Канонический православный крест поклонный

Русская народная линия

Канонический православный крест поклонный

Как невозможно представить себе русский пейзаж без храма, так не может быть русского города или села без поклонного креста. Кресты ставили на перекрестках дорог при въезде и выезде из города, на местах, отмеченных памятными событиями. Так был любим на Руси животворящий Крест Господень, образ искупительной жертвы Христа Спасителя, хранящего всех верных Православию.

На Руси наряду с деревянными имели распространение и поклонные белокаменные кресты, среди которых можно выделить следующие разновидности: памятные – в знак какого-либо события или почитания святого; закладные – при закладке храма или города; утверждающие христианство – на месте капищ; намогильные, обетные. Материал, из которого сооружался крест, в данном случае белый камень, имел немаловажное символическое значение. Камень – символ основания Церкви Христовой, устроенной Самим Спасителем: «И я говорю тебе, ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Часто на поклонном кресте вырезали Распятие Господа Иисуса Христа; поверхность креста могла быть украшена резным растительным орнаментом и памятными надписями.

Русская белокаменная резьба имеет свои великие традиции, которые наиболее полно раскрылись в декоре храмовой архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. От отдельных архитектурных элементов до сплошного коврового покрытия были украшены резьбой белокаменные храмы.

Вспомним непревзойденные памятники Древней Руси: Успенский и Дмитровский соборы Владимира, знаменитую церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Изысканный каменный убор Дмитровского собора-реликвария органически слит с изумительной по красоте архитектурой. Он подобен лежащей на стенах драгоценной парче, затканной выпуклыми изображениями.

Ряды растительных мотивов перемежаются чередами зверей, птиц, грифонов и скачущих всадников. Колончатый пояс собора являет собой грандиозный рельефный деисусный чин (фото 2, 3).

В торжественном молчании застыли фигуры святых, предстоящих перед Богом в молении о спасении рода человеческого.

И кресты-голгофы, и резные изображения снаружи и внутри храмов подчинены тем же каноническим законам, что и икона – царица храмовых искусств Восточной Церкви.

Церковное искусство призвано являть духовную реальность, используя для достижения этой высокой цели священный язык символов и особый метод изображения неизобразимого – символический реализм.

Русский мастер-резчик, представляя человеческую фигуру, не спешит навстречу видимой  действительности, а преображает ее, помещает  в духовное пространство Негаснущего Дня.

В этом искусстве натура является в форме, обобщенной до лаконизма, строго упорядоченной и организованной не только внешне, но и внутренне. Ритм – один из главных элементов формы, художественно преображающих действительность. Складки одежд передают не физическое движение, но подчиненность личности духовному началу. Неподвижность выражает пребывание человека в Духе Святом.

И если для иконописцев главная икона – «Спас Нерукотворный», в которой проявляется уровень владения мастерством художника, то для ваятелей-резчиков таким мерилом всегда было изображение Распятия Христова.

Этому есть свои серьезные причины: в образе Спаса Нерукотворного наиболее полно выражен догмат о Боговоплощении, в древности эта икона считалась наглядным свидетельством того, что Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек.

Распятие же Христово свидетельствует о великой тайне Искупительной жертвы Христа, освободившей человека от вечной смерти и страданий. Именно поэтому в традиции Православия – изображать Спасителя на Кресте торжествующим над грехом, победившим смерть.

Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Господь открывает Свои объятия всем, призывает «все концы земли».

Говоря об искусстве белокаменной резьбы, мы не можем лишь вспоминать о прошедших временах, это значило бы, что традиции пресеклись навсегда. Слава Богу, и сегодня есть те, кто смиренно встает на пути ученичества в трудном постижении великого мастерства наших предков.

В разных концах России воспоминания о судьбоносных событиях русской истории порождают желание их творческого осмысления. Повсюду возникают общественные инициативы по установлению памятных знаков – крестов, в соответствии с русской православной традицией.

В преддверии празднования четырехсотлетнего юбилея преодоления Смутного времени установлены поклонные кресты на Крутицком подворье в Москве, по пути следования войск князя Михаила Скопина-Шуйского в Ярославской земле.

В 2010 году в Пафнутьев-Боровском монастыре отмечалась юбилейная дата – 400-летие героической обороны монастыря от польско-литовских захватчиков и войск самозванца Дмитрия II. История обороны обители трагична. Летом 1610 года Лжедмитрий II, продвигаясь из Калуги на Москву, подошел к Боровску.

Сопротивление врагу в Пафнутьевом монастыре-крепости  возглавил царский воевода князь Михаил Волконский. Через десять дней неприятель прорвал оборону и вошел в обитель. Страшная резня продолжалась целый день, из защитников монастыря не уцелел никто. Ратники, монахи, местные жители… Двенадцать тысяч человек в один день приняли здесь смерть.

Монастырь был разграблен, разрушен и предан огню. Тела погибших защитников монастыря захоронили в стенах монастыря в братской могиле.

В память о славных защитниках монастыря в День народного единства на месте погребения был установлен резной белокаменный крест (мастер Александр Есинский). Высота креста около четырех метров. Мощные монументальные очертания словно свидетельствуют о нерушимости православной веры. Фигура распятого Христа изображена мастером в полном соответствии с канонической иконографией.

На оконечностях поперечной балки даны изображения Пречистой Богоматери и святого Иоанна Богослова, оплакивающих Господа. Вверху расположена Пресвятая Троица – Предвечный Совет. В нижней части, у ног Иисусовых, – коленопреклоненный преподобный Пафнутий, основатель монастыря, и Патриарх Гермоген, пламенный защитник православной веры и российской государственности в годы Смуты.

Рельефные изображения выполнены мастером  в изысканной аристократической манере, без огрубления и опрощения форм, часто применяемых в наши дни, но далеко не всегда оправданных и доказанных.

Невероятно тонкая, нежная резьба выявляет в обычном среднерусском известняке светоносность и тепло средиземноморского мрамора, изображения представляются чудесным образом проступившими на камне.

Все  сюжеты – Троица, Распятие, моление святителя Гермогена и преподобного Пафнутия составляют в смысловом отношении единое целое, возможно, определяющее сверхзадачу художника и едва ли выразимое в слове.

На обороте креста читаются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Чувство светлой печали, которое мы переживаем у креста, на этом памятном месте, говорит о том, что усилия мастера не были напрасны.

Источник: http://ruskline.ru/analitika/2013/02/14/poklonnyj_krest/

Православные нательные кресты, крестики в подарок

Канонический православный крест поклонный

Главный символ веры – нательный православный крест, на протяжении веков подтверждающий статус христианина, на Руси в обиход  верующих вошел после Крещения.  Первый православный крест, по приданию, привезенный князем Владимиром из Византии имел четырехконечную форму и надолго стал одним из самых почитаемых образцов для православных.

Изготавливали кресты на Руси в основном из подручных природных материалов: дерева, камня и олова. Состоятельные люди заказывали у опытных ремесленников нательники из серебра или золота. С течением времени форма нательного креста претерпевала изменения, допуская помимо первоначальной византийской модели новые очертания, одобряемые православными канонами.

Обращаясь к лучшим примерам византийских, а затем и древнерусских художественных школ, Владимир Михайлов создает каталог нательных крестов, выполненных в строгом соответствии православной традиции.

Возрождая новгородскую технику мелкой пластики, художник в своих ювелирных изделиях воплощает наполненные символизмом и выразительностью образы.

Каждое украшение коллекции отличает тонкость ручной работы и исключительно высокое качество материалов.

В каталоге православных крестов «Владимир Михайлов» представлен широкий выбор моделей, созданных по эскизам мастера, обладающего уникальным стилем. Коллекция демонстрирует нательные кресты разных форм и размеров, выполненные из серебра, зеленого золота или платины.

Христианский символизм и тесная связь с природой находят отражение в православных ювелирных изделиях Владимира Михайлова.

Благородный  декор фигурных крестов или строгая прямоугольная форма лаконичных моделей, практически лишенных узоров позволяют художнику показать многогранность православной и художественной традиции, допускающей как торжественное звучание, так и аскетическую тональность.

Характерные для коллекции «Владимир Михайлов» формы нательных православных крестов, как правило, задаются сюжетом композиции и особенностями иконного изображения.

В каталоге представлены кресты для крещения детей, отличающиеся миниатюрными формами, плавными очертаниями, свойственными криновидным моделям.

Фигурируют в коллекции и  величественные модели мужских крестов, а также выразительные, исполненные тонкими, изящными орнаментами женские кресты. Выполненные из высококачественных благородных материалов православные кресты нередко украшены драгоценными камнями и декоративными элементами, которые превращают их еще и в настоящие произведения ювелирного искусства.

Отличающиеся авторским почерком, наполненные сакральными символами,  выполненные в соответствии с православными традициями и канонами  нательные кресты Владимира Михайлова представляют собой эстетически совершенные изделия, по праву претендующие на то, чтобы стать семейной реликвией и передаваться по наследству.

Наряду с высокой художественной ценностью кресты из каталога «Владимир Михайлов» отличаются практичностью и функциональностью, легко сочетаются с дополняющими украшениями в виде золотых или серебряных цепочек.

Выбрать нательный крест для себя или в подарок поможет ориентация на особенности формы, размер и тип драгоценного металла, из которого создано православное украшение.

Многообразие модельного ряда, где присутствует праздничная декоративность и лаконичная монументальность, тонкость линий и строгость очертаний позволят подобрать нательный крест, максимально подходящий стилю и образу жизни будущего владельца.

Вдохновляясь  традицией и природными орнаментами, Владимир Михайлов воплощает в коллекции православные кресты криновидной, килевидной, восьми и четырехконечной форм.

В каталоге представлены и латинские, поклонные, процветшие, двойные модели крестов, созданные также в строгом соответствии канонам.

Соблюдая давние христианские обычаи, художник создает нательные кресты с характерным для православной традиции изображением Распятия.

В отличие от католического креста, где прибитые к средней перекладине руки Иисуса безвольно провисают, православные нательные кресты  представляют Христа с распахнутыми руками, стремящимися заключить мир в свои объятья.

Верхняя перекладина креста по давней традиции изображает аббревиатуру «IНЦI», выполненную старославянскими буквами, расшифровывающуюся как «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

Ключевым отличием православных крестов выступает нижняя перекладина, к которой, по приданию, ноги Христа были прибиты двумя гвоздями.  Католическое распятие демонстрирует один гвоздь.

Несмотря на каноническую природу, изобразительный язык нательных православных крестов Владимира Михайлова наделен внешним очарованием и выразительностью, свойственной новгородской декоративной традиции. При этом, каждое изделие коллекции является плодом не только художественного цитирования библейских сюжетов, но и свидетельством многолетней практики автора, творческой интуиции и знания истории.

Купить в каталоге православный крест из редкого сплава зеленого золота, платины или серебра для себя и в подарок – значит обрести неоценимый символ веры, способный стать семейной реликвией и передаваться из поколения в поколение.

Приобрести миниатюрный детский, изящный женский или фундаментальный мужской православный крест из коллекции «Владимир Михайлов» можно на нашем сайте или в авторских салонах.

В каталоге представлены также эксклюзивные православные кресты ручной работы и авторские кресты мощевики, выполненные в лучших традициях новгородской художественной школы.

Источник: https://www.vmikhailov.com/ru/kresti

О кресте, его видах и пропорциях

Канонический православный крест поклонный
?

Максим Федосов (max_fedosov) wrote,
2010-04-20 12:35:00 Максим Федосов
max_fedosov
2010-04-20 12:35:00 Category: Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе.

Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку…

Крест – символ Бога – Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

 Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения – человека.

Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

 Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.

 Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста – деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня. 

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест – древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» – на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста.

  Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест.

Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки – металлические пластины с просечной резьбой.

Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы. 

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя – на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая – вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад. Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 – 0,618 = 0,382; 2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2). В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана). 

Барочный крест

Рисунок 3.Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля – «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом. Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины – 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины – цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента. В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен – стремятся по высоте к двойному квадрату. Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут – в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай – дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52

издательские секреты

Источник: https://max-fedosov.livejournal.com/205313.html

Христианский крест – каким он бывает?

Канонический православный крест поклонный

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными […]

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли “православный” и “католический” кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы “Х” и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа.

Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи.

Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах – поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан – кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест – особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции.

Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать.

Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О “православном” и “католическом” крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что “православным” считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является “католическим” и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста – восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то “неправославный крест”? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло – дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: “Иисус Назарянин – царь Иудейский”. На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается “ИНЦИ” – по-русски или “INRI” – по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое “мерило праведное” и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы “Х”. Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя – апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен “андреевский крест” в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея.

В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота.

Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также “Т-образный крест” называют “крестом святого Антония” в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого – одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют “патриаршим” или “лотарингским”. Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют “крестом Лалибелы” в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, “христианский крест попирает мусульманский полумесяц”.

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем.

Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали “кораблём спасения”, который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства.

Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу – солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма – намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была “хризма” – монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова “Христос” “Х” и “Р”.

Иногда к “хризме” добавлялись символы вечности – буквы “альфа” и “омега” или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв “I” и “X” и мог быть прочитан, как “Иисус Христос”.

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике – на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору0

Источник: https://pravoslavie.fm/interested/hristianskiy-krest-kakim-on-byivaet/

Какой крест правильный?

Канонический православный крест поклонный

Крест – самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Разновидности креста

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке.

А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные».

Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».

История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.

Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова.

— У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста».

В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве.

Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон.

Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

Почему мы не носим знак рыбы?

До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба.

По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи.

«Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание.

Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».

Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков.

Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину ( IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».

Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.

NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Иисус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города.

С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи… так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».

Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию.

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.

» — «место лобное распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.

И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Католическое или православное Распятие?

«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим. Христос изображен в силе — как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную».

В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями.

«Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему.

Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Еще одно отличие католического Распятия — Христос Распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно древняя традиция.

В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не выискивать здесь никакой богословской нагрузки .

В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями».

Православный крест – Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука.

— Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.

Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь православный крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры.

Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян).

Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».

Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

Нескучный сад №3 2009

Нескучный сад – Архив по номерам

Православный календарь на 2016 год

Церковный православный календарь постов и трапез на 2016 год

Источник: https://www.pravmir.ru/kakoj-krest-pravilnyj/

Путь права
Добавить комментарий