Конспект закономерности наследования признаков установленные менделем 9 класс

Урок 17. закономерности наследования – Биология – 9 класс – Российская электронная школа

Конспект закономерности наследования признаков установленные менделем 9 класс

Урок Конспект Дополнительные материалы Для объяснения наблюдаемых закономерностей наследственности Г. Мендель выдвинул гипотезу чистоты гамет. У гибридов гаметы чисты, т.к. содержат по одному гену из каждой пары генов.Положения гипотезы чистоты гамет (по Г. Менделю)1.

Признаки контролируются парами факторов.2.Парные факторы разделяются при образовании гамет.3.Каждая гамета получает один из пары факторов.4.Факторы передаются из поколения в поколение как дискретные (неделимые, чистые) единицы.5.Каждый организм наследует по одному фактору от каждой из родительских особей.

При полном доминировании среди особей с доминантными признаками невозможно отличить гетерозиготы от гомозигот (для выведения чистых линий). С этой целью проводят анализирующее скрещивание, при котором исследуемая особь с доминантными признаками скрещивается с анализатором – рецессивной гомозиготой.

Промежуточное наследование – признак носит промежуточный характер между доминантой и рецессивой , а явление называется – неполным доминированием, так как доминантный ген не полностью подавляет проявление рецессивного гена.

При неполном доминировании в F2(втором поколении) расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и составляет 1:2:1.

Дигибридное скрещивание (это скрещивание по двум парам признаков)III закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков (наследования, расщепления):«При дигибридном скрещивании расщепление по каждому признаку идет независимо от другого признака».В отличие от I и II законов, которые справедливы всегда, III закон справедлив только для тех случаев, когда изучаемые гены расположены в разных парах гомологичных хромосом.Развитие генетики ХХ века показало, что далеко не все признаки наследуются в соответствии с законами Г. Менделя. Основные причины отклонения от этого следующие:-неодинаковая жизнеспособность зигот;-неравная вероятность образования всех типов гамет;-неравная вероятность встречи разных типов гамет;-случайное нерасхождение гамет;-сцепление генов;-сцепленное с полом наследование;-взаимодействие генов;-внеядерная наследственность.

Сцепление генов.

Каждый организм имеет небольшое число хромосом, но десятки тысяч генов. Следовательно, в каждой хромосоме сосредоточено несколько тысяч генов.Т. Морган, 1911 г., дрозофилы.А- – серое тело.аа – черное тело.В- – нормальные крылья.вв – короткие крылья.

Это объясняет закон Моргана – закон сцепления генов:

«Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются вместе, или сцепленно».Гены, находящиеся в одной хромосоме, образуют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.

Нарушение сцепления

Дальнейшие опыты Т. Моргана показали, что сцепление не всегда бывает абсолютным.В анализирующем скрещивании самки из F1 с самцом-анализатором.

При образовании гамет у гетерозиготной самки произошел кроссинговер – обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами в профазу I мейоза при конъюгации хромосом (у самцов дрозофилы кроссинговер не идет).

Из-за кроссинговера гены, находившиеся в одной хромосоме, оказались в разных гомологичных хромосомах и попали в разные гаметы. Такой обмен приводит к перегруппировке сцепленных генов.

Генетические карты

За единицу расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, принят 1% кроссинговера – морганида. Чем дальше расположены гены в хромосоме, тем % кроссинговера выше.

На этом основано построение генетических карт – схем последовательности взаимного расположения генов в хромосоме и примерного расстояния между ними.

Пол – совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих воспроизводство.

Типы определения пола
1. прогамныйдо оплодотворения(у коловраток, динофилюса: у ♀ формируются крупные яйца, из которых – ♀, и мелкие, из которых – ♂).

2. эпигамный

после оплодотворениязависит от условий среды (бонеллия: свободноживущие личинки – ♀, паразитирующие на взрослых ♀ – ♂).3. сингамный

в момент оплодотворения генотипически, хромосомным набором.

1. Хромосомный набор млекопитающих, дрозофилы ♀ХХ, ♂ХУ

Пол с одинаковыми половыми хромосомами, образующий один тип гамет называется гомогаметный

Пол с разными хромосомами, образующий два типа гамет, – гетерогаметный.П/р по теме: «Решение задач на моногибридное скрещивание»Пример решения задачи:Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

1.Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип – аа.

2.Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип – АА.
3.Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А, а красные коровы несут только рецессивный ген а.
4.Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поколение F1 с генотипом Аа.
5.Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а. Их слияние носит случайный характер, поэтому в F2 будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и аа(25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.
Ответ: при скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании между собой гибридов F1 в их потомстве (F2) будет наблюдаться расщепление: 3/4 особей будет черного цвета, 1/4 – красного.
Сообщить об ошибке в уроке

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2480/main/

Урок биологии в 10 классе на тему

Конспект закономерности наследования признаков установленные менделем 9 класс

Класс: 10

Тема:«Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г.Менделя».

Цели обучения: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя; научить школьников использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики. Оборудование: учебник, Рабочая тетрадь, раздаточный материал

Конспект урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

  1. Найти соответствие термин-определение

1Совокупность генов организмаАдоминантные
2Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белкаБфенотип
3Парные гены, расположенные в одинаковых точках гомологичных хромосом.Вгомозигота
4Гены, подавляющие действие других геновГген
5Совокупность внешних и внутренних признаков организмаДгетерозигота
6Гены, подавляемые действием других геновЕаллельные
7Клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же генаЖгенетика
8Наука о наследственности и изменчивостиЗгенотип
9Клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же генаИнаследственность
10Способность организма передавать признаки от родителей потомствуКрецессивные
  1. Проверка правильности выполнения, взаимооценивание, выставление баллов: за каждый правильный ответ – 1 балл (максимально – 10 баллов)

Ответ: 1 – З; 2 – Г; 3 – Е; 4 – А; 5 – Б; 6 – К; 7 – В; 8 – Ж; 9 – Д; 10 – И

III. Актуализация знаний.

В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом.

В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу – разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате – и в этом его гениальность.

Этот знаменитый учёный… (Грегор Мендель)

Именно он сформулировал основные законы наследственности. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет»

??? Основоположником какой науки является Г. Мендель?

– Что изучает генетика?

-Что такое наследственность?

-Что такое изменчивость?

-Что такое наследование?

Запишите тему урока: Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Формулирование целей урока:

Когда вы в математике или физике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь? (правилами и законами)

Генетика, как и математика, является точной наукой. Значит, в генетике тоже есть законы и правила, которые можно проверить через задачи

Значит, какая цель стоит сегодня перед вами, чему вы должны научиться, что узнать?

Учащиеся формулируют цели урока:

  • Узнать некоторые законы генетики
  • Научиться решать генетические задачи на основе этих законов.

IV. Изучение нового материала

Наука о наследственности и изменчивости начинает свою подлинную историю с открытия Грегора Менделя. В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха.

Через 35 лет открытые Менделем закономерности были переоткрыты заново(1900 год) Хуго де Фризом, Карлом Корренсом и Эрихом Чермаком и начался бурный период развития науки о наследственности и изменчивости, которую с 1907 года стали называть генетикой.

??? Почему именно Г. Менделю удалось открыть основные закономерности наследования признаков?

Успех Г. Менделя определяется рядом причин:

1. Выбрал удобный объект – горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга  рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).

2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели – моногибридного скрещивания.

3. Разработал новый метод исследования – гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.

Вот кто поработал во славу науки – горох!

Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

Вот кто для генетики мок под дождями и сох

Под ветром, кого увлекала и грела идея!

И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

В наследственность верил и гибко считал варианты.

И ежели друга найти в поколенье другом

Не смог, не печалься, быть может, еще его встретим

Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим

??? Как вы думаете, почему Мендель выбрал именно эти растения?

Работа с учебником (стр. 211)

– имеет короткий жизненный цикл;

– большое количество потомков;

– особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;

– наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);

– возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

Основной метод, который Г.Мендель положил в основу своих экспериментов – гибридологический.

Давайте подумаем, что может быть заложено в основу данного метода, почему он так называетсяЕго суть заключается в скрещивании организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам и получение гибридов

Гибридологический метод имеет две особенности. Первая заключается в том, что для получения гибридов должны быть использованы только чистые линии, т.е. живые организмы, в которых не наблюдается расщепление по данному признаку.

??? Как будет называться такой генотип? (гомозиготный) Как мы сможем его записать?(АА, аа).

Вторая особенность гибридологического метода в том, что Г.Мендель наблюдал за наследованием альтернативных признаков.

??? Как вы понимаете это слово? (взаимоисключающие, контрастные).

Фронтальная устная работа:

Задание: назвать альтернативные признаки к имеющимся.

Для растенийНизкий рост – высокийБелые цветки – красныеГладкие семена – морщинистые
Для животныхГладкая шерсть – мохнатаяТемная окраска – светлая
Для человекаКарие глаза – голубыеТемные волосы – светлыеПрямые волосы – кудрявые и т.д.

Первый закон Менделя

Г. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку, т.е. какую особенность гибридологического метода он применил?(Скрещивание альтернативных признаков).

Скрестил растение, имеющее желтую окраску семени с растением, имеющим зеленую окраску, причем эти растения гомозиготны. Значит, какую особенность гибридологического метода использовал Г.Мендель? (использование чистых линий)

В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мы называем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак)

Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения, т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску. И это правило впоследствии получило название 1 закона Менделя или закона доминирования.

Второй закон Менделя

Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение.

Всего получилось 8023 растения второго поколения, причем 6022 – с желтыми семенами, а 2001 – с зелеными . Подсчитайте, какую часть составляют растения с зелеными семенам? (третью часть). Т.е.

расщепление произошло 3 к 1 (три части растений с желтыми семенами и одна часть с зелеными).

Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон – закон расщепления: «При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»

Решение задачи на моногибридное скрещивание.

Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

а) Прочитать условие задачи от начала до конца.

б) Перевести данные задачи в генетические символы.

в) Записать условие задачи в краткой форме.

г) Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность.

д) Прочитать условие задачи ещё раз и сверить с решением, то ли найдено.

е) Написать ответ в согласии с условием задачи.

IV. Закрепление изученного материала

Решение задач на моногибридное скрещивание (Приложение 2)

Оценивание.

12 – 16 баллов – «3»

17 – 21 баллов – «4»

22 – 25 баллов – «5»

Домашнее задание

  1. Решить задачи из РТ: Тема 8 № 2, №3, №6

  2. Творческое задание: придумать 3 задачи на моногибридное скрещивание.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-biologhii-v-10-klassie-na-tiemu-zakonomiernos.html

Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивание. урок. Биология 9 Класс

Конспект закономерности наследования признаков установленные менделем 9 класс

Грегор Мендель (рис. 1) родился 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда – Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. В 1843 г.

Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провел два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 г. вернулся в монастырь.

 Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию. Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями.

Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 г.

Рис. 1. Грегор Иоганн Мендель

Успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного. Особенности гороха:

– легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год;

– имеет многочисленное потомство;

– имеет много сортов, четко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками;

– является самоопыляющимся растением – опыление происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения;

– есть возможность искусственно скрещивать сорта. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

Из 34 сортов гороха, известных в то время, Мендель отобрал 22 сорта и выбрал 7 признаков этого растения, которые следует изучать:

– высота стебля;

– окраска и форма семени;

– окраска и форма плодов;

– расположение и окраска цветков.

Четко подобранный объект и знание математических закономерностей позволило Менделю провести классическое научное исследование.

Основным методом, которым пользовался Мендель, является гибридологический метод – система скрещиваний, позволяющая проследить закономерности наследования признаков в ряду поколений. Отличительные особенности метода:

1. целенаправленный подбор родителей, различающихся по одной, двум, трем и т. д. парам контрастных (альтернативных) стабильных признаков;

2. строгий количественный учет наследования признаков у гибридов;

3. индивидуальная оценка потомства от каждого родителя в ряду поколений.

Генетическая символика используется для записи результатов скрещиваний.

Мендель взял сорта гороха с желтыми и зелеными семенами и произвел их искусственное перекрестное опыление: у одного сорта удалил тычинки и опылил их пыльцой другого сорта. Гибриды первого поколения имели желтые семена.

Аналогичная картина наблюдалась и при скрещиваниях, в которых изучалось наследование других признаков: при скрещивании растений, имеющих гладкую и морщинистую формы семян, все семена полученных гибридов были гладкими, от скрещивания красноцветковых растений с белоцветковыми все полученные — красноцветковые.

Мендель пришел к выводу, что у гибридов первого поколения из каждой пары альтернативных признаков проявляется только один, а второй как бы исчезает. Проявляющийся у гибридов первого поколения признак Мендель назвал доминантным, а подавляемый — рецессивным.

На рисунке 1 представлена схема закона единообразия.

Рис. 2. Генетическая схема закона единообразия Менделя

Закон единообразия первого поколения

Потомство от скрещивания двух гомозигот по доминантному и рецессивному признаку является единообразным по генотипу и фенотипу.

Мендель рассматривал те же родительские организмы, что и в первом законе. Как известно, в первом поколении образовались гетерозиготы с генотипом Аа. Далее Мендель проводит самоопыление этих гибридов (). Материнский организм дает гамету А и гамету а, отцовский организм дает такие же гаметы (см. Рис. 3).

Рис. 3. Генетическая схема

На рисунке 4 представлена решетка Пеннета, которая в наглядной форме демонстрирует все возможные комбинаций различных типов гамет в данном скрещивании (Реджинальд Пеннет – британский генетик). В данной решетке по горизонтали записаны отцовские гаметы, по вертикали – материнские. А в клетках решетки на пересечении строк и колонок записываются генотипы потомства в виде комбинаций этих гамет.

Рис. 4. Решетка Пиннета

Таким образом, получается следующее соотношение (расщепление) по генотипу: 1АА : 2Аа : 1аа (один организм является гомозиготой по доминантному признаку, два организма являются гетерозиготными, один организм является гомозиготой по рецессивному признаку).

Организмы с генотипами АА и Аа имеют один и тот же фенотип (в данном случае желтый цвет семян), следовательно, по фенотипу расщепление происходит в соотношении: 3А : 1а (три организма имеют доминантный признак, один организм имеет рецессивный признак (в данном случае зеленый цвет семян)).

Закон расщепления

Во втором поколении от скрещивания двух гибридов наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1, по генотипу – 1:2:1.

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология», 10-11 класс, Дрофа, М., 2005 г.
  2. Диск «Основы общей биологии». 9 класс – ЗАО «1С», 2006. Учебное пособие: 1 CD-ROM120 МБ. к учебнику И.Н. Пономаревой «Основы общей биологии. 9 класс».
  3. Болгова И.В. «Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы», М., «Мир и Образование», 2005 г.
  4. Явдоменко Ю.И. «Основные понятия генетики.9 класс». Издательство «Первое сентября».

Домашнее задание

  1. Вопросы в конце параграфа 38 и 39 (стр. 142, 146) – Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология», 10-11 класс
  2. Седая прядь волос у человека — доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
  3. Муж и жена кареглазые. У них родился голубоглазый ребенок. Какой генотип должен быть у родителей? Возможно ли это?

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Bifidosoft.com (Источник).
  2. Интернет-портал Vse-pro-geny.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Edumedia-sciences.com (Источник).
  4. Интернет-портал .com (Источник).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/geneticheskie-opyty-mendelya-monogibridnoe-skreschivanie

9 КЛАСС Презентация к уроку «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» Учитель: Комиссарова Л.А. – презентация

Конспект закономерности наследования признаков установленные менделем 9 класс

1 9 КЛАСС Презентация к уроку «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» Учитель: Комиссарова Л.А.

2 Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА : Сформировать понятия о гибридологическом методе Дать понятия генетики как науки Сформировать понятия: рецессивный признак доминантный признак гомозиготныйй организм аллельные гены 2

3 М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ Тип урока – изучение нового материала Рекомендуемая опора на знания – понятия «онтогенез», «биогенетический закон», «эмбриональный период развития», «ген» Ход урока – 1) оргмомент 2) проверка знаний 3) изучение нового материала (объяснения учителя) Понятие генетики Гибридологический метод Первый закон Менделя Правило расщепления 4) Закрепление изученного материала (решение задач на моногибридное скрещивание) 5) Задание на дом 6) Рефлексия (подведение итогов урока) 3

4 О Г РЕГОРЕ М ЕНДЕЛЕ В 1856–66 годах чешским биологом и монахом Грегором Менделем были поставлены знаменитые опыты, результатом которых стало появление новой науки – генетики.

Грегором Менделем Грегор Иоганн Мендель родился 22 июля 1822 года в Австро-Венгрии, в местечке Хайнцендорф (Силезия).

Его отец был владельцем небольшого крестьянского надела, и с самого детства мальчик проявлял интерес к изучению растений и окружающей среды. 4

5 О СНОВАТЕЛЬ НАУКИ ГЕНЕТИКИ – ЧЕШСКИЙ БИОЛОГ И МОНАХ Г РЕГОР М ЕНДЕЛЬ 5

6 Г ОРОХ ПОСЕВНОЙ (P ISUM SATIVUM ) Объектом для экспериментов был удачно выбран огородный горох: В условиях Чехии он размножается несколько раз в год Сорта отличаются друг от друга рядом хорошо заметных признаков В природе горох самоопыляем, но в эксперименте это легко предотвратить 6

7 П ЕРВЫЙ ЗАКОН М ЕНДЕЛЯ – ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию тщательно отобранных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определённым признакам (например, по форме и окраске семян, окраске цветов) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1865 году он опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами» 7

8 О СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ Генетика – наука закономерностях наследственности и изменчивости Признак любая особенность организма, т. е.

любое отдельное его качество или свойство, по которому можно различить две особи Совокупность всех признаков организма, начиная с внешних и кончая особенностями строения и функционирования клеток, тканей и органов, называется фенотипом.

Признаки и свойства организма проявляются под контролем наследственных факторов, т. е. генов. Совокупность всех генов организма называют генотипом. Скрещивание двух особей с разной наследственностью называется гибридизацией, а полученную особь гибридом 8

9 Моногибридным называется скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков. Явление преобладания у гибрида признака одного из родителей Г. Мендель назвал доминированием.

Признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака, был назван доминантным П ротивоположный, т, е. подавляемый, признак рецессивным. Если в генотипе организма (зиготы) два одинаковых аллельных гена оба доминантные или оба рецессивные (АА или а), такой организм называется гомозиготныйм.

Если же из пары аллельных генов один доминантный, а другой рецессивный (Аа), то такой организм носит название гетерозиготного. 9

10 З АДАЧА 1 Возьмем горох с желтыми и зелеными горошинами. Горох с желтыми горошинами образует гаметы А (доминантный ген), горох с зелеными горошинами образует гаметы а (рецессивный ген). Проведем гибридизацию: 10

11 П ЕРВЫЙ ЗАКОН М ЕНДЕЛЯ – ВСЕ ГИБРИДЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЕДИНООБРАЗНЫ Т. Е. ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАК ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ.

При скрещивании гороха с зелеными и желтыми семенами Мендель обнаружил, что у всех гибридных растений первого поколения (F 1 ) семена оказались желтыми. При этом зеленая окраска семян не проявлялась.

Гибриды имели генотип Аа. Р ( родители) АА (ж) а (з) гаметы А а F 1 (гибрид 1 поколения) Аа (ж) 11

12 П РАВИЛО РАСЩЕПЛЕНИЯ : Возьмем гибриды F1 при скрещивании между собой гибридов (или при их самоопылении) у гибридов второго поколения наблюдается расщепление – 3 части особей с желтыми семенами : 1 часть с зелеными семенами. Р ( родители) АА а гаметы А а F 1 (гибрид 1 поколения) Аа(ж) Аа (ж) гаметы А а А а F 2 (гибрид 2 поколения) АА Аа Аа а (ж) (ж) (ж) (з) 12

13 13

14 Д ИАГРАММА РАСЩЕПЛЕНИЯ ГИБРИДОВ ПО ГЕНОТИПУ 14

15 Д ИАГРАММА РАСЩЕПЛЕНИЯ ГИБРИДОВ ПО ФЕНОТИПУ 15

16 З АДАЧА НА МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ Скрещиваются два сорта гороха: один сорт характеризуется пурпурными цветками, а другой – белыми цветками. Все гибриды первого поколения имеют пурпурные цветки.

При скрещивании между собой пурпурно- цветковых гибридов (или при их самоопылении) у гибридов второго поколения наблюдается расщепление – 3 части пурпурно- цветковых особей : 1 часть бело-цветковых. Вопросы: 1. Как наследуется окраска цветков у гороха? 2.

Напишите генотипы родительских особей, гибридов первого и второго поколения. решение задачи 16

17 Р ЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ Рассматривается наследование окраски цветков у гороха (признак А ). Поскольку все гибриды первого поколения ( F 1 ) единообразны, то исходные особи ( Р ) были гомозиготный по окраске цветков (следствие из 1-го закона Менделя).

Поскольку все F 1 (гетерозиготы) имели пурпурные цветки, то пурпурный цвет доминирует над белым (следствие из определения доминантности).

Тогда (подразумевая моногенное наследование) можно предположить, что у гороха пурпурная окраска цветков определяется аллелем А, белая окраска – аллелем а.

Во втором поколении ( F 2 ) четвертая часть особей имеет белые цветки (рецессивный вариант признака), что соответствует 2-му закону Менделя. Следовательно, наше предположение о моногенном наследовании окраски цветков у гороха в данном случае оказывается справедливым. 17

18 Результаты решения оформляем в виде схемы: Р АА а пурпурные белые цветы цветы Гаметы А а F 1 Аа Аа пурпурные пурпурные цветы цветы гаметы А а А а Для нахождения возможных сочетаний гамет и аллелей (зигот) составляем матрицу – решетку Пеннета (Punnett R. – английский генетик, предложил эту матрицу в 1902 г.): 18

19 Р ЕШЕТКА П ЕННЕТА Гаметы Отцовские МатеринскиеAa А AA пурпурные цветки Aa пурпурные цветки а Aa пурпурные цветки aa белые цветки F 2 1АА : 2Аа : 1 а (по генотипу) пурпурные пурпурные белые цветы цветы цветы F 2 3 пурпурных : 1 белый (по фенотипу) цветка цветок 19

20 И ТОГИ УРОКА Почему для своих опытов Мендель выбрал горох? Чем гомозиготныйй организм отличается от гетерозиготного? В чем суть гибридологического метода? Сформулируйте первый закон Менделя. Сформулируйте правило расщепления. 20

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1046225/

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. урок. Биология 10 Класс

Конспект закономерности наследования признаков установленные менделем 9 класс

На занятии мы рассмотрим моногибридное скрещивание. Обоснуем правило единообразия гибридов первого поколения и правило расщепления на основе изучения результатов опытов Грегора Менделя.

Как мы изучали ранее, чешский ученый Грегор Мендель использовал в опытах 22 сорта гороха, которые имели четкие различия по признакам (рис. 1).

Рис. 1. Различие сортов

Перед скрещением ученый получал чистые линии родительских растений по интересующим его признакам с помощью самоопыления.

Скрещивание растения по одному признаку называется моногибридным, по двум признакам называется дигибридным.

При скрещивании растений с альтернативными признаками Мендель отмечал, что один из этих признаков не наблюдается у растений первого поколения. Например, при скрещивании гороха с желтыми и зелеными семенами все гибриды первого поколения имели желтые семена (рис. 2).

Рис. 2. Схема скрещивания растений с альтернативными признаками

Признак желтой окраски или другие признаки, которые проявлялись в первом поколении, Мендель назвал доминантными. А те, которые не проявлялись, – рецессивными, или подавляемыми (рис. 3).

Рис. 3. Признаки

Доминантные признаки обозначают прописными латинскими буквами (А В С), а рецессивные обозначают строчными латинскими буквами (а bc).

Результаты исследования Менделя объясняются воздействием мейоза, однако во времена ученого этот процесс еще не был открыт.

Признаки диплоидного организма определяются взаимодействиями между аллелями.

Аллель – одна из двух или более альтернативных форм гена. Они занимают одинаковые места, сайты или локусы, на гомологичных хромосомах (рис. 4).

Рис. 4. Расположение аллелей

Рассмотрим скрещивание с белыми и красными цветками.

Аллель белой окраски цветка, рецессивный признак, обозначим w, а доминантный аллель красной окраски – W(рис. 5).

Рис. 5. Обозначение признаков

В исследованиях Менделя растения с белыми цветками имели генотип ww, а растения с красными – WW. Особи с генами, которые определяют данный признак, идентичны (имеют две одинаковых аллели), называются гомозиготными особями.

При скрещивании растений с данными генотипами все растения в F1 получают аллель W от материнского растения с красными цветками, и аллель w от растения с белыми цветками, имеют генотип Ww и называются гетерозиготными по гену окраски цветка (рис. 6).

Рис. 6. Скрещивание растений гороха с красными и белыми цветками

Иначе говоря, если организм содержит два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называются гомозиготными, если аллельные гены разные, то такие организмы называют гетерозиготными.

Мендель начал исследования со скрещивания растений гороха с разными цветами горошин (желтым, зеленым), и в первом поколении семена у всех растений были желтого цвета. Желтая окраска семян – доминантный признак (рис. 7).

Рис. 7. Скрещивание растений с желтыми и зелеными семенами

При повторе опыта по моногибридному скрещиванию Мендель использовал растения с гладкими и морщинистыми семенами, все растения первого поколения имели гладкие семена (рис. 8). Данная форма плодов является доминантным признаком.

Рис. 8. Скрещивание растений с гладкими и морщинистыми семенами

На основе полученных данных из экспериментов ученый сформулировал правило единообразия гибридов первого поколения:

При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся по какому-то одному признаку, все потомки гибридов первого поколения (F1) будут иметь признак одного из родителей, все поколение гибридов будет единообразно по данному признаку.

Мендель продолжил опыты, вырастив растения семян первого поколения. При скрещивании гибридов первого поколения, которые имели желтые семена, наблюдалось расщепление (рис. 9).

Рис. 9. Правило расщепления

¾ растений имели желтые семена, ¼ растений имела зеленые семена.

Явление, при котором скрещивание приводит к образованию части потомства с доминантными признаками и части потомства с рецессивным признаком, называется расщеплением.

Мендель подсчитывал число желтых и зеленых семян в потомстве от многих родительских пар скрещиваемого гороха для статистической надежности полученных результатов. Затем подтвердил характер расщепления гороха опытами с другими признаками, сформулировал правило расщепления:

При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками, эти особи составляют 1/4 часть от всего числа потомков второго поколения.

Список литературы

  1. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс. – М.: 2011. – 223 с.
  2. Сивоглазов В.И. и др. Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с.
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.
  4. Пономарева И.Н. и др. Биология. 10 класс. Базовый уровень. – 2-е изд., перераб. – М.: 2010. – 224 с.
  5. Захаров В.Б. и др. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс. – М.: 2010. – 352 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Сформулируйте правило единообразия гибридов первого поколения.
  2. Сформулируйте правило расщепления.
  3. Чем определяются признаки диплоидного организма?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/zakonomernosti-nasledovaniya-monogibridnoe-skreschivanie

9 класс. Обобщающий урок по теме

Конспект закономерности наследования признаков установленные менделем 9 класс

Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме.

• повторить основные понятия темы, проверить умения решать генетические задачи, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь работать с дополнительной литературой.

  • Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

  • Обратить внимание учащихся на практическое применение генетики.

Тип урока: обобщающий, комбинированный с использованием ИКТ

Девиз урока:  «Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать.  Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.»

                                                              Вильгельм Швебель, немецкий ученый и публицист

а) Вступление-приветствие.

– Добрый день ребята! Я рада вас видеть! Нам сегодня на уроке предстоит очень большая работа.

– Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

– Сегодня на ваших партах расположены смайлики – выберите для себя один понравившийся, который отразил бы ваше настроение

Тема урока: «Закономерности наследственности»

– С незапамятных времен людей волновал вопрос о причинах сходства потомков и родителей, о природе вновь возникающих изменений, но в чем причины сходства и различия организмов, долгое время установить не удавалось.

Свойство организмов обеспечивать морфологическую и функциональную преемственность между поколениями получило название наследственности. Закономерности наследственности изучил и впервые опубликовал в 1865 г.

чешский ученый Грегор Мендель.

в) Постановка целей урока.

Обобщить и закрепить знания о закономерностях наследственности живых организмов

II. Этап Обобщение и систематизация знаний учащихся.

  1. Для того, чтобы понять закономерности наследования признаков и уметь решать задачи по генетике необходимо владеть знанием терминов и символов генетики.

Моногибридное скрещивание

Анализирующее скрещивание

Кодоминирование — это такой тип взаимодействия аллельных генов, при котором каждый из аллелей проявляет своё действие, и ни один аллель не подавляет действие другого. В результате у гетерозигот формируется новый признак.

Взаимодействие неаллельных генов, при котором происходит подавление генов одной аллели генами другой. (Эпистаз)

Взаимодействие неаллельных генов, при котором ген одной аллельной пары способствует проявлению действия генов другой аллельной пары. (Комплементарность)

Взаимодействие неаллельных генов, при котором один ген определяет развитие нескольких признаков. (Плейотропия)

Взаимодействие неаллельных генов, когда один и тот же признак определяется несколькими аллелями. (Полиомерия).

1. Может ли в семье, где родители голубоглазые родиться ребёнок с карими глазами? И почему?

2. Может ли в семье, где родители имеют карие глаза родиться ребёнок с голубыми глазами? И почему?

2. Основные законы генетики. По рисункам дать определения законам Г. Менделя и Т. Моргана

1 закон Менделя – единообразие первого поколения

При скрещивании двух гомозиготных особей по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения окажутся единообразными и будет проявляться только доминантный признак

Неполное доминирование или промежуточное наследование

2 закон Г. Менделя – закон расщепления

При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения во втором поколении происходит расщепление признаков в соотношении по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1

3 закон Г. Менделя – закон независимого наследования признаков

При скрещивании двух гомозиготных особей по двум парам признаков, каждая пара при расщеплении в потомстве наследуется независимо от другой пары признаков

Закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования

Гены, локализованные в одной хромосоме не расходятся при мейозе, а наследуются сцеплено

4. Решение генетических задач.

Перед учащимися на парте лежат напечатанные на листочках задачи.Задача 1.

При скрещивании темных морских свинок с белыми (альбинос) получаются гибриды с промежуточной (полутемной) окраской. Какое потомство получится в результате скрещивания гибрида с альбиносом?

Задача 2. Мать гомозиготна, имеет 2 группу крови, отец гомозиготен, имеет 3 группу крови. Какие группы крови возможны у их детей.
Ответ: четвёртая группа крови

Задача 3. Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми (в гетерозиготном состоянии – волнистый волос). Муж и жена имеют волнистые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребёнка в этой семье?

Задача 4. Голубоглазый мужчина (у его родителей карий цвет глаз) женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. Каковы генотипы всех лиц? Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка у этой супружеской пары?

Ответ: 50% с карими и 50% с голубыми

Задача 5.. Растение с желтыми гладкими плодами скрещивается с растением с белыми и ребристыми плодами. В потомстве все плоды желтые и гладкие. Каковы генотипы родителей гибридов?

Задача 6.. Фенотипы родителей-те же, но результат иной. В потомстве 25% желтых гладких, 25% желтых ребристых, 25% белых гладких, 25% белых ребристых.

Задача 7. Фенотипы родителей те же, но результат иной, в потомстве 50% желтых гладких, 50% желтых ребристых растений. Каковы генотипы родителей и гибридов?

Задача 8. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выявить: является ли мальчик, имеющий в семье супругов Р, родным или приёмным. Исследования крови мужа, жены и ребёнка показало: жена – АВ (IY) группа крови, муж – О (I) группа крови, ребёнок – О (1).Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано?

Задача 9. У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

III. Заключительный этап урока.

Выводы

Я думаю, что генетика – это наука настоящего и будущего, потому что _______ .

Изучая генетику, я хочу _____________ .

На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________

Ребята, сегодня в начале изучения новой темы нами были поставлены задачи, удалось ли нам их достичь?

А так же были вами выбраны смайлики, хотите ли вы поменять их и изменилось ли ваше настроение?

Я вам их дарю и хочу, чтобы эти смайлики приносили вам удачу в учёбе.

Этап 5: домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание для ребят осуществляется по выбору, чтобы было комфортным и развивающим для каждого ученика.

Придумываем и оформляем кроссворд, ребусы по теме: Закономерности наследования. Ищем примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изучаемые законы.

Источник: https://infourok.ru/klass-obobschayuschiy-urok-po-teme-zakonomernosti-nasledovaniya-priznakov-2562831.html

Путь права
Добавить комментарий