Полная идентификация клиента в банке 115 фз

Упрощенная идентификация клиента в целях ПОД/ФТ

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

Многие субъекты Федерального закона №115-ФЗ знакомы с термином «идентификация» и процедурой проверки клиента в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), однако не все субъекты до сих пор разобрались с другим похожим термином «упрощенная идентификация». К нам в компанию Ю-Питер Консалтинг часто обращаются с вопросами об отличиях между обычной идентификацией и упрощенной идентификацией и о том, какие субъекты Закона №115-ФЗ имеют право ее проводить. По этой причине я решил написать краткую статью на эту тему.

Образцы анкет (досье) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для лиц, поднадзорных Росфинмониторингу, ФНС, Роскомнадзору и Пробирной палате.

Напомню, что согласно ст.

3 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента – физического лица осуществляется в случаях, установленных Федеральным законом №115-ФЗ, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений.

Таким образом, главное отличие упрощенной идентификации от обычной идентификации заключается в том, что она может проводится только в отношении клиента – физического лица. То есть упрощенная идентификация не может проводится в отношении клиента – юридического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

Впервые термин «упрощенная идентификация» был введен Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 110-ФЗ, который вступил в силу 16 мая 2014 года.

Упрощенная идентификация клиента – физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ и в отношении клиента – физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у работников организации или индивидуального предпринимателя, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента – физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом – физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, субъект Закона №115-ФЗ, обязан провести идентификацию в общем порядке.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1.11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента – физического лица может быть проведена в следующих случаях:

1. При осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента – физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств. Право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов имеют исключительно кредитные организации.

2. При предоставлении клиенту – физическому лицу электронного средства платежа. При этом, в соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.

2011 №161-ФЗ  «О национальной платежной системе» электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №161-ФЗ операторами по переводу денежных средств являются Банк России; кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств и государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”. Таким образом, в данном пункте речь идет о клиентах кредитных организаций, которые вправе применять упрощенную идентификацию при предоставлении клиенту – физическому лицу электронного средства платежа.

3. При осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей. Указанные операции вправе проводить кредитные организации, следовательно, в данном случае речь идет также исключительно о клиентах кредитных организаций.

4.

 При заключении договора потребительского кредита (займа), сумма которого не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, предоставляемого клиенту – физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе в пользу клиента – физического лица (пункт 1.12-1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ).

5. При заключении договоров с негосударственными пенсионными фондами.

6. При заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора и при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 22.04.

1996 №39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” договор о брокерском обслуживании подразумевает под собой брокерскую деятельность, которой признается деятельность брокера (профессионального участника рынка ценных бумаг) по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом

Источник: https://law115.ru/novosti/article_post/uproshchennaya-identifikatsiya-kliyenta-v-tselyakh-pod-ft-prosto-o-slozhnom

Полная идентификация. В России ужесточаются правила обмена валюты

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

С предстоящего понедельника банкам с собственными сетями пунктов обмена валют станет бессмысленно их содержать.

Согласно новому Положению Банка России № 499-П, операции по обмену наличной валюты должны будут проводиться не с упрощенной, а с полной идентификацией клиента.

Теперь недостаточно будет предъявления паспорта – клиенту придется пройти полную идентификацию, заполнив анкету, которую необходимо заполнять каждому человеку, впервые пришедшему на обслуживание в банк.

Участники рынка, опрошенные Bankir.Ru, выразили удивление в целесообразности такого нововведения и даже предположили, что при подготовке документа Центробанк «забыл» об этом моменте. Однако в пресс-службе регулятора Bankir.Ru сообщили, что никакой ошибки нет.

«Банк России издал Положение №499-П в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” взамен утрачивающего силу с 27 декабря текущего года Положения №262-П,- прокомментировали в пресс-службе.- При этом новый нормативный акт не содержит положений, допускающих проведение упрощенной идентификации при осуществлении операций, связанных с обменом валюты». В ЦБ объяснили, что эти операции отсутствуют в числе перечисленных в 115-ФЗ, когда должна проводиться упрощенная идентификация клиентов.

По словам управляющего партнера группы юридических и аудиторских компаний СБП Киры Гин-Барисявичене, ранее, в соответствии с Положением №262-П, упрощенная идентификация действовала в двух случаях: при осуществлении денежных переводов без открытия счета и операций с наличной валютой и с чеками, в том числе дорожными. При этом было упомянуто следующее ограничение: «упрощенка» возможна, если операция не подлежит обязательному контролю со стороны ФЗ-115 – ее эквивалент составляет менее 600 тыс. рублей.

Новое положение ЦБ таких норм не содержит. «В нем не предусматривается проведение процедуры упрощенной идентификации клиента при проведении операций с наличной иностранной валютой,- указывает старший юрист банковской и финансовой практики международной юридической фирмы Noerr Кирилл Лельчицкий.

– Это означает, что банк будет обязан при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже валюты на сумму, превышающую 15 тыс. рублей, провести идентификацию клиента согласно требованиям ФЗ-115».

По его словам, идентификация должна проводиться по правилам, установленным Положением №499-П и включает в себя, например, оценку риска клиента, ведение досье клиента, обновление сведений о клиенте и проведение других предусмотренных документом процедур.

Кирилл Лельчицкий обращает внимание на то, что, в соответствии с ФЗ-115, упрощенная идентификация клиента-физлица может проводиться при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета (в том числе электронных), а также при предоставлении клиенту электронного средства платежа.

Помимо этого при заключении договоров с НПФ, договоров о брокерском обслуживании, о доверительном управлении ценными бумагами, депозитарного договора, при приобретении инвестиционных паев ПИФов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Юристы считают принятие регулятором такой нормы вполне закономерной. «В данном случае законодатель привел в соответствие действующее законодательство,- объясняет Кирилл Лельчицкий.

– Ранее ФЗ-115 устанавливал случаи, когда упрощенная идентификация возможна, а Положение №262-П предоставляло дополнительное основание для упрощенной идентификации – а именно валютно-обменные операции.

Новое Положение №499-П таких оснований не устанавливает, поэтому для их определения необходимо обращаться непосредственно к тексту ФЗ-115».

По мнению участников рынка, вступление в силу новой нормы увеличит время совершения валютообменной операции и значительно усилит операционную нагрузку, связанную с дополнительной идентификацией как на фронт-, так и на бэк-офисы кредитных организаций. Банки будут стремиться переводить такие операции в безналичные каналы, что, в свою очередь, может привести к резкому сокращению количества обменных пунктов, где оперируют непосредственно с наличной валютой.

В тот же день, позднее, Центробанк опубликовал на своём сайте официальное разъяснение по поводу новых правил идетнификации клиентов при обмене наличной валюты.

Источник: https://uainfo.org/blognews/1451029925-polnaya-identifikatsiya-v-rossii-uzhestochayutsya-pravila-obmena.html

115 ФЗ: Полная идентификация на рынке микрозаймов онлайн — Финансы на vc.ru

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

История о том, как это повлияло на выдачу займов, как выстроить отношения с партнерами, и в целом, как отладить новый процесс в рамках бизнеса.

Выбор фото случаен:)

Закон

Относительно недавно законодатель внес поправки в антиотмывочный закон, который позволил микрофинансовым компаниям онлайн сектора применять способы упрощённой идентификации своих клиентов. Однако такая возможность распространяется, если сумма займа не превышает 15 000 рублей.

Учитывая законодательные ограничения и тенденции к усилению надзора со стороны Банка России сейчас как никогда остро встал вопрос о способах проведения полной идентификации клиентов.

Для выполнения всех требований мегарегулятора и в погоне за маржинальностью компании плавно повышают чеки. С другой стороны, возможность получить деньги в течение 15 минут, не выходя из дома, нравится клиентам. А если клиент еще и живет или находится там, где отделений банков в принципе нет, то это становится единственной возможностью взять заем.

В итоге для бизнеса появилась реальная проблема как выдавать больше 15 000 рублей и проводить полную идентификацию, если в компании процесс выдачи займов полностью онлайн.

Закон недвусмысленно говорит, что идентификацию должна проводить сама компания, при этом предоставляя право микрофинансовой компании поручить это кредитной организации.

Однако, есть еще небольшая лазейка, которую Банк России позволяет своим поднадзорным — это сбор данных необходимых для идентификации, вот их могут собирать для компании любые контрагенты: курьерские службы, операторы связи и другие оффлайн-точки.

В итоге добавляется новый бизнес-процесс во взаимодействие клиента и МФО.

И так, клиенты

Существуют пресловутое мнение, что в МФО обращаются только те, кому не дают банки. На самом деле это не так. Даже если задуматься, а есть ли такие люди, у которых нет карты, то таких наберется немного: карты есть практически у всех, а значит и есть банки, которые готовы с ними взаимодействовать. Но что-то мешает…

В МФО часто обращаются, когда нужны деньги вот здесь и сейчас, а идти никуда не хочется. Но вот появляется процедура полной идентификации и…

Сотрудник колл-центра: «Поздравляем! Вам одобрен займ. Но в связи с действующим законодательством при суммах от 15 000, вам нужно пройти идентификацию, к вам выедет наш курьер, когда вам удобно его принять?»

Клиент: «Почему? на сайте у вас об этом не было сказано», «Не хочу я ни с кем встречаться», «Когда приедет? Ой, тогда не надо, отмените, пожалуйста».

И на первое место встает вопрос работы с возражениями, особенно, если:

  • вы один из лидеров рынка и регулятор в первую очередь посмотрит в вашу сторону, что дает право вашим конкурентам пока не спешить с этим;
  • эту процедуру предлагается пройти повторным клиентам — самым лакомым для бизнеса и любые потери здесь очень болезненны;
  • клиент, как правило подает заявки в несколько МФО, и если встает выбор между здесь и сейчас или через день-другой, то выбор не в пользу последнего варианта.

Для снижения количества отказов вначале запустили процесс в ручном режиме, это позволило снять обратную связь от клиентов и определить основные причины отказа. Оператор каждому клиенту звонил, объяснял причины нововведения, далее я, как product manager анализировал обратную связь и дорабатывал скрипт и будущее флоу.

Приведу несколько примеров:

Клиент: Об этом у вас на сайте не было написано?

Ответ специалиста колл-центра:

Это обычное требование закона к выдаче и перечислению денежных средств.

Странно, что вы это не знаете и в других МФО вам это не объяснили.

Мы одни из лидеров рынка онлайн-кредитования и всем своим клиентам мы в обязательном порядке рассказываем об этом.

Дополнительно к этому разбили флоу от одобрения займа до перечисления денег на отдельные шаги и выделили основные причины отказа.

Шаг 1 — займ одобрен, НО:

  • география клиента не обслуживается курьерской службой;
  • не подходит расписание курьерской службы;
  • что называется «хочу здесь и сейчас».

Шаг 2 — встреча курьера с клиентом и передача сведений, необходимых для идентификации, НО:

  • уже неактуально для клиента;
  • отмена клиентом через саппорт;
  • перенос встречи и последующая отмена займа;
  • не получены сведения, необходимые для идентификации от курьера, отмена займа по тайм-ауту .

Шаг 3 — идентификация пройдена, ожидания активации займа клиентом.

В итоге, это позволило понять основные причины отвала и предложить варианты борьбы с ними.

Партнеры. Курьеры

Раньше были мы и клиент, а сейчас появился партнер, который собирает для нас данные, взаимодействует с нашими клиентами и от которого зависит наш бизнес.

Имеющиеся на рынке курьерские службы можно условно разделить на общие с максимальным покрытием и специализированнные, доставляющие кредитные карты, но с ограниченным покрытием. Также цена вторых в 2-2,5 раза выше первых.

В итоге, сталкиваемся со следующими вызовами:

  • доля покрытия партнером географии наших клиентов;
  • качество сервиса партнера;
  • дополнительный кост от 300 до 800 рублей;
  • новый бизнес-процесс на рынке МФО.

Вначале мы сделали ставку на поиск партнера с максимальным покрытием и низким ценником. Таким партнером стал СДЭК.

  • максимально широкое покрытие по географии;
  • невысокий ценник;
  • активная заинтересованность в сотрудничестве.

Первый недостаток следует из преимуществ: крупная компания с большой долей франчайзи приводит к тому, что не до всех сразу инструкции доносят, не все их сразу исполняют.

Случались накладки, например, клиенту сообщалось, что сейчас у него заберут груз и он отказывался и курьеры на автомате записывали заявку в отказ. Тут подключались наши сотрудники, разъяснили, что клиент готов встретиться с курьером, но его смутила фраза про забор посылки и поэтому он отказался.

Или, например, курьер забыл сделать достаточное количество фото клиента или его документов в необходимом качестве. В итоге мы и коллеги проводили разъяснительную работу с подразделениями, заявки выполнялись, брака становилось меньше.

Второй — график работы с 10 до 18 и 3-часовые интервалы ожидания встречи с курьера. Как показали телефонные разговоры, не все могут гарантировать, что будут доступны в течение всего 3-часового интервала по указанному адресу.

Не раскрывая всей статистики, могу лишь сказать, что потери в доле выданных от одобренных (Issue Rate, IR) составили около 30%. Тестировали на длинных продуктах, так называемых Installment loans (IL). Как таковой ключевой причины не было, в основном все сводилось к не желанию клиента ждать пока с ним встретится курьер и еще к нескольким причинам в новом процессе.

На потери со стороны СДЭКа пришлось несколько процентов. И думается, что на больших объемах мы смогли бы сократить эту цифру, скажем вдвое. В целом, хотим поблагодарить коллег из СДЭКа, что первыми откликнулись на наше предложение о сотрудничестве и активно подключились.

Следующим партнером стал Ефин — специализированная курьерская служба по доставке кредитных продуктов.

Интересно было проверить, как повлияют на конверсию из одобрения в выдачу следующие моменты:

  • более оперативный сбор данных и следовательно процесс идентификации (сегодня, максимум завтра);
  • больший профессионализм курьеров, которые могут допродавать продукты;
  • ежедневный график работы с 9 до 21.

Дополнительно оговорюсь, что полностью сравнивать результаты экспериментов нельзя, так как с ЕФИНом тестировались продукты до зарплаты, так называемые pay day loans (PDL).

Здесь значение IR было немногим ниже предыдущего. Показательно два момента:

  • при объявлении необходимости пройти полную идентификацию отвалилось в несколько раз больше клиентов, чем при тесте длинных продуктов;
  • количество отвалов после передачи клиентов в курьерскую службу осталось примерно таким же, как и в предыдущем эксперименте. Однако следует отметить, что PDL гораздо больше представлены на рынке, чем IL. Отсюда меньшая мотивация клиента пройти полную идентификацию в конкретной компании. Поэтому результат с ЕФИН в целом подтвердил гипотезы о преимуществах использования специализированной курьерской службы.

Помимо непосредственно курьерских служб начали появляться агрегаторы услуг сбора данных для полной идентификации. У них ценник выше, взамен они собирают под своей крышей несколько курьерских служб и процессят их самостоятельно, контролируя и переключая между ними заявки.

Мы по этому пути не пошли по нескольким причинам: цена, неоднозначные преимущества и только зарождающийся рынок по сбору данных. Со своей стороны мы уже имели опыт интеграции и пилотов с курьерскими службами, поэтому перекладывать это на кого-то не было необходимости, тем более смысла, если вы одними из первых внедряете это на рынке.

Оффлайн-партнеры

Как мы помним, идентификацию в законе можно перепоручать кредитным организациям. Однако, одна из попыток договориться с банком имеющим хорошую филиальную сеть потерпела неудачу, так сказать по политическим мотивам. Так как до сих пор МФО имеют некоторый ореол сомнительности и не все готовы сотрудничать, ожидая какой-то неприятной истории.

Но здесь на помощь приходят системы денежных переводов, которые выдаются в банковских отделениях. Таким партнером стал Контакт.

К его преимуществам можно отнести в первую очередь бесплатную цену для физических лиц и большое количество участников платежной системы — кредитных организаций, которые подходят для поручения идентификации. Также многие отделения работают до 8, 9 вечера: клиент может зайти после работы и забрать деньги.

К минусам можно отнести не всегда актуальную карту отделений, однако если первоначально звонить и узнавать, разочарований быть не должно.

Этот пилот мы запускали сразу в автоматическом режиме, потому что для клиента он ничем не отличался от обычного получения денег в Контакте.

Запуск идентификации в автоматическом режиме

До этого в рамках пилотов мы тестировали все в ручном режиме: с каждым клиентом связывался наш сотрудник сообщал о необходимости прохождения полной идентификации, если необходимо разъяснял, далее заводил заявку на курьерскую службу и контролировал получение данных от партнера. Но настал момент полностью автоматизировать этот процесс и посмотреть на результаты.

Отмечу, что здесь у клиента был выбор пройти идентификацию через курьерскую службу СДЭК или через Контакт.

Из ожидаемого — увеличилась доля отвала на выборе способа идентификации.

Из интересного — среди тех, кто выбрал Контакт, отказов практически не было: пришли и получили деньги.

Что можно в этой ситуации сделать:

  • поработать над UI, чтобы снизить количество отказов до уровня, когда тестировали вручную;
  • приоритезировать во флоу и/или давать скидку за получение денег через Контакт.

Что еще интересно — клиенты столкнувшись с необходимостью проходить полную идентификацию, просили отменить их заявку и после брали займ на сумму до 15 000 рублей. Поэтому интересно протестировать эту гипотезу в автоматическом режиме, упростив для клиента флоу.

Заключение

Очевидно, что необходимость проходить полную идентификацию затронула и клиента, и МФО, ставя под сомнение одно из ключевых преимуществ — возможность получения денег тут и сейчас.

Даже введение этой процедуры всеми игроками рынка и максимальное упрощение флоу не позволит достичь прошлого уровня в IR: необходимы изменения в продукте.

Например, выпуск кредитных карт и в таком случае встреча станет не предлогом к сбору данных, а к передаче карты с деньгами. Косвенно это подтвердил тест с Контактом. Дополнительным преимуществом для клиента будет возможность снимать деньги с карты без необходимости подавать каждый раз новую заявку.

Или, например, пересмотр политики открытия больших сумм и сроков. Как показывает практика, если клиент с легкостью выплачивает займы до 10-15К, то далеко не факт, что он выплатит займ в 30К, скорее всего наоборот, просрочит его.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/finance/61821-115-fz-polnaya-identifikaciya-na-rynke-mikrozaymov-onlayn

О противодействии легализации доходов

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

О требованиях Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, предъявляемых к банкам и их клиентам.

Основные термины и определения

Банк – Закрытое акционерное общество «Сити Инвест Банк»;

Клиент – физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель и лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) или юридическое лицо (в том числе кредитная организация) находящееся или принимаемое на обслуживание в Банке, а также лица, обращающиеся в Банк для проведения операций разового характера, включая операции без открытия банковского счета (вклада);

Бенефициарный владелец – физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента;

Выгодоприобретатель – лицо, не участвующее в проведении операции, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок;

Представитель Клиента (Представитель) – лицо, совершающее сделки и/или операции с денежными средствами или иным имуществом от имени Клиента, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе лица, которым предоставлены полномочия по открытию/закрытию, распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологии дистанционного банковского обслуживания;

Закон № 115-ФЗ – Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, не включенным в указанный перечень, но в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

Предоставлять Банку, информацию, необходимую для выполнения Банком требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию необходимую для идентификации клиента, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Кроме того, в соответствии с данной нормой, Клиент обязан по запросу Банка представлять документы, являющиеся основанием для проведения операций.

2.1. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов Банк идентифицирует клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

При идентификации Банк устанавливает следующую информацию:

  • в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (при наличии), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) и другие сведения, в соответствии с законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка;
  • в отношении юридических лиц – наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения и другие сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами Банка.

К другим сведениям, подлежащим установлению в отношении юридических лиц, законодатель относит:

  • информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с Банком, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента;
  • информацию по бенефициарным владельцам, с установлением в отношении них сведений, необходимых для идентификации физического лица.

В случае, если бенефициарный владелец не выявлен, Банк может признать бенефициарным владельцем единоличный исполнительный орган клиента.

В целях идентификации клиента, представителя клиента, идентификации выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев клиент предоставляет в Банк Анкету клиента-юридического лица, Анкету клиента-физического лица, представителя клиента, индивидуального предпринимателя (в одном файле) и, при наличии у клиента выгодоприобретателя, Анкету выгодоприобретателя (отдельно: ЮЛ, ФЛ, ИП).

2.2. Банк обновляет информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится:

  1. при осуществлении Банком операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  2. при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15  000 рублей.
  3. при осуществлении Банком, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Несмотря на наличие вышеуказанных оснований для неосуществления идентификации, Банк обязан будет её провести в случае, когда у работников Банка возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Банк приостанавливает операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон операции является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое или юридическое лицо, действует от имени или по указанию таких организации или физического лица.

По истечении двухдневного срока приостановленная операция может быть проведена Банком в обычном порядке только в случае отсутствия каких-либо указаний, относительно данной операции, со стороны Росфинмониторинга.

4.1. Банку запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента.

4.2. Банку запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

4.3. Банку запрещается открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы).

4.4. Банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

4.5. Банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 5 настоящей памятки.

4.6.

Банк вправе при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Обращаем Ваше внимание на то, что действия Банка по приостановлению операций, в соответствии с пунктом 3 настоящей памятки, и отказ от выполнения операций, в соответствии с пунктом 5 настоящей памятки, не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности Банка.

Источник: http://cibank.ru/ru/info/o-protivodejstvii-legalizacii-dohodov

Глава 2. Порядок идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и обновления сведений о них

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

Глава 2. Порядок идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и обновления сведений о них

2.1. При идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок.

С учетом требований настоящего Положения кредитная организация вправе осуществлять сбор иных сведений (документов), самостоятельно определяемых ею в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

В случае привлечения кредитной организацией к сбору сведений и документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, третьих лиц идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца осуществляется непосредственно кредитной организацией либо лицом, которому в случаях, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, поручено проведение идентификации (упрощенной идентификации).

2.2.

При идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации), кредитная организация использует информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в том числе:

сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;

информацию о наличии в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Для установления сведений, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта, кредитная организация использует соответствующие информационные сервисы, размещаемые на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети “Интернет” либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Кредитная организация также вправе использовать иные источники информации, доступные кредитной организации на законных основаниях.

2.3.

Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, осуществляется кредитной организацией в соответствии с порядком, установленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (представителя клиента) и (или) путем обращения к источникам информации, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения.

2.4. Кредитная организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, повторную упрощенную идентификацию клиента – физического лица при наличии в совокупности следующих условий:

идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, упрощенная идентификация клиента – физического лица ранее проведена и клиент находится на обслуживании;

у кредитной организации отсутствуют сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации;

к сведениям об этом клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме в порядке, установленном кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

2.5.

При установлении корреспондентских отношений с банком – нерезидентом, за исключением банка, являющегося государственным (национальным) банком иностранного государства, кредитная организация осуществляет сбор сведений, предусмотренных пунктом 1 и подпунктами 2.5, 2.6, 2.8 и 2.10 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению, а также сведений о принимаемых таким банком – нерезидентом мерах по ПОД/ФТ.

При установлении корреспондентских отношений с государственным (национальным) банком иностранного государства кредитная организация осуществляет сбор сведений, предусмотренных подпунктами 1.1, 1.2 и 1.5 пункта 1 и подпунктами 2.5 и 2.6 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению, а также сведений о принимаемых таким банком мерах по ПОД/ФТ.

Решение об установлении корреспондентских отношений с банками, указанными в настоящем пункте, принимается при наличии согласия единоличного исполнительного органа кредитной организации или уполномоченного им сотрудника кредитной организации.

Источник: http://base.garant.ru/71277312/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Упрощенная идентификация клиентов-физических лиц при денежных переводах

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

12 мая 2014 года

16 мая 2014 года вступят в силу изменения, внесенные в федеральные законы № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которым перевод электронных денежных средств сможет осуществляться не только с проведением идентификации клиента или без её проведения, но и для физлиц – с проведением упрощенной идентификации клиента.

Упрощенная идентификация клиентов – физических лиц будет проводиться при осуществлении денежных переводов по поручению клиента без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении физическому лицу электронного средства платежа.

При упрощенной идентификации физического лица его фамилия, имя, отчество, а также серия и номер документа, удостоверяющего его личность, и их достоверность будет подтверждаться одним из следующих способов:

  •  с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных их копий;
  •  с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, ПФ РФ, ФФОМС и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством РФ;
  •  с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Упрощенная идентификация не будет проводиться, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей, за исключением случаев, когда получателем денежного перевода является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке) либо организация, созданная за пределами территории России. Соответственно, при переводе электронных денежных средств физическое лицо при условии проведения упрощенной идентификации вправе переводить денежные средства другому физическому лицу – получателю денежных средств.

В случае проведения оператором электронных денежных средств упрощенной идентификации клиента использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом – физическим лицом для перевода электронных денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 60 000 рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием такого неперсонифицированного электронного средства платежа не превышает 200 000 рублей в течение календарного месяца.

Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом – физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

Упрощенная идентификация клиента – физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ и в отношении физического лица отсутствуют сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента – физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом – физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию указанного клиента в общем порядке.

  • 115 ФЗ
  • 161 ФЗ
  • Идентификация клиентов
  • Электронные денежные средства

Источник: http://www.profbanking.com/news-in-bank/1804-identifikatsiya.html

Путь права
Добавить комментарий