Иная не запрещенная законом экономическая деятельность

Статья 34 Конституции России

Иная не запрещенная законом экономическая деятельность

Текст Ст. 34 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Комментарий к Ст. 34 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья закрепляет ряд важных принципов рыночной экономики. Часть первая комментируемой статьи развивает принцип свободы экономической деятельности, провозглашенный в части первой ст. 8 Конституции РФ, закрепляя субъективное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отметим, что субъектами права, провозглашенного в комментируемой статье, являются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, бипатриды.

Вместе с тем согласно действующему законодательству иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять предпринимательскую и трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу*(137), что существенно ограничивает их возможности на осуществление права, предусмотренного частью первой комментируемой статьи.

Иная экономическая деятельность, не относящаяся к предпринимательской, «представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов»*(138). К такой деятельности следует отнести, например, трудовую деятельность, основы осуществления которой регламентируются ст. 37 Конституции РФ.

Конституция России, говоря о праве на свободное использование способностей и имущества, не предусматривает каких-либо ограничений по имущественному положению или иному критерию.

Достаточно ли у субъекта способностей и имущества для осуществления различных видов экономической деятельности, определяет он сам. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в действующем законодательстве.

Заниматься предпринимательской деятельностью может лицо, имеющее полную дееспособность (как правило, с 18 лет).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях*(139).

В силу конституционного принципа свободы экономической деятельности граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке — в статусе индивидуального предпринимателя, так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.

Существенным недостатком Конституции РФ применительно к правовому регулированию экономических отношений является полное отсутствие упоминания юридических лиц в ее тексте.

Буквальное толкование норм Конституции отказывает юридическим лицам в защите их имущественных и иных прав.

Так, например, авторы Комментария к Конституции РФ указывают на то, что юридические лица не являются субъектами права, закрепленного частью первой комментируемой статьи*(140).

2. Часть вторая комментируемой статьи частично воспроизводит положения ст. 8 Конституции РФ. Она предусматривает изъятия из принципа свободы экономической деятельности, поскольку запрещает осуществлять такую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Включение положений о запрете монополистической деятельности в современные конституции характеризует значимость этого принципа для современных экономических систем, поскольку до определенного времени монополизация не рассматривалась как явление, вредящее развитию экономики.

Монополизация — это деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и занятие монопольного положения на рынке. Подобная деятельность запрещена.

Вместе с тем в ряде отраслей экономики государство допускает существование монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей*(141). Естественные монополии существуют на тех рынках, где удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) и товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Вместе с тем органы государственной власти должны стремиться к уменьшению числа естественных монополий.

Источник: http://konstrf.ru/34

Предпринимательское право России

Иная не запрещенная законом экономическая деятельность

⇐ Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования

В силу п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Как видно, предпринимательская деятельность (предпринимательство) есть вид деятельности экономической.

Что касается экономической деятельности, то в современной литературе отсутствует единство мнений по определению данного понятия.

Одна группа ученых рассматривает экономическую деятельность с позиции хозяйственной активности индивидов, их объединений по производству, распределению, перераспределению и потреблению материальных благ; другая — с точки зрения процесса воспроизводства материальных благ и духовных богатств; третья — как вид общеполезной деятельности, осуществляемой в сфере экономики любыми субъектами.

Надо особо отметить, что экономическая деятельность — это, прежде всего экономическая категория, а потому в ее разработке значительная роль отводится научным исследованиям ученых-экономистов. Но, к сожалению, рассматриваемая категория еще не стала предметом глубокого и всестороннего исследования. Она ждет своего исследователя.

В связи с этим сформулируем ряд признаков экономической деятельности.

1. Экономическая деятельность есть разновидность общеполезной деятельности, которая представляет собой совокупность целенаправленных действий.

2. Субъектами экономической деятельности являются любые праводееспособные лица (физические, юридические), а также публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования). Кроме того, в состав субъектов входят коллективные образования без статуса юридического лица (финансово-промышленные группы, холдинги, внешне обособленные подразделения и др.).

3. Данный вид деятельности осуществляется в сфере экономики. При этом экономика есть хозяйство, совокупность (система) средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда.

4. При осуществлении экономической деятельности преследуются следующие основные цели: а) создание материальных и духовных (нематериальных) благ; б) удовлетворение разнообразных потребностей индивида (человека), членов общества и общества в целом.

5. Компенсация производимых материальных и других затрат производится за счет получаемого дохода.

Итак, экономическая деятельность является видом общеполезной (социальной) деятельности, осуществляемой в сфере экономики любыми праводееспособными лицами, а также некоторыми коллективными образованиями без статуса юридического лица, публичными образованиями в целях создания материальных и духовных (нематериальных) благ, удовлетворения разнообразных потребностей индивида (человека), членов общества в целом за счет получаемого экономического дохода.

К сказанному добавим несколько слов о понятии «экономика».

Во-первых, нельзя смешивать разнопорядковые явления: модель экономики и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. В реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко.

Экономика рыночная, или командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение).

Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления.

Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой — развитием рыночной экономики).

Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности — один из показателей смешанной экономики. Аналогично, упрощенным выглядит также взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

Во-вторых, экономика — это национальное (народное) хозяйство, совокупность его отраслей, где производятся материальные и духовные блага.

Отрасли экономики с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделяются на отрасли материального производства и непроизводственную сферу.

К первой относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, явлющихся продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в совокупности непроизводственную сферу деятельности.

К сфере материального производства отнесены такие, например, отрасли российской экономики, как: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание и др.

В состав непроизводственной сферы входят: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание и др.

Категория «экономическая деятельность» имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Так, в силу п. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Термин «экономическая деятельность» используется, например, в ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ), ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 4 ст. 3 НК). Глава 22 УК называется «Преступления в сфере экономической деятельности».

В отличие от понятия «предпринимательская деятельность», термин «экономическая деятельность» не раскрывается в действующем законодательстве.

Законодатель предпринял лишь некоторые шаги к определению понятия «экономическая деятельность» в постановлении Госстандарта России от 6 августа 1993 г.

№ 17, которым утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК ОСИ—93 (в ред. от 1 февраля 2002 г.).

В нем дается общее определение экономической деятельности как процесса, сочетающего действия, приводящие к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.

Даже на первый взгляд видно, что данное определение страдает рядом недостатков. Непонятна фраза «процесс, сочетающий действия».

Возникает вопрос: почему указанные действия должны приводить «к получению определенного перечня продукции»? Практически ставится знак равенства между понятиями «экономическая деятельность» и «предпринимательская деятельность».

Не менее сложным является вопрос об определении понятия «хозяйственная деятельность», особенно в современных условиях развития российского общества.

В разное время ученые вкладывали различный смысл в содержание понятия «хозяйственная деятельность»; причем это делали как представители теории хозяйственного права, так и сторонники цивилистического типа правового регулирования общественных отношений. Научные дискуссии не прекращаются до сих пор.

На наш взгляд, в настоящее время понятие «хозяйственная деятельность» можно рассматривать в широком и узком значениях. В первом случае хозяйственная и экономическая деятельность — это совпадающие понятия. Те общественные (социальные) явления, которые в советский период назывались «хозяйственные отношения», «хозяйственные связи», «хозяйственная деятельность», сейчас приобрели иное звучание.

Так, вместо словосочетания «народное хозяйство» используется понятие «национальная экономика». Соответственно термины «хозяйственные отношения», «хозяйственные связи» заменены на понятия «экономические отношения», «экономические связи». Более того, ряд ученых предлагают идею и научную теорию экономического права.

В узком значении термин «хозяйственная деятельность» означает деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг стоимостного характера и ценовой определенности.

Здесь понятия «экономическая деятельность» и «хозяйственная деятельность» соотносятся между собой как род и вид. Именно такой позиции придерживается большинство исследователей проблем правового регулирования хозяйственной деятельности.

Считается, что хозяйственной деятельностью могут заниматься не только субъекты предпринимательства (например, коммерческие организации), но и лица, не являющиеся предпринимателями.

Таким образом, предпринимательская и хозяйственная деятельность — это перекрещивающиеся понятия. Не всякая хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской.

Понятия «предпринимательская деятельность», «торговая деятельность» — не синонимы. Известно, что процесс производства продукции (товара) в широком значении слова можно подразделить на отдельные этапы и виды деятельности.

Это — маркетинг (поиск и изучение рынка); проектирование и (или) разработка технических требований продукции; подготовка и разработка производственных процессов; производство (в узком смысле); торговая (торгово-посредническая, торгово-закупочная) деятельность; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковка и хранение; монтаж и эксплуатация; техническое обслуживание; утилизация использования. Данные этапы и виды деятельности охватываются термином «жизненный цикл продукции», который получил легальное закрепление в российском техническом законодательстве и широко применяется на практике.

Обмен играет важную роль в производственном процессе. В экономической литературе было справедливо обращено внимание на производительность обмена.

Равно как и производство, обмен также производителен, ибо способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности и, следовательно, увеличивает богатство общества.

Производительный характер обмена разрушает сложившийся в общественном сознании стереотип мышления о том, что торговцы «ничего не создают».

Итак, производственная и торговая (торгово-посредническая, торгово-закупочная) деятельность — это самостоятельные виды «жизненного цикла продукции». По своему экономическому содержанию торговля входит в стадию обмена продуктами труда.

В заключение считаем целесообразным выстроить соотношение между рассматриваемыми базовыми категориями в следующей последовательности: экономическая (хозяйственная) деятельность — хозяйственная деятельность (в узком смысле) — предпринимательская деятельность — коммерческая (торговая) деятельность.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred02.htm

Журнал «Юридический мир»

Иная не запрещенная законом экономическая деятельность

В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

В Конституции содержатся принципы и нормы, необходимые для формирования экономической основы конституционного строя. Это право собственности, равенство различных ее форм, свобода предпринимательства, защита экономических прав и гарантий их реализации.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности

Свобода предпринимательской деятельности представляет собой универсальный (интегрированный) принцип конституционного права, объединяющий несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принцип свободы договора, общедозволительный принцип, принцип свободы конкуренции и др.).

На конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности, закрепленный в ст. 13 Конституции, опираются основные экономические права. К ним относятся:

– право на выбор рода занятий и работы (ст. 41), которое предполагает свободу экономического выбора: быть либо предпринимателем-работодателем либо работником;

– право свободно передвигаться и выбирать место жительства (ст. 30), которое означает свободу рынка труда;

– право на свободу объединений (ч. 1 ст. 36), которое предполагает соответствующее право на совместную экономическую деятельность, а следовательно, свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

– право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 44);

– право использовать имущество для целей предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 13), что означает свободу формирования имущественной базы предпринимательства, использования имущества, свободу реализации на рынке произведенного товара, включая право на свободу договора.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности дает право каждому гражданину свободно использовать свои способности и имущество, самостоятельно решать, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип реализован, прежде всего, в Гражданском кодексе Республики Беларусь, других законодательных актах, направленных на развитие в стране цивилизованного бизнеса.

Конституционные права участников хозяйственных обществ

Как отметил Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 06.07.

2010 № Р-483/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности служит основой правового статуса участников хозяйственных обществ, которые реализуют свои права посредством владения акциями. Реализуя указанное конституционное право, граждане могут определять сферу этой деятельности и осуществлять деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем участия в хозяйственном товариществе, обществе или производственном кооперативе, то есть путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, что вытекает из ч. 2 ст. 44 Конституции.

Пределы свободы экономической деятельности

Принцип свободы экономической деятельности лежит в основе государственной поддержки добросовестной конкуренции между субъектами предпринимательства.

При этом в целях создания благоприятной экономической среды, обеспечения поддержки добросовестной конкуренции государство посредством принятия соответствующих законов должно устанавливать необходимые ограничения (пределы) свободы экономической деятельности.

Например, в Законе Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон № 128-З), который вступает в силу 22 июля 2014 г., предусмотрены нормы, направленные на защиту конкуренции в области торговли и общественного питания. Так, п. 2 ст.

26 Закона № 128-З субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается:

– создавать дискриминационные условия, в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков продовольственных товаров;

– понуждать контрагента заключать договор с условиями о запрете на заключение этими лицами договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, и др.

Конституционный Суд Республики Беларусь отметил в решении от 30.12.

2013 № Р-912/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», что приведенные нормы Закона № 128-З, основанные на положениях Конституции о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, направлены на противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, противодействие недопущению, ограничению, устранению конкуренции со стороны государственных органов, иных органов и организаций. Устанавливаемое правовое регулирование будет способствовать целям развития благоприятной конкурентной среды, защиты прав и законных интересов покупателей, а также устранению негативных проявлений деятельности поставщиков и субъектов торговли.

Конституция предоставляет всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 4 ст. 13); право иметь имущество в собственности, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1 и 2 ст. 44).

Пределы свободы договора

Конституционно гарантированное право свободно распоряжаться имуществом распространяется и на случаи заключения гражданско-правовых договоров, включая определение оснований и порядка их заключения. Закрепленный в гражданском законодательстве принцип свободы договора может быть ограничен при условии, что случаи такого ограничения предусмотрены законом (ч. 1 ст. 23 и ч. 6 ст. 44 Конституции).

Из указанных конституционных положений исходил Конституционный Суд Республики Беларусь при проверке конституционности норм Закона Республики Беларусь от 12.07.

2013 № 63-З «О концессиях» (далее — Закон о концессиях), которыми устанавливается порядок определения концессионера, включающий в том числе проведение открытого или закрытого конкурса (аукциона) на право заключения концессионного договора.

Так, закрытый конкурс (аукцион) проводится в случаях, если объект концессии включен в перечень объектов, сведения о которых составляют государственные секреты, и если объект концессии имеет стратегически важное значение для Республики Беларусь (ч. 4 ст. 13 Закона о концессиях). Оценивая данную норму во взаимосвязи с нормами ч. 7 ст.

13 Закона о концессиях, предусматривающими случаи заключения концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона), Конституционный Суд Республики Беларусь указал в решении от 05.07.

2013 № Р-832/2013 «О соот­ветствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О концессиях», что установление в Законе о концессиях случаев и порядка проведения закрытых конкурсов (аукционов), заключения концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона) свидетельствует об ограничении принципа свободы договора и, соответственно, конституционного права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, вводимые Законом о концессиях ограничения для концессионеров при проведении закрытых конкурсов (аукционов), заключении концессионных договоров без проведения конкурса (аукциона) обусловлены интересами, сформулированными в ст. 23 и 44 Конституции.

Государственное регулирование предпринимательства

Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Источник: https://profmedia.by/pub/bnp/art/88394/

Статья 34 Конституции РФ

Иная не запрещенная законом экономическая деятельность

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Комментарий к Статье 34 Конституции РФ

1. В литературе высказывалось мнение рассматривать право на предпринимательство как одно из равноценных правомочий конституционного статуса личности, как предметную форму конкретизации понятия экономической свободы.

Особенностью данного права – по отношению к другим статусным элементам – является его органическая связь с правом частной собственности, в значительной мере определяющим специфику предпринимательских правомочий*(427).

В юридической литературе обращено внимание на двойственную природу конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности*(428).

При этом, однако, при внешней схожести о двойственности рассматриваемого основного права сложились различные доктринальные представления.

С нашей точки зрения, двойственность означает наличие у него двух сторон – публично-правовой и частно-правовой. Демонстрируя свое публично-правовое содержание, норма ч. 1 комментируемой статьи действует в сфере отношений между государством и индивидом, определяя объем гарантируемой экономической свободы.

Когда же данная норма обнаруживает свое частно-правовое содержание, она проявляет свою генетическую связь с частно-правовыми нормами гражданского законодательства и в силу этого может действовать и в сфере частных (“горизонтальных”) отношений. С точки зрения Н.С.

Бондаря, двойственность возникает в силу того, что Конституция сочетает в рамках института социально-экономических прав два внутренне противоречивых принципа: принцип рыночной свободы и принцип социальной справедливости. По мнению И.Ю.

Крылатовой, в силу своей двойственной природы (как право человека и как основные направления государственной политики) конституционные экономические права воплощают в себе сочетание частных и публичных интересов.

1.1. Сложная юридическая природа конституционного права на предпринимательскую и иную экономическую деятельность объясняется также тем, что оно выполняет триединую функцию: 1) учредительную, 2) правонаделительную (общедозволительную) и 3) охранительно-стимулирующую.

Учредительная функция нормы ч. 1 ст. 34 состоит в признании частных лиц основными субъектами экономических отношений. Данная норма конституирует определенный экономический строй и в этом состоит ее государственно-правовой аспект.

Частно-правовое содержание нормы обнаруживается в том случае, если ее рассматривать с точки зрения тех правомочий, которыми наделены субъекты данного права. Частно-правовое содержание основного экономического права как лично-свободного права обеспечивает защиту прав конкретного предпринимателя, собственника.

Анализ частно-правового аспекта позволяет выявить глубинную связь и взаимодействие конституционной нормы и норм гражданского права.

Правонаделительная функция конституционной нормы, содержащейся в комментируемой статье, проявляется в том, что ею закладываются основы общего (конституционного) правового статуса различных предпринимателей. Структуру его образуют следующие элементы: 1) экономические права и обязанности, 2) конституционные принципы в сфере экономики, 3) конституционные гарантии.

В ст.

34 Конституции содержится важнейшее положение: дозволено использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которое выполняет функцию общедозволительного регулирования.

Общедозволительный характер данного положения способствует определению меры экономической свободы и предопределяет основы общедозволительного типа правового регулирования, столь характерного для нового гражданского законодательства России.

Функции общедозволительного регулирования, выполняемые нормой ст. 34 Конституции, можно образно сравнить с хромосомами в генетике.

Как в хромосомах с помощью генов закодированы важнейшие признаки организма, сконцентрирована наследственная информация, так и в общедозволительных положениях рассматриваемых норм заложены основы общедозволительного типа регулирования. В общедозволительных положениях ст.

34 проявляется высшая степень нормативных обобщений, они обладают предельно возможной юридической наполненностью, в них содержится квинтэссенция дозволения, составляющая фундамент частного права.

Конституционный принцип “дозволено все, кроме запрещенного законом” в сфере экономики на правовом уровне достаточно адекватно выражает автономию личности, меру ее свободы в экономической сфере. Он гарантирует со стороны государства самостоятельную, творческую, инициативную деятельность субъекта, составляет саму суть экономической свободы.

Охранительно-стимулирующая функция нормы ч. 1 ст. 34 проявляется в ее системной взаимосвязи с положениями ст. 8 и 45 Конституции. В Постановлении КС РФ от 19.12.2005 N 12-П*(429) указывается на то, что провозглашение Российской Федерации демократическим правовым государством (ч.

1 статьи 1 Конституции Российской Федерации), в котором гарантируются свободы экономической деятельности и утверждается право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обязывает государство, по смыслу ч. 1 ст. 45 Конституции во взаимосвязи с ее ст.

2, 17 и 18, создавать наиболее благоприятные условия для рыночной экономики как путем непосредственно-регулирующего государственного воздействия, так и через стимулирование свободной экономической деятельности, основанной на принципах самоорганизации, баланса частных и публичных интересов, корпоративного взаимодействия и сотрудничества, в целях выработки отвечающей интересам и потребностям общества государственной экономической политики, в частности в сфере финансового оздоровления и банкротства.

Субъектами основного экономического права являются не только физические, но и юридические лица. Распространение на юридических лиц частного права является результатом действия принципа равенства правового режима функционирования различных организационно-правовых структур. Взятые в совокупности положения ч.

1 ст. 19 и ст. 8 Конституции позволяют утверждать, что права как физических, так и юридических лиц в сфере предпринимательства равным образом: 1) признаются государством (что означает определенные условия законодательного регулирования); 2) защищаются различными органами государства, и прежде всего судами.

Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства необходимым условием участия гражданина в предпринимательской деятельности является государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя*(430). Специальный гражданско-правовой статус предпринимателя возникает только в результате государственной регистрации.

Если гражданин осуществляет реально предпринимательскую деятельность, но без государственной регистрации, то к сделкам, которые он совершает, суд может применить положения, установленные для предпринимателей. В частности, к нему применяются правила об ответственности предпринимателя без вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (п. 3 ст.

401 ГК), о недопущении ограничения ответственности перед потребителем (п. 2 ст. 400 ГК). Следовательно, ГК, отдавая дань значимости государственной регистрации для возникновения статуса предпринимателя, тем не менее не стоит на строго формальных позициях, предоставляя возможность суду учитывать, а не являлась ли реальная деятельность гражданина предпринимательской.

Учитывая это обстоятельство, необходимо решать вопрос и о том, на кого распространяется конституционное право, содержащееся в ч. 1 ст. 34. Допустимо исходить из того, что если субъект права осуществляет деятельность, которая по своим объективным характеристикам подпадает под признаки, закрепленные в абз. 3 п. 1 ст.

2 ГК, то, несмотря на отсутствие официального статуса предпринимателя, на него должны распространяться конституционные положения ч. 1 ст. 34.

Возможна, впрочем, и иная ситуация – когда гражданин обладает официальным статусом индивидуального предпринимателя, однако по сущностным характеристикам осуществляемой им деятельности она не может быть признана предпринимательской с точки зрения конституционного права. В этом случае понятие “предпринимательская деятельность” в конституционном праве приобретает определенное “автономное” значение, еще раз показывая, что идеальных формулировок не бывает.

Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-34-krf

Статья 34 :

Иная не запрещенная законом экономическая деятельность

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Статья 34

.

Статья 34

1.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Комментарий к статье 34

1.

Термин “каждый” в данной статье имеет в виду широкий спектр субъектов, включающий в себя: граждан России; иностранных граждан; лиц с двойным гражданством; юридических лиц; предпринимателей; семьи и иные общины, занимающиеся коллективным предпринимательством без обретения статуса юридического лица. Эти субъекты равноправны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), их дискриминация по признакам, указанным в ч. 2 ст. 19 Конституции, не допускается. “Свободное использование своих способностей” представляет собой сложное понятие, ключевым термином которого для данной статьи является слово “способность”. Этот термин употребляется в современной психологии в смысле “индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности”.

В Конституции к слову “способность” законодатель обращается дважды: в комментируемой статье говориться о способностях вообще, а в ч. 1 ст. 37 – о способности к труду. В ст.

44 способность подразумевается, поскольку можно предположить, что для осуществления творческой деятельности способности нужны ничуть не меньше, чем для занятия предпринимательством и иной экономической деятельностью.

Впрочем, это было бы верно и вообще для всякой деятельности, условием осуществления которой являются некие внутренние возможности и потенции человека.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что законодатель, говоря о способностях, проводит их качественное различие. Не все способности одобряются законодателем даже в отношении предпринимательства и иной экономической деятельности.

Поощряются такие способности, которые приносят общественную пользу и не запрещены законом. Это означает, что использование способностей человека в предпринимательской и иной экономической деятельности в некоторых случаях должно вызывать осуждение и влечь санкции со стороны государства.

Примерами такого “предпринимательства” служат организация притонов, изготовление оружия и взрывных устройств, перевозка наркотиков, создание скрытых от властей производств, промышленное или кустарное изготовление денег и т.п.

Таким образом, некоторые из способностей человека не могут свободно использоваться в предпринимательстве и иной экономической деятельности.

Легальное определение предпринимательства как вида деятельности дается в ч. 3 п.1 ст. 2 ГК 1994 г. Это деятельность, “направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке”.

Не только личные способности, но и имущество может быть использовано для предпринимательской и иной экономической деятельности.

Имущество как объект гражданского права представляет собой собирательное понятие, включающее в себя вещи материального мира, деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) (ст. 128 ГК).

“Иная экономическая деятельность”, не включаемая в предпринимательство, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения своих материальных потребностей и интересов.

Особенность данной деятельности в том, что природа ее имеет экономическую основу, хотя она может быть связана как с духовным миром человека, так и с его “физической” природой. Представляется, что к экономической не может быть отнесена деятельность, связанная с вероисповеданием, идеологией и т.п.

, но к ней вполне можно отнести творчество архитектора, изобретателя, частно практикующих врача или педагога.

Запрет, например, для государственных служащих заниматься иной деятельностью, кроме творческой и преподавательской, предполагает прежде всего предпринимательство, иную экономическую деятельность как виды деятельности, приносящие доход, прибыль.

К иной экономической деятельности могут быть отнесены также игра на бирже и участие в лотерее; инвестирование сбережений; рента и пожизненное содержание; ведение подсобного хозяйства, не носящее товарного характера; благотворительность и меценатство; организация ассоциаций и союзов без целей извлечения прибыли; экономическая деятельность общины и многое другое.

2. Часть 2 комментируемой статьи прямо запрещает экономическую (соответственно, предпринимательскую) деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Федеральный закон от 25 мая 1995 г. “О внесении изменений в Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (СЗ РФ, 1995, 22, ст.

1977) следующим образом определяет монополистическую деятельность: “противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции” (ст. 4).

Однако монополизация не исключается из экономической деятельности в принципе. Федеральный закон от 19 августа 1995 г. “О естественных монополиях” в ст.

3 определяет естественную монополию как “состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров” (СЗ РФ, 1995, N 34, ст. 3426).

Законодатель, признавая наличие естественных монополий в некоторых сферах экономической деятельности, не должен исключать появления на рынке их конкурентов.

Комментируемая статья говорит о недобросовестной конкуренции, противопоставляя ей конкуренцию добросовестную как желательную и поощряемую. Поэтому конкуренция, о поддержке которой говорит ст. 8 Конституции, всегда будет только добросовестной конкуренцией.

Понятие “доброй совести” (bonne foi, Treu und Glauben), от которого происходит и слово “добросовестный”, известно, в основном, западному гражданскому законодательству, а в ГК РФ 1994 г. применяется по отношению к добросовестному приобретателю и недобросовестному владельцу при защите права собственности (ст. 302, 303).

В литературе 30-50-х гг. понятие “доброй совести” именовалась “каучуковым” и “лежащим за пределами закона”, хотя это понятие было содержанием именно закона. Вопрос состоял в том, как толковать “добрую совесть” для правоприменения: могли возникнуть некоторые сложности, связанные с понятием “совесть” в нравственном смысле.

Понятие “доброй совести” представляет собой некий критерий общественной нравственности, выражающий через закон минимум нравственных требований общества к участникам конкретных правовых отношений.

Добрая совесть в предпринимательстве и иной экономической деятельности представляет собой, с одной стороны, определенные (писаные и неписаные) правила и нормы этой деятельности и, с другой, следование людей этим правилам.

Конкуренция представляет собой соперничество, состязание, соревнование на рынке. Всякое соперничество, не нарушающее законов, есть конкуренция добросовестная. Ст.

4 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” определяет добросовестную конкуренцию как “состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке” (ВВС РСФСР, 1991, 16, ст. 449, СЗ РФ, 1995, 22, ст. 1977).

В этой же статье содержится определение недобросовестной конкуренции, понимаемой как “любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации”. Недобросовестная конкуренция, понимаемая в самом широком смысле, есть “борьба без правил”, правонарушение. Однако законодатель дополняет, что нарушение не только законов, но и обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости также будут представлять недобросовестную конкуренцию в тех случаях, когда они причинили убытки или нанесли ущерб деловой репутации. Правила (обычаи) делового оборота (ст. 5 ГК РФ 1994 г.), противоречащие действующему законодательству, не применяются.

К понятию недобросовестной конкуренции тесно примыкает понятие недобросовестной рекламы, легальное определение которой дается в ст. 6 Закона Российской Федерации от 18 июля 1995 г. “О рекламе” (СЗ РФ, 1995, 30, ст. 2864).

.

Назад

Источник: https://www.vuzlib.su/beta3/html/1/17949/17989/

Путь права
Добавить комментарий