Краткое содержание оперы иван сусанин глинка

Краткое содержание оперы Иван Сусанин Глинки для читательского дневника

Краткое содержание оперы иван сусанин глинка

Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино  Сусанин Иван, дочка его Антонида, пасынок Сусанина Иван, жених Антониды, ополченец, Собинин Богдан, польский король Сигизмунд, польский гонец и русский воин.

В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек.

Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве. В село Домнино после славной победы над польским войском возвращается Богдан Собинин, собираясь жениться на Антониде, дочке Сусанина.

Польский король Сигизмунд в бешенстве и отправляет поляков на Москву, которые берут себе в провожатые Ивана Сусанина, но он завёл их в лесную глушь, обрекая себя и врагов на верную гибель.

Опера учит истинному патриотизму, выражающемуся в приверженности родной земле и непримиримости к её захватчикам. Силу русский мужик и воин черпают в семейственных узах, которые крепки так же, как неразрывна связь русской души с Родиной.

Читать краткое содержание Иван Сусанин – опера

Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения  Богдана Собинина, жениха её,  отправившегося биться с польской шляхтой.

Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно. Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов.

Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.

Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.

Польский король Сигизмунд Третий настолько уверен в победе польского войска, что ещё до исхода битвы начинает пиршество в свою честь.

В наполненном весёлыми гостями зале появляется гонец с известием о полном разгроме шляхты и пленённых в Москве поляков из королевского войска. Сигизмунд отдаёт приказание рыцарям собираться в боевой поход.

Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов».

В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям.

После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель.

Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…

Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его  об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину.

Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты.

Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.

Замёрзшие, голодные  и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят.

Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика.

В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых  дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, – разве может быть иначе…

Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, – они обречены…

А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, – нет рядом только Ивана Сусанина…  Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.

Оцените произведение: 183

Читать краткое содержание Глинка – Иван Сусанин. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Синяя звезда КупринаВ рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать.
  • Краткое содержание Распутин Живи и помниАндрей Гуськов вернулся с войны в свое родное село на Ангаре, не сообщив об этом никому из близких. Он конечно не представлял себе, как примут родные его возврат, однако всегда верил и доверял своей женушке. Настена – жена Андрея, выходила за него
  • Краткое содержание Не пускайте рыжую на озеро ГабовойСветку Сергееву одноклассники не любили. Она была рыжая и бледная, сидела посреди класса, и взгляд то и дело натыкался на нее. Еще у нее был очень высокий пронзительный голос. Когда Светка отвечала у доски, девчонки закрывали ладонями уши
  • Краткое содержание Шукшин Солнце, старик и девушкаВ одном из небольших алтайских селений стояла жаркая погода, а когда вечером на землю опускалась прохлада, к берегу реки Катунь выходил старик. Однажды к нему подошла девушка лет двадцати пяти, и попросила разрешения рисовать его портрет
  • Дойл Артур Конан22.05.1859 год – эта дата памятна рождением будущего писателя детективов Артура Конан Дойла, который появился в семье искусствоведов и живописцев (Эдинбург – Великобритания). Первая книга написана им

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/opery/glinka-ivan-susanin

Конспект урока

Краткое содержание оперы иван сусанин глинка

1.Ф.И.О. учителя: Кирпа Светлана Олеговна

2.Класс: 3 «Б»

3.Дата: 14.10.2016

4.Предмет: музыка

5.Тема урока: В музыкальном театре « Опера «Иван Сусанин» музыка М.И. Глинки.

6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок нового знания.

7.Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с музыкой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

8.Задачи:

Образовательные: Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин».

Развивающие: Развивать духовно-нравственные качества, такие как доброта, милосердие, великодушие, всепрощение; эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма..

9.Дидактические средства:

для учителя – фрагменты из оперы; мультимедийная презентация, учебник.

для обучающегося – учебник, тетрадь.

10.Характеристика этапов урока.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие

Здравствуйте, посмотрите на меня!

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Приветствуют

учителя, настраиваются

на предстоящую работу

Фронтальная

(Р)саморегуляция

2

Актуализация и фиксирование

индивидуальной деятельности.

Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового

способа действий

Мотивация

Работайте на уроке внимательно,

активно, ведь от того как активно вы

будете работать на уроке, зависит

результат вашей деятельности.

Слушают.

Фронтальная

(Р) самоопределение к деятельности

3

Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины

Затруднения.

Определение

Темы урока

Сегодня мы услышим фрагменты из

Музыкального жанра, а какого вы

узнаете прослушав музыкальный пример..

Как вы думаете, где исполняют эту музыку?

Удалось ли кому-нибудь из вас догадаться, что же это за музыкальный жанр?

Это вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин».

Как вы думаете, что такое опера?

Прочтите определение оперы на слайде.

Опера, о которой пойдет речь на уроке, сочинил русский композитору 19 века…

На экране портрет М.И. Глинки.

Какова же тема нашего урока?

А какую цель вы можете поставить перед собой на уроке?

Слушают вступительную

Хоровую сцену оперы

«Иван Сусанин».

На сцене театра.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Опера – музыкально-театральное произведение, в котором действующие лица поют.

Михаил Иванович Глинка.

Опера М.И. Глинки.

Познакомиться с оперой М.И Глинки

«Иван Сусанин», знать основные термины.

Фронтальная

(Л) широкая мотивационная основа учебной деятельности;

(Р) принимать и сохранять учебную задачу.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать фиксацию затруднения,

Соответствие своих действий

Изложение нового материала

Опера имеет два названия: одно – «Иван Сусанин», другое – «Жизнь за царя». Второе название пришлось дать этой опере по настоянию царской цензуры.

Как вы думаете, что такое цензура?

И лишь в советское время она получила свое первоначальное название, данное автором.

Композитор Михаил Иванович Глинка сочинил оперу «Иван Сусанин, в основе которой лежит реальное событие. Его вдохновил образ Ивана Сусанина.

Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?

Чтобы вы хорошо представили характер этого героя, я расскажу вам краткое содержание этой оперы.

А как одним словом можно назвать краткое содержание оперы?

Сусанин – главный герой оперы, крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков, он заводит их в глухой дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги убивают его.

Ребята, готовы ли вы на такой подвиг?

Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?

Запрет на публичное выступление.

Высказывают свое предположение.

Либретто – краткое содержание оперы.

Читают на слайде.

Патриотические. Любовь к своей родине.

Фронтальная

(Р) планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

(П) осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов.

5

Реализация построенного проекта.

Цель: уточнить общий характер нового знания и

Фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Работа с портретом героя

Посмотрите на портрет Ивана Сусанина, написанный Скотти Михаилом Ивановичем. Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах?

Теперь мы знаем, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить такой героический поступок.

На слайде портрет Ивана Сусанина.

Он храбрый, мужественный, отважный.

Он ценой своей жизни спасает жизни тысяч людей.

Фронтальная

(К) допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепить новое знание с проговаривание во

внешней речи.

Работа с первым действием.

Слушание аудиозаписи «Велик и свят наш край родной».

Слушание аудиозаписи хора «Славься».

Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века, когда польский король пытался завоевать Россию.

Посмотрите на эскиз декорации первого действия оперы «Иван Сусанин».

Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Задумав завести врагов в непроходимую чащу, Сусанин гордо отвечает им:….

Послушайте, что ответил Сусанин полякам.

Вы прослушали музыкальный ответ Сусанина полякам, а теперь прослушайте поэтический. М.Глинка не единственный, кто воспел подвиг Сусанина. Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев написал думу «Иван Сусанин».

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело.

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой своей не погубит.

А теперь представьте глухой заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления.

Послушайте предсмертную арию Сусанина.

Что такое ария?

Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?

Взгляните на эскиз декорации эпилога оперы. Что такое эпилог?

Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Звучит хор «Славься». Так заканчивается опера «Иван Сусанин».

Слушают.

На слайде.

Слушают аудиозапись.

Скажите, что объединяет два ответа Сусанина и чем они похожи?

В обоих ответах прославляется наша Родина.

На слайде: ария – это эпизод в опере.

Он понимает, что лучше смерть одного человека, чем смерть тысячей людей. И поэтому решается на такой поступок.

Высказывают свои предположения, а после читают определение эпилога на слайде.

Слушают хор «Славься»

Фронтальная

(П) строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

(П) устанавливать причинно-следственные связи;

(К) формировать собственное мнение и позицию.

7

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания,

Подготовить к введению в будущем новых норм.

Разучивание песни «Золотые купола».

Что необычного вы заметили в аккомпанементе хору?

А где еще вы встречались со звуками колокола, на каком уроке?

Такое ли звучание колоколов было там?

К чему призывает набат?

А в хоре «Славься» колокольный звон несет благовест.

Как вы понимаете это слово?

Так к чему же призывает этот колокольный звон?

Как вы думаете, где установлены колокольни?

Церковь с давних времен имела большое значение в жизни народа. В церквях прятались от врагов, от церкви получали благословление на ратный бой.

Песня, которую мы с вами разучим сегодня, называется «Золотые купола».

Где устанавливают купола?

Мы с вами разучим 1 куплет и припев песни.

Колокольный звон.

Когда изучали кантату «Александр Невский», которую сочинил С.С.Прокофьев.

Но, там был набат, который ризывал:.

Вставать на защиту Отечества.

На слайде синонимы слова благовест.

К радости, торжеству.

В церкви.

.

Разучивают песню вместе с учителем.

Фронтальная

(Р) выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: постановка цели учебной деятельности,

Построение и фиксация нового знания.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги нашего урока:

Ребята, какова была тема нашего урока?

Повторим, что же такое опера?

Что такое ария?

Что такое либретто?

Что такое эпилог?

Оцените свою деятельность на уроке, ответив на вопросы на слайде:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Я понял что…

Спасибо за урок. До свидания!

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Отвечают.

Фронтальная

(Л) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

(Р) оценка своей деятельности на уроке.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

Технологическая карта урока по музыке

Тема урока: Опера М.И. Глинка «Иван Сусанин».

Провела: студентка 4 курса Тарбушина С.М

Методист: Чернигина И.А________________________

Учитель МОУ СШ № 40: Кирпа С.О__________

Волгоград

2015 год 

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-opera-mglinki-ivan-susanin-1161946.html

 Шаляпин в ролиИвана Сусанина

     В начале 1613-го г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.  Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин.

Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.

     Это реальное историческое событие легло в основу первой в истории мировой музыки героической народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (или как она называлась в первой постановке — «Жизни за царя»).

    По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г. он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Первоначально Глинка собирался писать оперу на основе произведения В.А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил композитору использовать другую тему.

     Глинка вспоминал эту историю в своих «Записках»: “Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина». Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского…”.

     В период после наполеоновского нашествия подвиг крестьянина казался особенно созвучен с героизмом русского народа в Отечественной войне 1812 г.

     До Глинки это образ уже пытались воплотить в 1815 г. на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 г. появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Рылеевский Сусанин оказал заметное влияние на образ главного героя оперы Глинки.

Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «…

как бы по волшебному действию, — писал композитор, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

… Предателя, мнили, во мне вы нашли;

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

«Злодей! — закричали враги, закипев, —

Умрешь под мечами» — «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!..

(отрывок из поэмы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»)

     Идея, подброшенная Жуковским, целиком завладела М. Глинкой, и он приступил к работе. Свое произведение композитор окрестил героико-трагической оперой.

     Первоначальное название оперы — «Жизнь за царя» (под этим названием ее ставили вплоть до революции 1917 г.).

     Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 г. в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом воспринята передовой частью общества.

     «С оперой Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, — является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки».

     В 1939 г. поэт С.М. Городецкий подверг коренной переработке первоначальное либретто Г.Ф. Розена.

     Сценическая история этого творения связанна с именами С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, М. Д. Михайлова и других выдающихся русских исполнителей.

ИВАН СУСАНИН

Опера в четырех актах с эпилогом

Новый текст С. Городецкого

Действующие лица:

Иван Сусанин, крестьянин села Домнино………………………………………………………бас

Антонида, его дочь …………………………………………………………………………………сопрано

Ваня, приемный сын Сусанина …………………………………………………………….контральто

Богдан Собинин, ополченец,

жених Антониды……………………………….. ……………………………………………………….тенор

Русский воин ………………………………………………………………………………………………..бас

Польский гонец…………………………………………………………………………………………..тенор

Сигизмунд, король польский ………………………………………………………………………..бас

Хоры: крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей.

Балет польских панов и паненок.

     Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве

на Красной площади

Краткое содержание

     Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе.   Внезапно с реки доносится песня.

Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село.

Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

     В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

     В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве.

Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками.

Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

     Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

     Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду.

Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду.

Взбешенные поляки убивают его.

     В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Источник: https://music.e-publish.ru/p47aa1.html

Краткое содержание оперы в 4-х действиях с эпилогом

Краткое содержание оперы иван сусанин глинка

В основу сюжета оперы положено историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино Костромской губернии Ивана Осиповича Сусанина, совершенный им в начале 1613 года. Москва к тому времени была уже освобождена от поляков, но отряды захватчиков еще бродили по Руси.

Чтобы помешать полному освобождению страны войском под предводительством Минина и Пожарского, один из таких “диверсионных” отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, находившегося вместе с матерью неподалеку от села Домнина в Ипатьевском монастыре. Поляки не знали дороги через непроходимые леса и решили сделать своим проводником Сусанина. Однако тот завел захватчиков в самые глухие непроходимые места погубив их. Сусанин погиб и сам, но спас молодого царя – символ тогдашней русской национальной государственности.

Этот патриотический подвиг был художественно разработан в поэтической думе “Иван Сусанин” поэтом-декабристом К. Рылеевым. Композиционный план своей будущей оперы Глинка во многом заимствовал из этого поэтического произведения.

Драматургия оперы предельно ясна. Первый акт – экспозиция русского лагеря и введение в действие. Второй акт – контрэкспозиция, то есть характеристика лагеря польской шляхты. В финале этого акта – завязка действия – решение польского короля Сигизмунда II выступить в военный поход против новоизбранного царя Михаила Романова.

Третий акт – развитие сквозного сюжетного действия: мирное семейное счастье Сусаниных сменяется неожиданными драматическими событиями. Четвертый акт, первая картина: попытка спасти Сусанина, когда приемный сын Ваня перед воротами монастыря будит русских ратников и вторая картина – сцена в лесу, последний и решающий поединок Сусанина с поляками.

Эпилог оперы – картина торжества русского народа.

Лагерь русских людей (силы действия) охарактеризованы в опере очень многообразно и разнопланово, а лагерь поляков – достаточно статично, лишенным действия образом. Они все – лишь неуемно горделивые завоеватели. Блестящие танцы: мазурка, полонез, вальс, краковяк – вот их музыкальная характеристика.

В следующих двух актах эти два музыкальных пласта оперы активно взаимодействуют. Во второй картине 4 действия музыка русского лагеря получает мощное выражение в знаменитой арии Сусанина “Ты взойдешь, моя заря”, а от былого блеска польской мазурки не остается и следа. Так в специфически музыкальной форме композитор дал итог драматического конфликта оперы.

Все это было невиданным и неслыханным в русской музыке до Глинки.

Из всего многообразия чувств русского народа Глинка выделяет главное – патриотизм. В развитии этого чувства, как побудительного к действию мотива, Глинка и утверждает основную идею оперы.

В своей опере М. Глинка резко повысил драматургическую роль хора. Именно хор, олицетворяющий на сцене великий русский народ, становится одним из главных действующих лиц оперы. После Глинки это стала традицией практически для всех русских оперных композиторов.

Финальный хор оперы представляет собой величественный апофеоз русской народной мощи, равного которому нет ни у одной оперы в мире. Подобное решение можно найти в финале 9-ой симфонии Бетховена.

Премьера оперы состоялась в декабре 1836 года в Большом театре в Петербурге. Театр был переполнен. Среди прочих зрителей был и А.С. Пушкин. Опера была с восторгом принята передовой частью русского общества.

Формально первой русской историко-патриотической оперой была опера К. Кавоса на либретто А. Шаховского “Иван Сусанин”. Однако по типу драматургии и образному строю опера Кавоса не возвышается над уровнем обычных жанрово-бытовых опер того времени.

Трактовка героического сюжета в опере наивна и сентиментальна. Даже трагическая развязка оперы преодолевается “счастливой случайностью”: в миг, когда поляки заносят меч головой Сусанина, в лесу появляется русский отряд, спасающий героя.

Опера заканчивается хором:

Пусть злодей страшится

И грустит весь век,

Должен веселиться

Русский человек.

Нужен был гений Глинки, его чувство сценической правды, чтобы придать подвигу героя подлинную трагедийность, сделать этого крестьянина живым, узнаваемым из зала человеком, а не оперно-условным поселянином. Знаменитый хоровой финал оперы Глинки явился для того времени художественным открытием, поставившим оперного русского композитора в один ряд с самыми известными западноевропейцами.

“Эпилог спектакля, представляющий ликование народа в Кремле, поразил меня самого. Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустился занавес”, – позже вспоминал Глинка в “Записках”.

Аристократы оперу “Иван Сусанин” сначала долго презирали, не находя в ней ничего, кроме “мужицкой музыки”. Однако сам характер сюжета и милостивая реакция императора заставили злые языки замолчать до поры до времени.

До оперы “Жизнь за царя” Глинку даже образованная публика считала композитором, стоящим на одном уровне с Варламовым, Гурилевым, авторами популярных в то время сентиментальных романсов. Премьера же оперы поставила имя Глинки в один ряд с самыми величайшими оперными композиторами Европы.

“Жизнь за царя” – первая русская опера, в которой не было ничего подражательного западным образцам. Её национальная принадлежность узнается слухом сразу же и безоговорочно.

В скором времени Глинка получил за оперу императорский подарок: перстень в 4000 рублей и хорошо оплачиваемое место капельмейстера в придворной Певческой капелле.

* * *

Идея новой оперы на сюжет поэмы “Руслан и Людмила” возникла у композитора еще при жизни Пушкина. Сам поэт, хорошо знавший творчество композитора, предлагал сделать план либретто. Осуществиться намерению помешала безвременная смерть Пушкина.

https://www.youtube.com/watch?v=FiSkZtmWXKc

Глинка первым из русских композиторов, создавая крупное произведение, обратился к Пушкину. После Глинки это стало традицией в русской музыке.

Вслед за “Русланом” появляются “Русалка” и “Каменный гость” Даргомыжского, “Борис Годунов” Мусоргского, “Моцарт и Сальери”, “Сказка о царе Салтане” и “Золотой петушок” Римского-Корсакова, “Евгений Онегин”, “Мазепа”, “Пиковая дама” Чайковского, “Алеко” и “Скупой рыцарь” Рахманинова и многие другие сценические произведения на сюжеты А.С. Пушкина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_143014_kratkoe-soderzhanie-operi-v--h-deystviyah-s-epilogom.html

«Иван Сусанин» – краткое содержание оперы М. И. Глинки

Краткое содержание оперы иван сусанин глинка

Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом.

В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году.

Первое действие

Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь.

Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых.

Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца».

С реки доносится песня. После победы над вражеским отрядом возвращается Собинин. Он принес добрые вести: Козьма Минин поднял Русь на врага, князь Пожарский призван возглавить войско. Радостно встречаются жених и невеста. Антонида передает Богдану слова отца о свадьбе.

«Как, ужели не бывать нашей свадьбе?» — взволнованно спрашивает Собинин. Антонида и Богдан упрашивают старика, к ним присоединяется народ. «Настанет день, врагов побьем и от злодеев Русь избавим! – отвечает Сусанин. –Тогда невесту с женихом благословим и свадьбу справим».

Богдан уверен в скором наступлении этого счастливого дня. Сусанин и народ приветствуют встающую над Русью зарю спасения.

Второе действие

Тронный зал во дворце польского короля Сигизмунда. Король празднует победу. В разгар пира появляется вестник. Он сообщает, что  русский народ восстал на поляков, Минин и Пожарский возглавили ополченцев, осажденным в Москве отрядам Сигизмунда грозит гибель.

Пирующие в смятении. Сигизмунд отправляет отряд своих рыцарей отрезать Минину путь на Москву, захватить его в плен, снести деревни, сжечь города – покорить Русь.

Третье действие

Зима. Изба Сусанина. Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин.

Сусанин рассказывает, что ночью пришел Минин с войском и раскинул свой стан в глухом бору, в посаде. Ваня мечтает вступить в ряды защитников родины. Готов биться с врагами и старик Сусанин.

Заходят в избу крестьяне. Сусанин угощает их и зовет на обручение Антониды и Собинина. Вечереет. Собинин уходит за дружками. Ваню печалит предстоящая разлука с названой сестрой. Ласково напутствует Антониду отец. Вдруг в избу врывается отряд вооруженных поляков.

Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей. Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли.

«Страха не страшусь, — гордо говорит Сусанин, — смерти не боюсь, лягу за родную Русь!»

Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина. Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами. Крестьяне выступают в поход с боевой песней: «Всех врагов земли своей смертью покараем, и не примет их костей мать-земля сырая».

Первая картина

Посад в глухом бору. Изнемогая от усталости, добрался до ворот посада Ваня. На его стук и зов выходят воины и посадские люди. Ваня требует немедленно сообщить Минину о появлении врагов. Минин собирает свою дружину, и она выступает на врага. Минин берет Ваню проводником. Грозно звучит песня воинов: «Мы настигнем врага! Не бывать им живым, не видать им Москвы!»

Вторая картина

Лесная глушь. Мороз. Сусанин заводит отряд врагов в дремучий лес. Поляки устали, продрогли. Не сбился ли старик с пути? – «Путь мой прям!» — твердо отвечает Сусанин.

Привал. Поляки разводят костер, ложатся спать. Не спит один Сусанин, думая тяжкую думу. С зарей враги увидят, что они обмануты, что завел их Сусанин в глухую чащу на верную гибель. Его ждут лютые пытки и смерть.

Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям.

Увидит ли он Русь, освобожденную от иноземцев? Не дожить Сусанину до этого счастливого дня.

Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам  голодной смертью помирать».

С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.

Эпилог

Красная площадь у Фроловских (Спасских) ворот Кремля. Ликует народ. Звучит могучий хор.

«Славься, славься ты, Русь моя,Славься ты, русская наша земля!Да будет во веки веков сильна

Любимая наша страна!»

Из Кремля выезжают Минин и Пожарский. Победная песня народа сливается с праздничным колокольным звоном.

Источник: http://diafon.ru/ivan-susanin-kratkoe-soderzhanie/

Путь права
Добавить комментарий