Кто платит за одпу

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Кто платит за одпу

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет? 

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил.

В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из “Домашней правовой энциклопедии” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений.

Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г.

№ А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14).

Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество.

Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета.

“Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами.

Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц.

В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.

Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них.

Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом.

Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить? 

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно.

Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года.

Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления.

При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г.

№ А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014).

Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст.

20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г.

 № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим.

Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать.

Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п.

48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п.

17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г.

№ 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г.

№ 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

*** 

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Источник: http://www.garant.ru/article/695719/

Платить или не платить?

Кто платит за одпу

В апреле жители нескольких сотен домов в Иванове получили счета от управляющих компаний и были удивлены дополнительными суммами, которые вдруг появились в квитанции.

При внимательном изучении оказалось, что «лишние» 400-600 рублей (в зависимости от площади квартиры) начислены за установку общедомового прибора учета тепловой энергии.

При этом ни про то, что этот счетчик вообще установили, ни про его стоимость, ни про то, что за это придется платить, никто ничего не знал.

Законно ли управляющие компании начислили эти суммы, если жители не собирались устанавливать никакие общедомовые счетчики, и почему теперь люди должны за это платить? Мы попытались разобраться в вопросе.

Счетчики законны, платить – жителям

Установка общедомовых приборов учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, более чем законна – этого требует федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности».

Причем обязанность установить как индивидуальные, так и общедомовые приборы учета лежит в первую очередь на собственниках многоквартирных жилых домов.

261-ФЗ предписывал установить ОДПУ еще до 1 июля 2012 года – но мало кто это сделал.

Если ОДПУ не установлен по инициативе жителей, то федеральный закон обязывает сделать это ресурсоснабжающую организацию. После 1 июля 2012 года «Водоканал» или «Ивгортеплоэнерго» имеют полное право потребовать от УК предоставить им доступ в дом, установить там общедомовой прибор учета и – внимание! – выставить счет за прибор и работы по его установке.

Платить за счетчик должны собственники, поскольку он передается на баланс дома и после этой передачи входит в состав общего имущества. Далее статья 13.

12 федерального закона об энергосбережении гласит: «При этом граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по установке общедомовых приборов учета, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки». Намерение это граждане могут выразить только одним способом – принять решение о единовременной оплате или о рассрочке, скажем, на три года, на общем собрании.

Если РСО предоставляют рассрочку, то платежи за ОДПУ увеличиваются на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления.

В Иванове АО «Ивгортеплоэнерго» производило установку общедомовых счетчиков на тепло в 2015 году. А потом выставило счета, но не жителям, а управляющим компаниям – мол, вы нам заплатите, а потом собирайте деньги с жителей. Управляющие компании с этим не согласились, потому что в 261-ФЗ нет прямых указаний на то, что УК должна платить за ОДПУ.

Начались суды, которые длились почти год, и в итоге было вынесено решение: да, «Ивгортеплоэнерго» имело право потребовать плату не напрямую с жителей, а через УК. А поскольку энергетики автоматически насчитали рассрочку на пять лет, то и управляшки получили счета за 2016–2017 годы с учетом платы за рассрочку.

И, соответственно, выставили эти суммы жителям – пропорционально площади квартир. Именно этим объясняются довольно солидные суммы в квитанциях. Следующие платежи будут значительно меньше, уверяют в управляющих компаниях. Но платить за ОДПУ придется еще три года, причем с процентами.

Единственное, что могут сделать жители, чтобы снизить эти платежи, – принять на общем собрании решение о выплате всей оставшейся суммы единовременно. Таким образом, можно сэкономить на процентах. Правда, перед этим неплохо было бы запросить в управляющей компании информацию о том, насколько велика оставшаяся сумма.

В среднем прибор учета с установкой стоит порядка 200 тысяч рублей, но в некоторых случаях из-за особенностей системы теплоснабжения на доме могут устанавливаться не один, а несколько ОДПУ. Так что стоит оценить масштабы бедствия заранее. А заодно учесть и некоторые нюансы.

Зачем нужны ОДПУ на тепло?

В большинстве случаев приборы учета для жителей довольно выгодны, поскольку при их наличии они платят за тепло не по нормативам, а по фактическому потреблению. Правда, нужно учитывать, что выгоду вы увидите не сразу.

Во-первых, установленный и принятый в эксплуатацию прибор учета должен проработать без сбоев год, прежде чем он будет принят к коммерческому учету, то есть прежде чем его показания будут учитываться при выставлении счетов.

Во-вторых, из-за того, что в Иванове жители платят за отопление не только в течение отопительного сезона, а из расчета 1/12 в месяц от общегодового объема потребления, при наличии счетчика произвести ежемесячный расчет правильно невозможно, потому что неизвестно, какой будет погода в следующем месяце и каким, соответственно, окажется потребление. Поэтому в Иванове тепловики действуют так: в течение года жителям выставляют счета по нормативам, а в январе, когда общий объем потребления тепла понятен, делают перерасчет. В большинстве случаев жителям возвращают переплаченные деньги, причем суммы оказываются немаленькими: 5-7 тысяч в зависимости от площади квартиры. Но бывает и наоборот: начисляют дополнительные платежи. Это происходит в том случае, если в доме большие потери на сетях теплоснабжения, если дом «холодный». Ну или если зима выдалась слишком морозной.

Внимание: поверка и прочие тонкости

При наличии в доме общедомового прибора учета жителям надо иметь в виду ряд моментов, которые могут оказать существенное влияние на плату за отопление. Самый главный – срок поверки. Если этот срок истек, то, как и в случае с индивидуальными приборами учета, показания общедомового счетчика к расчетам не принимаются и плата начисляется по нормативу.

У ОДПУ на тепло срок поверки составляет 4 года с момента его выпуска – а не с момента установки и не с момента ввода в эксплуатацию.

Поверка стоит примерно 20 тысяч рублей на один ввод, и эти деньги должны платить жители, например, из средств, собираемых на содержание общего имущества. Но для этого нужно принять решение общего собрания.

Если счетчики были установлены в 2015 году, то не исключено, что у многих из них скоро закончится срок поверки, а это значит, что жители увидят в своих квитанциях новые строчки и новые суммы.

Еще один момент – это неукомплектованность ОДПУ (в первую очередь, ОДПУ на горячую воду, которые были установлены ранее). В ноябре 2017 года вступили в силу новые требования, по которым все ОДПУ должны быть оборудованы датчиками давления.

Без датчиков ОДПУ не принимаются к коммерческой эксплуатации, то есть их наличие не приведет к экономии на плате за тепло. И теперь встает вопрос: за чей счет и в какие сроки будут устанавливаться эти датчики? ОДПУ – это общее имущество, значит, платить опять должны жители? Получается так.

Хотя с точки зрения жителей это несправедливо.

В любом случае лучше с этими вопросами разбираться сразу и сейчас, когда отопительный сезон завершился. Кто его знает, какие сюрпризы приготовят нам федеральные законодатели к новому отопительному сезону…

***

Как получить разъяснения по дополнительным платежам в квитанции?

Если в своей квитанции вы обнаружили суммы или строчки, которые вам непонятны, то в первую очередь за разъяснениями нужно обращаться в управляющую компанию. Телефоны и адрес (фактический и юридический) должны быть указаны в квитанции.

Если получить устраивающие вас разъяснения по телефону не удалось, следует написать обращение (в двух экземплярах) и отнести его в УК. Проследите, чтобы его зарегистрировали и на вашем экземпляре проставили отметку, когда и кем принято обращение. Разъяснения вам должны прислать в письменном виде.

Если и после этого вам непонятно, за что с вас требуют деньги, или вы не согласны с начислениями, то можно обратиться в Госжилинспекцию или муниципальный жилищный контроль.

Источник: http://www.rk37.ru/articles/2018/05/25/platit_ili_ne_platit_

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) в многоквартирном доме

Кто платит за одпу

Государство подталкивает управляющие организации и потребителей к повсеместной установке общедомовых приборов учета, делая эксплуатацию домов без них все менее выгодной.

Определяющим нормативным актом тут является постановление Правительства № 344 от 16 апреля 2013 года, устанавливающее повышающие коэффициенты при расчете платы в домах, не оборудованных ОДПУ.

С начала 2017 года этот коэффициент составляет 1,6.

В статье мы рассмотрим вопросы о том, какие задачи решают общедомовые счетчики и как используются их показания, на чьи деньги устанавливаются эти устройства, а также как они проверяются и обслуживаются.

В каких случаях нужен общедомовой прибор учета

ОДПУ в многоквартирном доме обеспечивают контроль реального потребления ресурсов жильцами и объемы их фактических поставок от РСО. Такие счетчики устанавливаются на оба вида воды, отопление, электрическую энергию и газовое топливо.

Установка ОДПУ нужна управляющей организации, в первую очередь, для исключения переплаты за потери ресурсов, которые происходят на магистральных сетях поставщика, а также для выявления тех потребителей, которые скручивают показания ИПУ.

Размер оплаты коммунальных услуг формируется с учетом двух моментов:

  • объем ресурса, потребляемый домом;
  • тарифные ставки.

Тарифы ЖКХ повышаются ежегодно, и воздействовать на это ни УК, ни потребители не могут. Однако можно повлиять на объем расходуемых ресурсов, снижение которого позволит получить реальную экономию. О том, как можно реально экономить в ТСЖ, редакции журнала «Управление МКД» рассказал председатель ТСЖ «Отрада-12».

Установка ОДПУ в МКД дает несколько преимуществ:

  • потребление коммунальных ресурсов оплачивается по факту;
  • между ресурсовиками и потребителями разделяются убытки за те потери, которые неизбежно присутствуют на магистральных сетях;
  • фиксируются факты потери ресурсов.

Только при использовании ОДПУ управляющая организация может достоверно установить, какое количество ресурсов потребляется в МКД.

Даже при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета потребность в общедомовых счетчиках не исчезает. ИПУ нужны собственникам для того, чтобы оплачивать те ресурсы, которые они по факту потребили.

Однако есть еще и расходы на содержание общедомового имущества. Их тоже оплачивают жильцы, но учитываются они при помощи ОДПУ.

А как вы бы поступили, если если РСО требует оплатить «отрицательный» КР на СОИ? Об этом читайте в специальной статье нашего эксперта.

Общедомовые ПУ позволяют также обнаружить скрытые протечки на общих коммуникациях. Без таких счетчиков зачастую даже сам факт протечки остается неизвестным, в результате чего происходит не только переплата, но и появляется потенциальная опасность для конструкций дома.

Общедомовые приборы учета должны ставиться во всех многоквартирных домах, подключенных к централизованным коммуникациям подачи тепла, воды, электричества и газового топлива.

Не устанавливаются ОДПУ в домах, в которых отсутствует техническая возможность их монтажа и правильного применения. Чтобы зафиксировать данный факт, необходимо провести обследование и подтвердить наличие хотя бы одного критерия, говорящего о невозможности поставить счетчики. Эти критерии подробно рассмотрены в материале из нашей справочной системы.

Виды общедомовых приборов учета

В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.

В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида.

1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе. Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.

Однако есть у тахометрических счетчиков и явные минусы. Они быстро ломаются из-за высокой жесткости воды, колебаний давления теплоносителя и наличия в нем примесей. По этим причинам такие приборы обычно монтируются в частных домах.

2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.

3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.

4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.

Кто оплачивает установку ОДПУ

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года.

Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.

Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:

  • направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
  • предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
  • организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.

Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:

  • сразу всей суммой;
  • долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.

Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.

Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.

Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ

Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу, а работы по их установке квалифицируются как капитальный ремонт. В связи с этим все такие вопросы решаются исключительно на общем собрании собственников. Оно проводится в стандартном порядке, с предварительным уведомлением со стороны управляющей организации.

УК при проведении ОСС может осуществлять лишь мероприятия ознакомительного характера. При этом собственников нужно уведомлять о необходимости монтажа ОДПУ. В противном случае управляющей организации грозит штраф. Пункт 5 статьи 9.

16 КоАП РФ говорит о том, что занимающиеся содержанием многоквартирных домов организации не должны уклоняться от информирования потребителей о предусмотренных законодательством мероприятиях по повышению энергоэффективности жилья.

Расчет тарифов за потребление КУ

При расчете оплаты для потребителей коммунальных ресурсов учитываются показания как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Жильцы оплачивают и то, что потреблено внутри квартиры, и расход ресурсов на общедомовые нужды.

Оплата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) рассчитывается как разница между тем, что насчитал ОДПУ, и тем, что оплатили собственники по ИПУ.

Эта сумма при очередном перерасчете перераспределяется между всеми собственниками.

Описанное общее правило работает в большинстве случаев, но нужно знать и об исключениях. Одно из них описано в статье в нашем журнале. Здесь мы рассмотрели интересный прецедент, когда суд признал расчет платы за отопление по ОДПУ противоречащим Конституции.

Речь в данной ситуации шла о новом доме, в котором застройщик изначально предусмотрел наличие в каждой квартире счетчиков тепла, но отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили их сохранность, и УК перестала учитывать при начислении оплаты показания ИПУ.

Один из жильцов остался недоволен повышением платы и дошел с данным вопросом до Конституционного суда. Тот вынес вердикт, заставивший управляющую организацию пересмотреть порядок начисления платежей, а также поставивший под сомнение отдельные положения ПП № 354 от 06.05.

11 и ЖК РФ.

Подробнее об этой уникальной ситуации читайте в нашем журнале. В условиях все более широкого внедрения квартирных счетчиков тепла приведенные в ней судебные определения могут стать актуальными для вас в самое ближайшее время.

Проверка и замена ОДПУ

Каждый общедомовой счетчик предварительно проверяется заводом-производителем. Его работоспособность при поставке подтверждается при помощи:

  • клейма;
  • отдельной наклейки;
  • написанного на приборе подтверждения, которое дублируется в сопроводительной документации.

ОДПУ регулярно проходят проверки с составлением актов. Например, для счетчиков тепла проверочные действия выполняются перед наступлением холодного сезона. Обязательно делается проверка после выполнения серьезных ремонтных работ на коммуникациях.

Для общедомовых счетчиков расписывается план технического обслуживания, выполнение которого обеспечивает их длительную работу и точность показаний. При обнаружении неисправностей ОДПУ ремонтируются или заменяются. Контролируются все эти процессы УК. При этом любые вмешательства в работу счетчика производятся с привлечением представителей РСО.

Источник: https://www.gkh.ru/article/101960-obshchedomovye-pribory-ucheta

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

Кто платит за одпу

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

Что такое ОДН и как это рассчитывается?

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий.

Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки.

В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома.

Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.

16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

  • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 – 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости.

Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

Одпу — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

В продолжение статьи:

Почему правительство поняло, что без автоматизации ЖКХ никогда не выберется из долгов

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

 Передача показаний приборов учета

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/kto-obyazan-ustanavlivat-obschedomovye-pribory-ucheta.html

Кто должен платить за установку общедомового прибора учета – что говорит закон

Кто платит за одпу

29 Июня 201838927

Установку ОДПУ регламентирует Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  

     Собственникам, чтобы оборудовать свой жилой дом приборами учета, необходимо принять такое решение на общем собрании.  Естественно, что любое принятое решение потребует определенных материальных затрат.

Затраты на оборудование дома по закону об энергосбережении возложены на собственников, даже если такие работы выполняет ресурсоснабжающая организация. Расходы несут все собственники пропорционально площади общего имущества.

Возможность рассрочки платежа обсуждается с исполнителем работ.

Платить по общедомовому счетчику – верный выбор

     С 1 января 2017 года в силу вступили отдельные положения закона об изменениях в Жилищный Кодекс РФ и постановление правительства РФ№ 1498 от 26.12.2016.

Применительно к отоплению в многоквартирных домах суть изменений сводится к следующему: при наличии технической возможности, но отсутствии  оборудования многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии предусмотрено применение повышающего коэффициента 1,1 при расчете платы по нормативу.

То есть уже сегодня  ресурсоснабжающие организации вправе применять такой коэффициент, в случае если дом не оборудован общедомовым прибором учета.

     На данный момент МУП «Серпуховская теплосеть» применяет повышающий коэффициент только в отношении услуги поставки горячей воды потребителям, не имеющим индивидуального прибора учета, а на отпущенное тепло в домах, где имеется техническая возможность установки коллективного счетчика и при этом он отсутствует, повышающий коэффициент пока не применяется.

С чего начать работы по установке  общедомового счетчика тепла?

     Для начала управляющая компания или председатель ТСЖ, ЖСК направляют запрос в ресурсоснабжающую компанию для организации комиссионного обследования дома и выдачи заключения о наличии или отсутствии технической возможности  установки коллективного прибора учета на тепловую энергию. А при наличии централизованного горячего водоснабжения в многоквартирном доме – заключение о технической возможности/невозможности установки коллективного прибора учета и по услуге «горячее водоснабжение».

     Если техническая возможность есть – теплоснабжающая организация направляет технические условия для установки общедомового прибора учета (ОДПУ), в соответствии с ними заказывается проект, по которому и производится установка ОДПУ. Говоря о сроках, надо понимать, что такие виды работ лучше завершить до начала нового отопительного сезона.

     Стоимость проекта и установки ОДПУ индивидуальна для каждого дома. В случае положительного решения собственники самостоятельно определяют исполнителя – управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию или иную стороннюю организацию, а те в свою очередь предлагают стоимость работ в виде сметы.

     Если собственники МКД для проектирования узла учета выбрали управляющую компанию или стороннюю организацию, в таком случае МУП «Серпуховская теплосеть» выступает в роли контрольно-надзорного органа. Разработанный проект необходимо согласовать с организацией, поставляющей тепловую энергию для данного объекта. Этого требуют существующие нормы проектирования и правила учета тепловой энергии. 

     Решением собственников многоквартирного дома на общем собрании можно определить источник финансирования и расходную статью, с которой они могут взять средства на покупку и установку ОДПУ.

Законом на сегодняшний день определены два вида источника – средства, отчисляемые на текущий ремонт и, мало кто знает, но с 2017 года данный вид работ можно выполнить за счет средств фонда капитального ремонта.  

     Постановлением  Правительства МО № 158/8 от 14.03.2017г.

  расширен перечень услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в их числе – установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и узлов регулирования потребления этих ресурсов.

То есть, применительно к системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, в многоквартирном доме вместе с прибором учета тепловой энергии можно сразу устанавливать и систему погодозависимого регулирования.  

Ссылка на официальный документ

     Установленный счетчик  будет входить в состав общего имущества, и его необходимо содержать. Собственники вправе рассмотреть сразу  несколько  организаций, и выбрать для себя ту, услуги которой им больше подходят и по цене, и по качеству.

Выбирая обслуживающую организацию надо тщательно и внимательно читать договор на обслуживание.

Ведь если прибор учета сломался или некорректно передает показания – придется обращаться к специалистам,  которые определят характер и степень поломки, либо необходимость поверки прибора. 

     К сведению, по существующему положению пока ОДПУ находится в ремонте, в течение трёх месяцев потребители оплачивают за ресурс по среднему показателю,  свыше трёх месяцев – по нормативу.

 Действующее законодательство предусматривает также возможность применения повышающих коэффициентов, чтобы стимулировать собственников как можно скорее восстановить работоспособность прибора учета.

Источник: https://smitanka.ru/text/kto_dolzhen_platit_za_ustanovku_obshchedomovogo_pribora_ucheta_chto_govorit_zakon_/

Путь права
Добавить комментарий