Отделение апелляции и кассации от судов первой инстанции

Важная информация и советы на тему: «Отделение апелляции и кассации от судов первой инстанции». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Отделение апелляции и кассации от судов первой инстанции

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции по ГПК и КАС РФ с 01.10.2019

    С 01.10.2019 года вступили в силу изменения в ГПК РФ и КАС РФ, вводящие новые правила о самостоятельных апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции.

    12 сентября пленум Верховного суда РФ утвердил дату начала работы новых окружных судов. Именно с 1 октября 2019 года официально начнут действовать отдельные кассационные и апелляционные суды (созданы пять апелляционных и девять кассационных судов, таблица судов приведена ниже ).

    Апелляционные суды общей юрисдикции

    В соответствии со статьей 320.1 ГПК РФ, с 01.10.2019 года апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

    1) районным судом — на решения мировых судей;
    2) областными и равными им судами — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
    3) апелляционным судом общей юрисдикции — на принятые по первой инстанции решения областных и равных им судов;
    4) апелляционным военным судом — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
    5) Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ — на решения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции.

    Аналогичные положения о судах, рассматривающих апелляционные жалобы и представления содержатся в статье 296 КАС РФ.

    Таким образом, как по ГПК РФ, так и по КАС РФ в апелляционный суд общей юрисдикции можно подавать жалобы на акты областных и равных им судов, которые они приняли в первой инстанции.

    Апелляционные суды общей юрисдикции, по общему правилу, теперь рассматривают частные жалобы на определения областных и равных им судов (ч. 2 ст. 331 ГПК РФ, ч. 2 ст. 313 КАС РФ).

    Апелляционные суды общей юрисдикции рассматривают дела в те же сроки, что были предусмотрены для апелляции и до 01.10.2019 года — не больше двух месяцев со дня поступления дела в суд данной инстанции (ст. 327.2 ГПК РФ, ст. 305 КАС РФ).

    Копии апелляционной жалобы, как и в арбитражном процессе, с 01.10.2019 года нужно направлять другим лицам, участвующим в деле (вместе с копиями документов, которых у них нет). Документы, подтверждающие отправку, следует приложить к жалобе при ее подаче (ч. 4 ст. 322 ГПК РФ).

    В апелляционной жалобе потребуется указать номер дела, присвоенный в первой инстанции (ст. 322 ГПК РФ).

    Кассационные суды общей юрисдикции

    В кассационный суд общей юрисдикции, в соответствии со статьями 376, 377 ГПК РФ могут быть обжалованы вступившие в силу:

    • судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
    • решения и определения областных и равных им судов, принятые ими по первой инстанции;
    • апелляционные и иные определения районных судов, областных и равных им судов апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной (второй) инстанции.

    Срок кассационного обжалования теперь не может превышать три месяца со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта (статья 376.1 ГПК РФ), тогда как до 01.10.2019 года подать кассационную жалобу можно было в течение шести месяцев с того же дня.

    Подается кассационная жалоба теперь через суд первой инстанции (статья 377 ГПК РФ). До 01.10.2019 года жалобы подавались непосредственно в суд кассационной инстанции. Прикладывать к жалобе заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений по делу не понадобится.

    Вопрос о принятии жалобы к производству кассационного суда решается судьей единолично в пятидневный срок (ст. 378.1 ГПК РФ). Если до 01.10.2019 года, судья, не найдя оснований для кассационного пересмотра дела (по субъективному усмотрению), отказывал в передаче кассационной жалобы для ее рассмотрения по существу, то теперь, с указанной даты, судья обязан принять для рассмотрения любую жалобу, которая соответствует требованиям, содержащимся в статьях 376 – 378 ГПК РФ (статья 378.1 ГПК РФ). Таким образом, реализуется принцип так называемой сплошной кассации, суть которого в том, что все кассационные жалобы, поданные с соблюдением требований ГПК должны быть рассмотрены кассационным судом).

    Срок на рассмотрение спора в кассационном суде общей юрисдикции составляет максимум два месяца со дня поступления жалобы в этот суд.

    Кассационные суды в административном процессе

    В кассационный суд общей юрисдикции, в соответствии со статьей 319 КАС РФ могут быть обжалованы:

    • вступившие в силу судебные приказы, определения мировых судей;
    • вступившие в силу решения, апелляционные и иные определения районных судов;
    • вступившие в силу решения и определения по ряду административных дел (например, об оспаривании кадастровой стоимости), апелляционные и иные определения областных и равных им судов;
    • апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции (за некоторыми исключениями).

    В соответствии со статьей 322 КАС РФ, если не будет оснований жалобу возвратить, ее в течение 20 дней с даты поступления передадут для рассмотрения в судебном заседании.

    С 01.10.2019 года срок на рассмотрение жалобы не должен превысить двух месяцев со дня поступления (ч. 7 статьи 327 КАС РФ). До указанной даты срок на рассмотрение жалобы в кассации отводился один месяц, а двухмесячный срок был предусмотрен для Верховного Суда РФ.

    В рамках КАС РФ кассационные суды общей юрисдикции тоже будут работать по принципу сплошной кассации.

    В апелляционной и кассационной жалобах теперь нужно указывать номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции (ст. 320 КАС РФ).

    В жалобе в кассационный суд общей юрисдикции нужно привести доводы о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов (ст. ст. 320, ч. 2 ст. 328 КАС РФ), в частности:

    • несоответствие выводов в судебном акте обстоятельствам делам;
    • неправильное применение норм материального права;
    • процессуальные нарушения, если они привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 25

    О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26.

    О других новеллах процессуальной реформы 2019 года см. обзор «Важные изменения в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ с 01.10.2019 г.«

    Читайте так же:  Уголовное дело преднамеренное банкротство

    Кассационные суды общей юрисдикции

    Первый кассационный суд общей юрисдикции

    410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д.74. http://1kas.sudrf.ru

    Второй кассационный суд общей юрисдикции

    123995, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.34. http://2kas.sudrf.ru

    Третий кассационный суд общей юрисдикции

    191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.26. http://3kas.sudrf.ru

    Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

    350020, г. Краснодар, ул. Морская, д.3. http://4kas.sudrf.ru

    Пятый кассационный суд общей юрисдикции

    357501, г. Пятигорск, ул. Октябрьская, д.15. http://5kas.sudrf.ru

    Шестой кассационный суд общей юрисдикции

    443030, г. Самара, ул. Урицкого, д.19. http://6kas.sudrf.ru

    Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

    454006, г. Челябинск, ул. Труда, д.34. http://7kas.sudrf.ru

    Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

    650991, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д.12, пом.5. http://8kas.sudrf.ru

    Девятый кассационный суд общей юрисдикции

    690090, г.Владивосток, ул. Светланская, д.54. http://9kas.sudrf.ru

    Наименование суда / Почтовый адрес / Адрес сайта суда Территориальная подсудность
    Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Республика Мордовия, Московская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Тульская область
    Владимирская область, Ивановская область, Костромская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Москва
    Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО
    Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь
    Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край
    Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Кировская область, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область
    Пермский край, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО
    Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область
    Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО, Чукотский АО

    Апелляционные суды общей юрисдикции

    Первый апелляционный суд общей юрисдикции

    129090, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.24. http://1ap.sudrf.ru

    Второй апелляционный суд общей юрисдикции

    191028, г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д.9, литера А. http://2ap.sudrf.ru

    Третий апелляционный суд общей юрисдикции

    354000, г. Сочи, ул. Советская, д.26 А. http://3ap.sudrf.ru

    Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

    603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д.17, литера А, пом. П1.

    Пятый апелляционный суд общей юрисдикции

    ВС РФ принял решение о переходном периоде до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

    Наименование суда / Почтовый адрес / Адрес сайта суда Территориальная подсудность
    Москва, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Новгородская область, Орловская область, Псковская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область
    Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ
    Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край
    Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область
    AerialMike / Depositphotos.com

    C 1 октября начнут действовать новые суды апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов по гражданским и административным делам. Они будут являться структурно самостоятельными судебными инстанциями и вышестоящими судебными органами по отношению к областным и равным им судам. На вчерашнем заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации судьи приняли Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции» (далее – Постановление), касающееся начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

    • YouTube Video

    До начала деятельности апелляционных и кассационных судов президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, суды городов федерального значения и приравненные к ним суды сохранят свои полномочия, а также со дня начала работы новых судов будут рассматривать жалобы, поданные до 1 октября (ч. 7-8 ст. 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»). Это значит, что указанные судебные органы будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на судебные акты согласно действующим в настоящее время нормам (главы 39, гл. 41 Гражданского процессуального кодекса, главы 34, гл. 35 Кодекса административного судопроизводства). Кроме того, если представление, частная, апелляционная и кассационная жалобы на тот же судебный акт будут поданы до их рассмотрения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, то их рассмотрит суд, в производстве которого находятся ранее поданные жалоба или представление, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 5 п. 2 Постановления).

    Согласно представленному Постановлению районные, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды после 1 октября будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в законную силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, областными и равными им судами и поданные до этого времени, в качестве суда апелляционной инстанции (абз. 6 п. 2 Постановления).

    ВС РФ также привел разъяснения, касающиеся подачи кассационных жалоб и представлений на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Так, граждане могут подать указанные документы в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок согласно действующим в настоящий момент нормам (п. 3 Постановления). Кроме того, если участники процесса подали заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления в суд первой инстанции, и которое не было рассмотрено в переходный период, то с 1 октября эти заявления будут рассматривать суды первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК РФ (п. 4 Постановления). А после того, как начнут деятельность новые суды, заявители могут восстановить срок для обжалования актов, вступивших в законную силу, путем подачи жалобы или представления в кассационный суд общей юрисдикции. При этом лица, которые использовали право на подачу кассационной жалобы и представления, подадут их еще раз в судебную коллегию ВС РФ со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (п. 5 Постановления).

    И, наконец, ВС РФ обратил внимание на то, что начало деятельности кассационных судов не повлияет на продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, он так же, как и сегодня будет составлять шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу (п. 5 Постановления). Лица, участвующие в деле, могут подать жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ после 1 октября (ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30.13 КоАП РФ»). При этом до начала деятельности кассационных и апелляционных судов жалобы (протесты) по делам об административным правонарушениям будут подаваться председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и равных им (п. 7 Постановления).

    При этом определение, например, об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу в том же порядке, что и решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста) (абз. 1 п. 8 Постановления). Так, определение судьи районного суда или областного суда, вынесенное на постановление нижестоящего суда, вступает в законную силу в день его вынесения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 2 п. 8 Постановления). Кроме того, порядок обжалования указанных определений в кассационном суде общей юрисдикции сохраняется в соответствии со ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

    Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

    Ирина Соловьева,
    ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

    30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

    Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

    Елена Трубникова, руководитель
    корпоративно-правовой службы, налоговый консультант

    Читайте так же:  Читать или не читать переписки ребенка в соцсетях

    Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

    Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

    Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

    Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

    В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

    Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

    Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

    Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

    В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

    Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

    Читайте так же:  Как объяснить на собеседовании, почему вы ушли с предыдущей работы

    Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

    Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

    В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

    В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

    Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

    Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

    Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

    Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

    За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

    Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

    Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

    В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

    Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

    Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

    Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

    Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

    Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

    Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

    Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

    Читайте так же:  Недобросовестный истец в арбитражном процессе

    ВС РФ разъяснил, как будут рассматриваться дела, когда начнут работать новые апелляционные и кассационные суды

    Скоро должны заработать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Одновременно начнут действовать обновленные процессуальные правила гражданского, арбитражного и административного процесса. В связи с этим Пленум ВС РФ утвердил разъяснения новых норм. Если требуется рассмотреть дело по прежним правилам, то лучше подать иск еще до того, как начнут действовать новые суды. Например, после этой даты суды перестанут рассматривать дела о взыскании долгов с бюджета в упрощенном порядке. Но если успеть с иском, то, даже несмотря на действие новых правил, суд рассмотрит такой иск согласно старой редакции, то есть в упрощенном, а не общем порядке. Об этом указано в постановлении Пленума ВС РФ от 09.07.2019 № 26.

    Пленум ВС РФ утвердил два постановления, в которых разъяснил спорные вопросы реализации процессуальной реформы.

    Напомним, что сначала был принят Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ. В нем предусматривалось создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (см. подробнее «Новые суды общей юрисдикции. Куда теперь ехать в апелляцию и кассацию?», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 30). Сам закон вступил в силу еще 30.07.2018. Однако новые суды должны начать работу позже. Пленум ВС РФ утвердит эту дату до 01.10.2019. Затем был принят Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 451-ФЗ). В нем предусмотрены серьезные процессуальные поправки (см. подробнее «Масштабные поправки в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ. Как изменится процесс уже в следующем году?», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 48). Эти изменения вступят в силу с даты начала работы новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

    Не дожидаясь вступления в силу обоих законов, Пленум ВС РФ решил разъяснить, как судам их применять. Во-первых, он утвердил постановление от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“». В этом документе установлено, какой порядок подачи и рассмотрения исков действует, если иск был подан еще до того, как начали работать новые суды. Так, если иск или жалоба были поданы до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то при рассмотрении дела после начала деятельности новых судов будет применяться новый процессуальный порядок. Но существуют некоторые нюансы.

    Во-вторых, Пленум ВС РФ утвердил постановление от 09.07.2019 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции». В нем разъясняется, как обжаловать судебные акты в новых судах.

    Подсудность

    По новым правилам, предусмотренным Законом № 451-ФЗ, если при рассмотрении дела в арбитражном суде окажется, что его должен был рассматривать суд общей юрисдикции, то арбитражный суд передаст дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ, а тот направит дело по подсудности. В аналогичной ситуации суд общей юрисдикции должен будет передать дело в арбитражный суд по подсудности (ч. 4 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ).

    ВС РФ разъяснил, что если после вступления в силу Закона № 451-ФЗ иск поступит в суд общей юрисдикции, но его должен рассмотреть арбитражный суд (или наоборот, если иск подан в арбитражный суд, а не в суд общей юрисдикции), то суд вернет его истцу. Но если это обстоятельство выяснится уже после принятия иска к производству, в том числе если иск был подан до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то суд сам передаст дело по подсудности.

    В АПК РФ было введено правило о том, что вопрос об отводе судьи арбитражного суда, рассматривающего дело единолично, будет рассматривать тот же судья. А если отвод заявят нескольким судьям или всему рассматривающему дело составу суда, то заявление рассмотрят все судьи, рассматривающие дело, простым большинством голосов (ч. 3 ст. 25 АПК РФ). Аналогичное правило уже давно предусмотрено в ст. 20 ГПК РФ. Но сейчас пока в арбитражном процессе этот вопрос решает председатель арбитражного суда, его заместитель или председатель судебного состава.

    ВС РФ указал, что после вступления в силу Закона № 451-ФЗ суд должен будет рассмотреть заявление об отводе судьи или состава суда по новым правилам независимо от того, когда было возбуждено производство по делу: до начала действия Закона № 451-ФЗ или после.

    Представительство

    После вступления в силу Закона № 451-ФЗ для участия в гражданском, административном или арбитражном процессе нужно будет представлять диплом о высшем юридическом образовании или аттестат о получении ученой степени по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, ч. 1 ст. 55 КАС РФ, ч. 3 ст. 59 АПК РФ). Сейчас только в КАС РФ указано, что для представительства в судах требуется высшее юридическое образование. ВС РФ отметил, что если представитель начнет участвовать в деле еще до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, в том числе путем подачи искового заявления, заявления, заявления о выдаче судебного приказа, то и после вступления в силу этого закона он сохранит предоставленные ему по этому делу полномочия. То есть вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности он сможет продолжить участвовать в деле.

    Содержание иска

    По новым правилам, если ответчик является гражданином, то дополнительно нужно указать дату и место его рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серию и номер документа, удостоверяющего личность, ОГРН индивидуального предпринимателя, серию и номер водительского удостоверения, серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства). А если ответчиком является юридическое лицо, то помимо наименования и адреса нужно указывать ИНН и ОГРН, если они известны (ст. 124, 131 ГПК РФ, ст. 125, 229.3 АПК РФ). При этом неуказание какого-либо из идентификаторов в иске, поданном до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не приведет к возврату иска.

    Подписание иска

    В АПК РФ появилась норма о том, что если иск (жалоба) не подписан или подписан и подан в суд лицом, не имеющим полномочий, то суд возвращает иск или жалобу (п. 6 ч. 1 ст. 129, п. 1.1 ч. 1 ст. 264, п. 1.1 ч. 1 ст. 281 АПК РФ). Пока это положение не вступило в силу. А значит, лицо, не подписавшее или подписавшее, но не имевшее полномочий на подписание или подачу в суд иска (жалобы, заявления) в арбитражный суд, имеет право устранить такие недостатки. Поэтому и после вступления в силу Закона № 451-ФЗ суд тоже должен будет предоставить возможность устранить недостатки, если он не разрешил вопрос об оставлении без движения до вступления в силу Закона № 451-ФЗ.

    Читайте так же:  Если жена беремена могут мужа сократитьСудебные штрафы

    Закон № 451-ФЗ увеличил размер судебных штрафов. Но за нарушения, совершенные до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, штрафовать в повышенном размере не будут. Закон, устанавливающий или усиливающий ответственность, не имеет обратной силы. Поэтому процессуальный штраф за нарушение, совершенное до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не может превышать пределов, установленных процессуальным законодательством в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. Например, если нарушение произошло до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то арбитражный суд сможет наложить штраф только в размере, предусмотренном в прежней редакции: для граждан — 2500 руб., для лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа или возглавляющих коллегиальный исполнительный орган юридического лица, — 5000 руб., для организаций — 10 000 руб. (ч. 3, 4 ст. 119 АПК РФ).

    Сроки подачи документов и рассмотрения дел

    Если срок рассмотрения дела, действовавший до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не истек до вступления в силу данного закона, то применяется срок рассмотрения дела, установленный процессуальным законодательством в редакции Закона № 451-ФЗ.

    Трехмесячный срок, установленный для обращения с заявлением о возмещении судебных расходов, будет исчисляться со дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ по новым правилам.

    Шестимесячный срок, установленный ч. 2 ст. 112 АПК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, будет продолжать течь, если он не истек ко дню вступления в силу этого закона.

    Если суд начал рассматривать дело до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то и после этой даты он будет рассматривать его по прежним правилам. В частности, по общим правилам или по правилам упрощенного производства, — в единоличном составе суда или коллегиальном составе суда. Например, если до начала действия поправок компания подала иск о взыскании долга из бюджета в упрощенном порядке. По новым правилам такие иски будут рассматриваться только в общем порядке независимо от суммы. Или другая ситуация: компания подала иск о взыскании с контрагента 600 000 руб. долга до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. В этом случае суд по-прежнему будет рассматривать спор в общем порядке. А вот подав такой иск после вступления в силу Закона № 451-ФЗ, можно рассчитывать уже на упрощенный порядок. Так, в упрощенном производстве суды будут рассматривать иски о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 800 000 руб. (сейчас 500 000 руб.), для индивидуальных предпринимателей — 400 000 руб. (сейчас 250 000 руб.).

    Заявления после принятия итогового судебного акта

    Заявления, подаваемые в суд после принятия итогового судебного акта, например, о разъяснении решения суда, об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения суды будут рассматривать в соответствии с процессуальным законодательством, действующим во время их рассмотрения.

    Мотивированное решение

    Арбитражный суд первой инстанции вправе не составлять мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, если апелляционная жалоба на его решение, принятое путем подписания судьей резолютивной части, подана до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. При этом суду апелляционной инстанции следует рассмотреть жалобу на решение арбитражного суда, принятое путем подписания судьей резолютивной части, даже при отсутствии мотивированного решения.

    Порядок работы новых апелляционных и кассационных судов

    Еще одно постановление, которое утвердил Пленум ВС РФ, касается порядка работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Речь идет о постановлении Пленума ВС РФ от 09.07.2019 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

    Как только начнут работать новые суды общей юрисдикции, судебные акты по гражданским и административным делам нужно будет обжаловать по новым правилам. При этом сохранятся полномочия:

    президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов по рассмотрению кассационных жалоб, представлений, поданных до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции;

    судебных коллегий ВС РФ и судебных коллегий верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов по рассмотрению апелляционных и частных жалоб, представлений на судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, поданных до дня начала деятельности апелляционных судов общей юрисдикции.

    Подавать жалобы в этих случаях нужно по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

    Если судебный акт вступил в силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, то со дня начала их деятельности жалобы нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок, действовавший до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции.

    • YouTube Video

    При подаче кассационных жалоб на определение суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в кассацию направляется вместе с описью имеющихся в деле документов сформированный материал, состоящий из оригинала жалобы обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для ее рассмотрения копий документов.

    Источники

    1. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
    2. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
    3. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.
    4. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
    5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

    Рекомендуем!  Подсудность гражданских дел
    Putprav.ru