран показывает, что здравоохранение так же, как и отрасли материального производства, наиболее эффективно функционирует в условиях многообразия форм собственности. Объясняется это возможностью использования преимуществ той или иной формы собственности в зависимости от сферы приложения капитала.
До недавнего времени в российском здравоохранении существовала абсолютная монополия государственной собственности. В настоящее время в здравоохранении в соответствии с Законом «О собственности» в РФ наряду с государственной собственностью функционирует и частная собственность.
Государственная собственность в РФ в сфере оказания медицинских услуг доминирует. Процессы разгосударствления не охватили эту сферу в такой же степени, как сферу материального производства, в силу особой социальной значимости медицинских услуг.
Преобладание государственной собственности в здравоохранении позволяет обеспечивать единое централизованное регулирование процессов производства, распределения и потребления медицинских услуг в данных социально-экономических условиях. Этим создаются предпосылки равных возможностей для членов общества в области охраны и восстановления здоровья.
В тоже время использование государственной формы собственности в здравоохранении менее эффективно в силу ограниченности средств, выделяемых государством, недостаточной заинтересованности в использовании новой техники и новых технологий, отсутствии стимула рационального использования экономических ресурсов, что неизбежно сказывается на снижении общей эффективности общественного производства. Поэтому для здравоохранения актуальна проблема разгосударствления и приватизации собственности при условии создания государством таких механизмов, которые бы позволили не ущемлять интересов граждан при получении медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, независимо от форм собственности. Например, полис обязательного медицинского страхования должен в этом случае быть действительным не только для медицинских учреждений государственной формы собственности, но других форм.
Государственная собственность в здравоохранении представлена в виде федеральной, субъектов федерации (региональной) и муниципальной.
Федеральная собственность охватывает государственные медицинские предприятия, деятельность которых обеспечивается за счет средств государственного бюджета. Это могут быть крупные лечебно-диагностические центры общенационального значения, научно-исследовательские учреждения. В процессе их деятельности реализуются общенациональные интересы.
Собственность субъектов федерации представлена государственными организациями регионального подчинения. К ним относятся краевые, республиканские, областные крупные медицинские центры, находящиеся в собственности регионов.
Муниципальная собственность – это собственность городских и сельских поселений, представленная такими объектами, как поликлиники, больницы, роддома, станции скорой медицинской помощи, диспансеры и др.
Большая доля медицинских услуг оказывается на базе муниципальной собственности. Предоставление таких услуг финансируется в том числе и за счет средств городских бюджетов и бюджетов сельских поселений.
Частная собственность в здравоохранении формируется в основном в сфере оказания стоматологических, гинекологических, ортопедических, наркологических, лечебно-косметологических услуг, нетрадиционных методов лечения и др., то есть там, где не требуется централизации крупного капитала.
Развитие различных видов частной собственности, а соответственно, и форм предпринимательства в здравоохранении обусловлено недостаточной эффективностью государственного сектора.
Поэтому частные предприятия возникают, с одной стороны, как альтернатива государственным, с другой – они заполняют свободные от государственного присутствия ниши.
Но в любом случае расширение деятельности частных предприятий формирует конкурентную среду, что способствует повышению качества медицинских услуг, компенсации негативных сторон государственного здравоохранения и усилению потенциала здравоохранения в целом.
Частная собственность в здравоохранении может быть индивидуальной (физического лица, домашнего хозяйства) и коллективной (в виде акционерной, кооперативной, хозяйствующих объединений).
В некоторых странах, например, США, Германии на основе частной собственности функционируют так называемые прибыльные больницы, формирующие свой капитал на индивидуальной и коллективной основе (акционерной, кооперативной и др.), и бесприбыльные больницы. Деятельность первых носит откровенно коммерческий характер; цель их деятельности – получение прибыли.
Бесприбыльные больницы, удельный вес которых довольно высок, создаются в виде частных корпораций. Их первоначальный капитал формируется по подписке среди учредителей с привлечением государственных и частных пожертвований.
Денежные интересы их учредителей и штатного персонала не связаны с общим объемом операций и доходов медицинского учреждения.
Основная цель их деятельности – удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах, а доход, превышающий издержки, не распределяется среди учредителей, а идет на модернизацию материально-технической базы и расширение объема предоставляемых услуг.
Таким путем в здравоохранении может возникать смешанная форма собственности в виде частно-государственной, частно-государственной с участием капитала общественных организаций, церкви, благотворительных фондов.
Характерной чертой современной экономики является усиливающаяся интернационализация хозяйственной жизни, распространившаяся и на сферу оказания медицинских услуг. Это выражается в формировании и функционировании такого вида смешанной формы собственности, как международная.
Она может быть представлена либо национальным предприятием с участием иностранного капитала, либо иностранным предприятием, находящимся в индивидуальной или коллективной собственности.
Создание таких предприятий представляет определенные выгоды стране, в которой они начинают функционировать, так как это способствует созданию новых рабочих мест, распространению новейших технологий, сопутствующих созданию таких предприятий, формированию конкурентной среды, всегда благотворной для потребителей.
Контрольные вопросы:
1. Чем отличаются ресурсы общественного производства от его факторов?
2. Каким образом в систему общественного производства включается труд врача?
3. Сформулируйте и дайте обоснование основного противоречия экономики.
4. Определите содержание экономических отношений.
5. Какая деятельность может быть признана экономически эффективной?
6. Определите факторы повышения эффективности общественного производства.
7. В чем проявляется социальный эффект медицинских услуг?
8. Вследствие каких причин кривая производственных возможностей является вогнутой линией?
9. Что представляют собой вмененные издержки и в чем проявляется их влияние на экономику?
10. В чем состоит проблема выбора и в постановке каких трех основных вопросов экономики она находит свое отражение?
Тестовые задания:
Найдите верные ответы:
1. К экономическим ресурсам, используемым в здравоохранении, можно отнести:
а. землю, на которой расположено ЛПУ
в. здание ЛПУ, лечебно-диагностическое оборудование
с. внимательное отношение медицинского персонала к больным
д. предприимчивость главного врача медицинского учреждения
2. Назовите современный вариант рыночной системы:
а. чистый капитализм
в. смешанная экономика
[1] Блага – это товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности благодаря своим полезным свойствам. [2] Современная экономика: – Пособие для студентов по курсу Основы экономической теории//Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. с. 14 [3] В литературе используется расширенная и узкая трактовка здравоохранения.Первая характеризует деятельность не только собственно медицинских учреждений, но и широкого круга немедицинских – службы охраны окружающей среды, организаций, занимающихся ресурсным обеспечением, аппарата управления и др.
В узком смысле здравоохранение – это отрасль общественного хозяйства, специализирующаяся на предотвращении болезней и восстановлении здоровья человека на основе достижений медицинской науки и практики. Нас интересует деятельность собственно медицинских учреждений.
[4] Редичкина О. Большие надежды // РБК. 2010. № 8. с. 115. [5] Современная экономика: – Пособие для студентов по курсу Основы экономической теории / Под ред. О.Ю.Мамедова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С.18. [6] Там же [7] Экономическая теория: Учебник. – Изд. 2-е./ Под общ.ред. А.И. Добрынина и Г.П.Журавлевой. – М.: Инфра-М, 2010.С.213.Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/5_108939_osnovnie.html