Положение о стажировке водителей на предприятии образец

Стажировка водителей – Безопасность движения для всех

Положение о стажировке водителей на предприятии образец

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжим разбираться с обеспечением профессиональной надежности водительского состава. Эта статья посвящена стажировке водителей.

Задача стажировки — обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление ТС при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:

  • при приеме на работу после окончания обучения;
  • при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т. п.);
  • при перерыве в работе более 12 месяцев;
  • при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
  • при переводе для работы на горных маршрутах движения.

Допуск водителя к работе на ТС любой модели без предварительной стажировки запрещён.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажирование должно осуществляться под руководством опытных наставников.

Стажёр закрепляется за наставником на весь срок стажировки.

Наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Наставники назначаются приказом по предприятию.

Сроки стажировки изложены здесь.

Этапы стажировки

1. Проверка знаний Правил дорожного движения. Этап стажировки включает решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются.

В течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД.

После повторной проверки знаний по ПДД не сдавшие экзамен отстраняются от работы, в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки все, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок), допускаются к дальнейшему прохождению стажировки.

При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД.

Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например, типа 1С: Управление АТП).

2. Работа на внутрипарковых зонах. Этап стажировки включает:

  • осмотр транспортного средства;
  • проверка наличия принадлежностей, инструмента, состояния шин;
  • заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
  • запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
  • движение задним ходом и разворот;
  • торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
  • изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
  • соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
  • соблюдение требований пожарной безопасности;
  • изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3. Работа на линии. Этот этап стажировки включает элементы:

  • диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
  • правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
  • соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
  • пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
  • движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
  • соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
  • встречный разъезд в тёмное время суток, действия при ослеплении;
  • оформление товарно-транспортной и путевой документации;
  • особенности управления груженого автомобиля;
  • погрузка и разгрузка автомобиля;
  • крепление груза;
  • последствия перегрузки, неравномерное распределение груза на автомобиле;
  • маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

4. Контрольная поездка.

Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Оформление результатов стажировки

Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника со стажёром. В стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если они есть.

В стажировочном листе ставятся подписи наставника и стажера. Стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе.

Он подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

Если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т. п.)

Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.

Ответственность лиц за проведение стажировки.

  1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
  2. Начальник службы БД обязан периодически контролировать прохождение стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать работу водителей-наставников.
  3. Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
  4. Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром при управлении автомобилем и его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
  5. Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту стажировок.

Источник: http://bdd-vsem.ru/stazhirovka-voditeley/

Стажировка на рабочем месте: как правильно оформить?

Положение о стажировке водителей на предприятии образец

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего придумана стажировка на рабочем месте

Чтобы понять, для чего придумана стажировка, нужно заглянуть в нормативные акты, регулирующие данный процесс.
Обязанность проводить стажировку закреплена за работодателем законодательно. Работника необходимо обучить безопасным методам труда, провести инструктаж и стажировку на рабочем месте (ч. вторая ст. 212 ТК РФ).

О необходимости работодателю проводить стажировку на рабочем месте для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда, говорится в части третьей статьи 225 Трудового кодекса. Это же требование более развернуто содержится в пункте 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций1.

К этому нужно добавить, что Ростехнадзор утвердил Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе, по экологическому, технологическому и атомному надзору2. Тем самым предполагают сократить риск получения сотрудниками травм или профессиональных заболеваний.

Следует обратить внимание, что инструктажи и стажировка по своему назначению схожи. И та, и другая процедуры призваны дать работнику понятие о том, как безопасно выполнять свои обязанности. И обе проводят до начала работы.

Однако есть и существенные различия. Прежде всего, это продолжительность. Если инструктаж может быть проведен в течение нескольких минут, то стажировка занимает как минимум две рабочие смены. Конкретная продолжительность зависит от профессии и не превышает 14 смен3.

Инструктаж, как правило, представляет собой теоретический курс алгоритма действий работника иногда с демонстрацией практических примеров. Стажировка же – это выполнение работником своих обязанностей под присмотром наставника, временная трудовая деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.

Как правильно оформить стажировку

Как и любой вид инструктажа по охране труда, стажировка должна быть правильно оформлена. Это необходимо по ряду причин. Во-первых, чтобы проверяющие не могли наказать работодателя за необучение своих работников, во-вторых, чтобы сам сотрудник не мог предъявить претензий в случае получения им травмы или заболевания по своей неосторожности.

Минимально необходимый перечень документов при оформлении стажировки выглядит так:•   положение о стажировке;•   программа стажировки;•   приказ о стажировке;

•   приказ о допуске к самостоятельной работе.

В первую очередь нужно оформить Положение о стажировке. К процессу разработки этого документа необходимо подойти очень серьезно и скрупулезно. Ведь он подробно описывает права и обязанности стажирующегося и наставника, сроки и порядок стажировки, ответственность и другие особенности, связанные со стажировкой.

В качестве примера для построения документа и его наполнения можно взять РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»4.

Как правило,  первые два раздела документа содержат общие положения, цели и задачи стажировки.
В следующих разделах нужно закрепить порядок прохождения стажировки и допуска к работе сотрудника, порядок стажировки для отдельных профессий (категорий работников).

Положение о проведении стажировки (извлечение)

Скачать образец

Необходимо отметить, что для предприятий неподконтрольных Ростехнадзору требования к организации проведения стажировок и допуска работника к самостоятельной работе могут быть немного иными, но алгоритм останется тем же.

Существуют некоторые особенности проведения стажировок и допуска к самостоятельной работе электротехнического персонала. Этот вопрос тоже необходимо осветить в Положении.

Примерное содержание Положения может выглядеть так:

1. Вводные положения.2. Цели.3. Задачи.4. Область действия.5. Период действия и порядок внесения изменений.6. Термины и определения.7. Обозначения и сокращения.8. Порядок стажировки и допуска к самостоятельной работе.9. Особенности стажировки электротехнического персонала.10. Ссылки.

11. Приложения.

Программа стажировки определяет порядок и время стажировки по конкретной профессии, типичные действия, которым должен обучиться работник, объем теоретических знаний, которые он должен получить, порядок проведения контрольных проверок в процессе стажировки и проч.
Перед тем как конкретного работника отправить на стажировку, нужно издать приказ. Его форма законодательно не утверждена, поэтому каждый работодатель может использовать свой вариант. 

В приказе указывают основания для стажировки и ее срок, перечисляют работников, которые должны пройти стажировку, и их наставников.

Пример приказа о назначении стажировки:

Скачать образец

работы по охране труда можно скачать здесь.

Результаты стажировки фиксируют в журнале инструктажей на рабочем месте.

Завершают стажировку сдачей экзамена. Только после этого сотрудник  может быть допущен к самостоятельной работе. Допуск оформляют приказом.

Скачать образец

Если работник не смог сдать экзамен, его не допускают к работе, что также оформляют приказом.

Можно ли стажировку не проводить

Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, а также в тех случаях, когда это требование установлено отдельными нормативными актами.

Например, для водителей, которые перевозят пассажиров или работают на опасных производственных объектах. Здесь обойтись без стажировки никак нельзя. Если работодатель ее не проводит, он рискует быть оштрафованным на сумму от 30 000 до 50 000 рублей.

Для руководителей организаций штраф будет меньше – от 1000 до 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

С 1 января 2015 года наказание за нарушение трудового законодательства существенно возрастет.

Так, за допуск к работе без необходимого обучения по охране труда (а стажировка – это один из видов обучения) руководителю организации и частному предпринимателю будет грозить штраф на сумму от 15 000 до 25 000 рублей, для организации – от 110 000 до 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)5. Есть над чем задуматься.

Если же на предприятии нет вредного или опасного производства, то организация стажировки – внутреннее дело работодателя.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли проводить стажировку дворнику?

В нашем ЖЭКе проводят спецоценку условий труда. Если у дворников будут установлены вредные условия, нужно ли будет проводить им стажировку?
Ольга ВОРОТОВА, главный инженер (Иркутск)

Как бы это ни звучало странно, но если следовать букве закона, стажировку придется проводить.

Оформите дворникам две смены стажировки. Этого будет достаточно, чтобы освоить методы работы.

Нужен ли инструктаж, если все равно предстоит стажировка?

Нужно ли перед стажировкой проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте, если стажировка все равно охватывает весь объем обучения по безопасному выполнению работы?
Виктор ГАВРИЛОВ, инженер по охране труда (Саранск)

Да, нужно. Инструктаж необходимо проводить перед началом выполнения работ. Его цель – предупредить работника об опасностях, с которыми он может столкнуться во время работы. А стажировка – это выполнение своих обязанностей под контролем наставника, то есть это уже работа.
В журнале инструктажа на рабочем месте сначала делают отметку о прохождении инструктажа, а затем о стажировке.

Нужно ли получать лицензию для проведения стажировки?

Для проведения обучения по охране труда нужна лицензия. Нужно ли ее  получать и для стажировки? Как быть, если работники проходят стажировку у работодателя?
Валерий НАЙМУШИН, специалист по охране труда (Пермь)

Нет, лицензию получать не нужно. Дело в том, что для обучения своих работников силами организации не нужна лицензия. Она необходима только тем организациям, которые специализируются на обучении сторонних работников. Поэтому, несмотря на то, что стажировка – это часть обучения по охране труда, работодателю для этого лицензия не нужна.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

ДокументПоможет вам
Часть вторая ст. 212, ч. третья ст. 225  ТК РФВспомнить, в каких случаях работодатель обязан проводить стажировку работников
Часть 1 ст. 5.27, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФУточнить, какой штраф предусмотрен, если не проводить стажировку
Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29Уяснить, когда нужно стажировать работников рабочих профессий
Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37Выяснить, в каких случаях проводят стажировку в организациях, подконтрольных Ростехнадзору
Пункт 7.2.4ГОСТ 12.0.004-90Уточнить продолжительность стажировки
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12Уяснить, как организуют стажировку (на примере водителей)

1 Требование проводить стажировку обязательное только в случаях, когда работа сотрудника связана с вредными и опасными факторами.

2 Продолжительность стажировки составляет от 2 до 14 смен.

3 Оформление стажировки необходимо, чтобы работодатель мог избежать штрафа, а также защитить себя от необоснованных требований работника при получении им травмы.

4 Положение о стажировке – один из основных документов в организации, на основании которого проводят стажировку. К его оформлению нужно подойти серьезно и скрупулезно.

5 Если не проводить стажировку, организация и ее руководитель могут быть оштрафованы.

Звезда
за правильный ответ

Блицпроверка

Неправильно

Правильно!

Какой штраф будет грозить работодателю с 1 января 2015 года за допуск к работе сотрудника, не прошедшего обязательную стажировку:

от 110 000 до 130 000 рублей

от 10 000 до 30 000 рублей

от 200 000 до 250 000 рублей

от 110 000 до 130 000 рублей

1 Утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
2 Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37.
3 Пункт 7.2.4 ГОСТ 12.0.

004-90
4 Утвержден Минтрансом РСФСР 20 января 1986 г.
5Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”».

Источник: https://e.otruda.ru/article.aspx?aid=353714

Программа стажировки водителей автотранспортных средств: образец

Положение о стажировке водителей на предприятии образец

В статье читайте, что должна включать программа стажировки для водителя автомобиля, кто должен ее разработать на предприятии, скачайте образец.

Программа стажировки водителя автомобиля: образец

Обучение водителей проводится с целью профилактики аварий и производственного травматизма. Программа стажировки необходима для осваивания работниками практических навыков управления транспортными средствами в условиях конкретного предприятия.

27 сентября 2018 года вступили в силу новые Правила по ОТ на автомобильном транспорте. Многие работодатели спрашивают, почему в них не указана необходимость проведения подготовки лиц, управляющих автомобилями, не отменяют ли они стажировку.

Нет, новые правила не отменяют обучение водителей безопасным методам и приемам управления ТС. Дело в том, что в 2016 году был принят приказ Министерства транспорта РФ № 59, в котором указано, что пройти предварительную подготовку обязаны водители, которые:

  • До приема на работу не имеют практических навыков вождения транспортных средств в различных производственных условиях.
  • Имеют перерыв в работе более 12 месяцев. За этот период происходит ухудшение знаний правил безопасности дорожного движения, что может привести к ДТП.
  • Направляются на особо трудный маршрут (грузовые операции, горные серпантины, крутые спуски и подъемы, ледовые переправы и т.п.).
  • Направляются на работу на новом ТС или на новом маршруте по перевозке групп пассажиров или опасных грузов (легковоспламеняемые и горючие жидкости, к примеру).

Таким образом, для всех водителей такой вид специальной подготовки, как стажировка, проводится по индивидуально подобранной программе конкретно для каждого вида ТС и дополнительного оборудования.

Например, если на ТС установлен кран-манипулятор, или буровая установка, стажировка длится дольше, чем при управлении грузовым автомобилем без дополнительного оборудования.

Она начинается сразу же после первичного инструктажа по ОТ.

В ряде случаев инструктирующий является одновременно и наставником.

Но чаще всего наставника назначают из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, на такси или грузовом автомобиле – не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений ПДД. Делают это приказом, в котором указывают данные о стажере и о наставнике, срок практической подготовки и порядок оплаты труда наставника.

Запрещается допускать водителя к управлению ТС, если обучение безопасным методам и приемам вождения не было проведено в достаточном объеме. Руководитель организации, ответственный за БДД, начальник автотранспортного цеха, а также другие ответственные лица могут быть оштрафованы, если инспектор Рострудинспекции выявит такое правонарушение.

Кто должен подготовить программу стажировки водителей

Основой для разработки плана практической подготовки должно стать руководство по эксплуатации ТС. Поручить подготовку программы можно:

Водители-наставники не разрабатывают программы практической подготовки. Наоборот, эти документы создаются специально для таких наставников, чтобы они не пропустили что-либо при проведении стажировки.

Положение о стажировке водителей на предприятии: образец

Можно не разрабатывать отдельно положение о практической подготовке для небольших предприятий, в которых числится 2-3 транспортных средства. Но если парк ТС отличается как количеством, так и многообразием марок и модификаций, нужно разработать отдельное положение. Одного приказа будет недостаточно.

  • Положение о проведении стажировки на рабочем месте

Программы практической подготовки должны быть разработаны на каждый вид транспортного средства. В этом случае в положении необходимо указать продолжительность учебного процесса, которая устанавливается каждый раз строго индивидуально, в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы на конкретном транспортом средстве.

Необходимый срок стажировки на практике определяется, исходя из данных трудовой книжки, водительского удостоверения, со слов принимаемого на работу, с учетом стажа работника, его умений, том числе управления транспортными средствами, оборудованных кранами, полуприцепами и т.д.

Руководитель по ходатайству наставника может принять решение о сокращении продолжительности подготовки, или, напротив, добавить дополнительные часы (рабочие дни). Минимальная продолжительность составляет 2-3 дня, а максимальная может достигать двух месяцев, если у работника маленький водительский стаж.

На период практической подготовки за работником сохраняется трудовой стаж и выплачивается заработная плата. Наставник также должен получать, помимо зарплаты, еще и доплату за увеличение объема работ.

Практическая подготовка лиц, управляющих ТС – это ответственность наставника за безопасные действия стажера.

Поскольку работник выполняет дополнительные функции, руководитель предприятия назначает приказом надбавку за выполнение обязанностей по подготовке стажеров.

Стажировка покажет, может ли работник трудиться в данной профессии и на данном оборудовании. Если работник не проходит испытательный срок, то должен быть уволен без отработки двух недель.

►Узнайте, как проводить обучение по БДД>>>

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103704-18-m9-programma-stajirovki-voditeley

Стажировка водителей

Положение о стажировке водителей на предприятии образец
Стажировка водителя или другого лица управляющего транспортным средством в организации, как и любого другого работника, заложена в нормативном законодательстве.

Цель стажировки — закрепление теоретических знаний, полученных на первичном инструктаже, и приобретение навыков безопасных способов работы.

По поводу стажировки водителей до сих пор есть сомнения: надо проводить или не надо, кто должен проводить, как проводить и так далее.

На все вопросы мы конечно не ответим, так как это темы отдельных соответствующих наших семинаров. Но на главный вопрос мы дадим вам ответ.

Тем более, что есть свежий нормативный документ о стажировке водителей:

  • Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • Внимание!У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
  • Подробнее…

Стажировка водителей. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Вопрос

К нам поступает очень много вопросов на тему «стажировки водителей», и мы решили ответить на этот вопрос, так как он действительно многих волнует и нет единого мнения даже у надзорных органов (со слов наших читателей):

…Добрый день! Сообщите каким документом руководствоваться при проведении стажировки водителей при обеспечении БДД: Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» или РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. «Руководящий документ о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»…

Давайте будем опять разбираться. Прежде чем мы перейдем к свежему Приказу Минтраса № 59, оценим нормативные документы, которые звучат в вопросе, с юридической точки зрения. И как ни странно ответ лежит на поверхности.

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».

Также процитируем один абзац из этого Положения:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Заметим, что про легковые автомобили здесь ничего нет, как нет уже и Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Очень спорный документ, но руководствоваться им все-таки можно при составлении Программы стажировки водителей.

Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя, как вновь принятого работника.

Но! В Постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 есть только единственная скупая фраза про стажировку:

…Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов…

И все. Что будем делать друзья?

  • К сведению!Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 100 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
  • Подробнее…

Стажировка нужна и точка

Вот теперь давайте обратимся к Приказу Минтранса №59.

Данный документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Из своего названия он обращен ко всем организациям, которые эксплуатируют транспортные средства независимо от того какую деятельность ведет сама организация. Цитирую:

…Настоящий Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств…

Простыми словами, неважно является ваша организация транспортной компанией или в вашей организации всего один служебный автомобиль которым управляет менеджер. Этот порядок един для всех.

Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, и их профессионального обучения.

Не буду расшифровывать весь документ (это отдельная тема). Обращусь только к цитатам в части стажировки водителей:

…13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.

15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника.

Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

18.

Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:— номер стажировочного листа;— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;— дата и время прохождения, количество часов стажировки;— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.

20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику…

И самое интересное обозначено в пункте 5. Согласно этого пункта, под водителем понимается лицо, принимаемое на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которого непосредственно связаны с управлением транспортным средством.

Это значит, что речь идет не о штатном водителе, а о любом работнике, который будет управлять служебным автомобилем: специалист, юрист, менеджер, начальник, инженер, руководитель, директор и т.д.

Потому что управление служебным автомобилем — это работа по профессии водитель.

  • К сведению!Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
  • Подробнее…

Источник: http://trans-co.ru/?p=4495

Продолжительность стажировки на рабочем месте по ТК РФ

Положение о стажировке водителей на предприятии образец

Стажировка на рабочем месте – ТК РФ продолжительность ее закрепляет в своих нормах. Стажировка – важный момент при приеме на работу, особенно если она связана со специфическими условиями труда и повышенными профессиональными рисками. В статье рассмотрены вопросы необходимости, продолжительности и оформления стажировки работника.

Зачем и когда нужна стажировка

Как правильно оформить стажировку

Положение о стажировке на рабочем месте

Какая установлена продолжительность стажировки –сколько дней она длится?

Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец

Программа стажировки на рабочем месте. Образец

Итоги

Зачем и когда нужна стажировка

Из содержания ст. 225, 212 ТК РФ ясно, что стажировка на рабочем месте нужна, чтобы под руководством опытного наставника дать работнику необходимые практические знания и навыки для дальнейшей самостоятельной работы. В особенности для работы с соблюдением норм охраны и безопасности труда.

Стажировку не следует путать:

  • с ученичеством;
  • с испытательным сроком;
  • с прохождением студенческой практики.

Подробнее о прохождении практики студентом узнайте в статье «Как написать характеристику на студента с места практики?».

Приказ о стажировке всегда следует после приказа о приеме на работу, и время стажировки засчитывается в трудовой стаж. Рабочее время стажера отражается в табелях и рабочих графиках подразделения и оплачивается в обязательном порядке в размере, установленном трудовым договором.

Стажировка – форма выполнения законодательных требований по охране труда и технике безопасности. Поэтому чем сложнее условия труда, чем выше ответственность за его результат – тем больше необходимость в прохождении стажировки.

Стажировка обязательна в профессиях, связанных:

  • с обслуживанием людей с применением транспортных средств;
  • с применением сложной техники и сложных производственных процессов, когда есть повышенный риск как для работника, так и для окружающих;
  • с работой с опасными предметами и веществами;
  • с обслуживанием людей в дополнительно регулируемых сферах: общественном питании, образовании, медицине и т. д.

О дополнительном регулировании в сфере общественного питания прочтите в материале «Особенности применения ЕНВД для кафе и ресторанов».

Положение о стажировке

В нем в том числе должны предусматриваться:

  • общие положения (вводная часть);
  • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
  • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
  • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные лица и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

Пример:

Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно.

Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе.

В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.

Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

  1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
  • в основном кафе, под руководством инструктора;
  • на точке, под руководством старшего смены.
  1. Цели стажировки работников в кафе:
  • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
  • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
  • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
  • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
  1. Цели стажировки на точке.

Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

  • справляются с режимом и темпом работы;
  • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
  • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

Старший смены должен обучить работников:

  • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
  • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
  • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
  1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
  2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
  3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
  4. Продолжительность стажировки составляет:
  • 5 рабочих смен – в головном кафе;
  • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
  1. Оплата смен стажеров производится в размере:
  • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
  • 70% от ставки за смену – на точке.
  1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?

Продолжительность стажировки на рабочем месте зависит от специфики деятельности предприятия и конкретного работника. Общие требования к ней приведены в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта – длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

То есть здесь та же зависимость, что и при определении обязательности стажировки: чем более сложной, квалифицированной и ответственной будет самостоятельная работа – тем больше срок стажировки (хороший пример – интернатура медиков, не менее 1 года).

Для работ с особыми условиями труда продолжительность стажировки (и экзамен после ее завершения) могут регламентироваться внешними законодательными нормами и отраслевыми положениями. Например, продолжительность и порядок стажировки водителей пассажирского автотранспорта регулируются Положением РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса РСФСР от 1986 г.

В остальных случаях продолжительность стажировки определяет работодатель.

Срок стажировки на рабочем месте ТК РФ установлен только для срочных договоров – не больше 2 недель (ст. 59 ТК РФ).

Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец

Пример (продолжение)

Руководство кафе нашло нового повара и теперь принимает его на работу с назначением стажировки.

Образец приказа о стажировке, составленный в соответствии с утвержденным Положением, смотрите здесь.

Скачать образец приказа о стажировке

Программа стажировки на рабочем месте. Образец

Программа может быть оформлена как отдельный документ, может быть приложением к приказу. Должна содержать детализацию и даты мероприятий, перечисленных в Положении о стажировке, применительно к конкретному работнику.

Образец по примеру смотрите в приложении 1 к Приказу о стажировке.

Обратите внимание! Прохождение стажировки, в том числе в целях обеспечения охраны и безопасности труда, не отменяет обязательный вводный инструктаж по ОТБ в первый рабочий день.

О повторных инструктажах по ОТБ читайте в статье «Какая периодичность повторного инструктажа по охране труда?».

Итоги

Стажировка – возможность (или необходимость):

  • для работника – получить нужные знания и навыки для самостоятельной работы;
  • для работодателя – убедиться в том, что работник способен работать на своем месте с выполнением требований всех внешних и внутренних нормативов.

Обязательность и продолжительность стажировки определяются спецификой конкретной работы.

Участвуйте в конкурсе на нашем форуме!

Подробнее

Источник: http://nalog-nalog.ru/zarplaty_i_kadry/prodolzhitelnost_stazhirovki_na_rabochem_meste_po_tk_rf/

Путь права
Добавить комментарий