Правила эффективного общения с пациентом

Тема 1.3. Общение в сестринском деле

Правила эффективного общения с пациентом

Зная взаимные друг на друга действиядуши и

тела, долгом своим почитаю сказать,что есть

идушевные лекарства, которые врачуюттело.

Онипочерпаются из науки мудрости.

Симискус­ством печального утешишь,

сердитого умягчишь, нетерпеливого

успокоишь, робкого сделаешь смелым,

скрытного откровенным, отчаянного

благонадежным. Сим искусствомсообщается

твердость духа, которая побеждаеттелесные

боли,тоску, метания.

М.Я. Мудров

План лекции:

  1. Общение в сестринском деле.

  2. Уровни общения.

  3. Функции общения.

  4. Типы общения.

  • словесный (вербальный)
  • бессловесный (невербальный)
  1. Факторы, способствующие и препятствующие общению.

  2. Стили общения.

  3. Эффективность общения.

  4. Виды общения:

  • терапевтическое, эффективное,
  • не терапевтическое, неэффективное.
  1. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

  2. Правила эффективного знакомства с пациентом.

  3. 10 “ДА” терапевтического общения.

  4. 10 “НЕТ” терапевтического общения.

Общение– все способы поведения, которые одинчеловек ис­пользует сознательно илибессознательно для воздействия надру­гого.

Общениев сестринском деле– обмен информацией и (или) эмоциямимежду медсестрой и пациентом.

Уровниобщения:

-внутриличностный

-межличностный (между двумя и болеелюдьми)

-общественный (между большими группами)

Функцииобщения:

1.Информационная.

Получениеи сообщение необходимой информации.Медсест­ре необходима информация осамочувствии пациента, его реакции намедперсонал, лечение и пребывание встационаре. В свою оче­редь, медсестрасообщает пациенту информацию о схемеприема лекарственных препаратов,характере подготовки к предстоящемуинструментальному исследованию и др.

2.экспрессивная(эмоциональная).

Пациентыждут от медсестры эмоциональногоотклика, со­чувствия, душевного тепла.Не следует излишне ахать и причитатьнад пациентом, но холодность иотчужденность, привычка посто­янноконтролировать свои эмоции создаютвпечатление черствости

ибездушности. С другой стороны, любыеэмоции, и в первую оче­редь отрицательные,заразительны и быстро распространяютсяна окружающих.

3.регулятивная.

Впроцессе общения медсестра воздействуетна сознание и поведение пациентов,используя их жизненные ценности иинтере­сы, эмоциональный фон и другие”рычаги управления” людьми. В своюочередь медсестра также испытываетвлияние своих пациен­тов. Например,медсестры в отделениях реанимациизачастую рабо­тают в условияххронического стресса.

Типы общения:

1.словесный(вербальный)– наиболее распространен­ное средствообщения между людьми с помощью речи.

Беседа с пациентом- целая наука и настоящее искусство.Ов­ладеть им в совершенстве невозможнобез высокой культуры про­фессиональнойречи. Необходимо не только иметь глубокиезнания по специальности, но и хорошовладеть литературным языком, уметьграмотно излагать свои мысли.

Диалог спациентом следует вести так, чтобы всесказанное воспринималось легко иоднозначно, чтобы разъяснения и ответына вопросы были правильно сформу­лированыи убедительны. Избегайте языковыхстандартов, всевоз­можного словесногомусора, профессионального жаргона,развяз­ности.

Вот рецепт,выписанный для больного одним из героевстихотворения Юны Мориц:

“Таблетки,микстура и теплое слово,

Горчичники,банки и нежное слово,

Никапли холодного, острого, злого!

Бездоброго слова, без теплого слова,

Безнежного слова – не лечат больного!”

2.бессловесный(невербальный)

Данный тип общенияпредставляет более достоверное выра­жениечувств, так как межличностный контактпроисходит на подсознательном уровне.Вспомните общение матери и младенца -они прекрасно понимают друг друга, хотяречь матери не осмысливает­ся ребенком.

Кневербальному типу общения относятся:

а)внешний вид,манера держать себя и одежда.

Внешний вид иповедение отражают некоторые аспектылич­ности медицинского работника, вчастности степень его заботы, вниманияк больному, способность к сопереживанию.

Еще Гиппо­крат указывал, что “следуетдержать себя чисто, иметь хорошую одеждуи натираться благоухающими мазями, ибовсе это обыкно­венно приятно длябольных”.

Яркая губная помада,ультрамодная прическа, унизанныекольцами руки, высокие каблуки – все этона­поминает тяжелому больному радости,которых он временно или навсегда лишился.У него возникает жалость к себе, невольнаяза­висть, ощущение своей ущербности,недовольство медсестрой. Страданиеусугубляется.

б)выражениелица, мимика и жесты(“язык тела”).

в)положениетела в пространстве по отношении кпациенту

Соблюдайтедистанцию “психологического комфорта”.Обычно выделяют четыре психологическихрасстояния:

-интимное – менее 40 см,

-личное – 40см – 2 м,

-социальное – 2 – 4 м,

-открытое – более 4 м.

Для того, чтобыобщение между медсестрой и пациентомбыло комфортным, они должны впуститьдруг друга в свою личную зону.

Еслибольной подвигается к вам или отодвигается,то это важный признак того, насколькоуспешна ваша попытка осуществить процесспонимаю­щего общения.

Беседуя спациентом, “не нависайте” над ним,лучше присядьте возле кровати. Полезнорасположиться так, чтобы ваши глаза спациентом были на одном уровне.

г)время общения.

Пациент никогдане будет доверителен и откровенен смедсе­строй, которая торопится, всемсвоим видом выражая нетерпение иозабоченность.

Общаясь с пациентом,медсестра должна тщательно контролироватьневербальную информацию, передаваемуюпаци­енту.

Например, если у пациентаначалась рвота, ему будет крайне неприятнои тягостно наблюдать выражениебрезгливости и от­вращения на лицемедсестры, даже если она профессиональноока­жет ему необходимую помощь.

паралингвистическиеэффекты:

*пауза

*интонация

*возгласы и восклицании

*тон, звучность, тембр голоса

*дикция

*скорость речи.

Факторы,способствующие и препятствующие общению

*тишина

*конфиденциальнсть

*адекватное освещение, отопление ивентиляция

*удобная поза

Психологическиезакономерности восприятиялюдьми другдругаопределяет:

*степень знакомства

*предшествующая информация о человеке

*личный жизненный опыт общения, например,с категорией медицинских работников

*эмоциональный фон

Важную роль играет“эффектореола”– первый образ воспри­ятия, доминирующийвпоследствии достаточно долгое время.

Стилиобщения

  1. давления (авторитарный);

  2. уступки;

  3. компромисса;

  4. сотрудничества;

  5. избегания.

Эффективностьобщенияопределяется двумя крите­риями:

а)деловой (достижение целей и задач каждогов общении).

б)межличностный, то есть эмоциональноокрашенный. В этом случае имеет местоне только реализация целей общения, нои чувство удовлетворения от общениядруг с другом.

Видыобщения:

  • терапевтическое, эффективное
  • нетерапевтическое, неэффективное

терапевтическое,эффективное

-благоприятное воздейст­вие, оказываемоена психику пациента.

Примертерапевтического общения:

“Ребенокрасшалился, упал, на колене ссадина, онгорько пла­чет. Как снять боль у малыша?

Можноприменить местную анестезию растворомновокаина, можно дать обезболивающиесредства – анальгин или морфий, можно,наконец, предложить наркоз. Однако матьребенка просто берет его на руки, нежнообнимает, целует и дует на больное место.

Рыдания прекращаются тотчас, а еще черезминуту малыш снова резвится, как ни вчем не бывало. Что же произошло? Ведь непоце­луй, не обдувание ушиба не могутпрекратить раздражения чувст­вительныхнервов!” (Шамов). Уместно снова вспомнитьслова М.Я.

Мудрова, еще в 1820 году писавшего:”Есть и душевные лекарства, которыеврачуют тело”.

Медицинскийработник в борьбе с болезнью долженискать и готовить союзника в лице самогопациента.

Сирийскийврач ХIIвека Абуль-Фарадж сказал: “Смотри,нас трое – я, ты и болезнь. Если ты будешьна моей стороне, нам двоим легче будетодолеть ее. Но если ты перейдешь на еесторону, я один буду не в состоянииодолеть вас обоих”.

Страх– это отрицательная эмоция, возникающаяв результате реальной или воображаемойопасности, угрожающей жизни. Обыч­наясреда, заботы семьи, привычное местоработы и отдыха, друзья и знакомыесоздают чувство внутренней уверенности,защищенно­сти. При любом заболеваниистабильность нарушается временно илинавсегда.

Пациент страдает не толькоот неприятных ощуще­ний (боль, одышка,тошнота, озноб), он страдает так же отстраха, тревоги, уныния, тоски, бессилияи прочих тягостных чувств. Он не понимает,что с ним случилось, он не уверен, смогутли ему помочь врачи, он тревожится засвое будущее.

Внешние проявления страхаразличны: от взволнованности и возбуждения- до внутреннего оце­пенения и кажущегосябезразличия (“ушел в себя”). Отсюдаи “странные” поступки и разговорыпациента, нытье, плаксивость, вечныежалобы, агрессивность, придирчивость.

Чувство страха утяжеляет исходзаболевания, и гуманность медицинскогоработни­ка заключается в том, чтобыпомочь их преодолеть.

Такимобразом главная цель общения в сестринскомделе – помощь пациен­ту в преодолениидезадаптации, связанной с болезнью.

Средстваобщенияделятся на две группы:

-терапевтиче­ские,

-нетерапевтические.

Терапевтическиесредства общения:

1)пристальноевнимание.

2)терапевтическоеприкосновение.

3)контакт глаз.

Нетерапевтические средства общения:

1)Избирательноеили не внимательное выслушивание.

2)Констатированноезаключение.

Например:на прием пришел пациент, у которогодиагноз “че­сотка” был, чтоназывается, “написан” на руках ина лице. Врач по­вернулся к медсестреи произнес одно-единственное слово:”Виль­кинсон”.

Это означало, чтобольному следует прописать специаль­ноелекарственное средство для лечениячесотки – мазь Вилькинсо­на. Медсестравыписала рецепт и молча протянула егобольному.

Тот взял бумажку, молча вышелиз кабинета, а придя домой, напи­салжалобу.

КакВы думаете, о чем шла речь?

Источник: https://studfiles.net/preview/5758321/page:4/

Правила эффективного общения с пациентом

Правила эффективного общения с пациентом

1. Создать приятную атмосферу общения

2. Добиться доверительного отношения с пациентом

3. Говорить на языке пациента

4. Уметь слушать

5. Обратить внимание на свой внешний вид и расстояние до собеседника

6. Точно формулировать вопросы

Алгоритм действия медсестры при общении с пациентом Знакомство с пациентом Первое впечатление производит сильный эффект, надолго остается и создает мнение о Вас, поэтому хорошим началом будет теплое приветствие, милая улыбка.

Даже, если в отделении или клинике много других дел, пациент должен ясно чувствовать доброе и искреннее расположение.

1) посмотрите пациенту в лицо, улыбнитесь, тепло поприветствуйте пациента; 2) представьтесь, сообщите свое имя, должность; 3) спросите имя пациента; 4) объясните ситуацию в отделении и роль, которую Вы будете выполнять в процессе лечения; 5) ознакомьте с отделением и лечебно-охранительным режимом; 6) проводите пациента до палаты, укажите пациенту на его койку; 7) проверьте, все ли в порядке на его кровати, в палате; 8) представьте пациента его соседям по палате. Общение с пациентом с нарушением зрения Алгоритм общения с пациентом с нарушением зрения (сопровождение на ультразвуковое обследование) 1) подробно объясните цель и ход исследования; 2) объясните пациентке подготовку к исследованию; 3) убедитесь, что она Вас поняла; 4) проводите пациентку в кабинет УЗИ; 5) окажите необходимую помощь; 6) проводите до палаты. Общение с пациентом с нарушением слуха – подходите всегда спереди, чтобы пациент мог вас видеть. Используйте в разговоре простые слова, говорите громко, четко, но не кричите, чтобы пациент мог следить за Вашими губами и выражением лица. Тщательно следите за невербальными средствами выражения. Пользуйтесь прикосновениями как средством поощрения пациента к общению. Используйте карточки с рисунками, схемы или письменные сообщения. Пишите аккуратно и без ошибок. 1) уменьшите фоновый шум (закройте дверь, окно, выключите радио, телевизор т.д.); 2) перед разговором подойдите так, чтобы пациент мог Вас видеть; 3) предложите ему воспользоваться аппаратом; 4) в доступной форме объясните пациенту необходимую информацию; 5) убедитесь, что пациент Вас понял; 6) напишите информацию на листке. Обучение в сестринском деле

«Не думайте, что за больным может ухаживать всякий. Это дело трудное, требующее навыка, умения, знаний». (Ф. Найтингейл.)

Обучение в сестринском деле или сестринская педагогика включают в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников.

Задачами обучения являются: профилактическая работа с населением, пропаганда здорового образа жизни и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни. Медсестра должна суметь вызвать у пациента желание обучаться, т.е.

мотив, например, сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния пациента, необходимость осуществлять самоуход.

У каждого обучаемого мотивация индивидуальная, она зависит от содержания, приемов, форм и разнообразия методов обучения.

Средства обучения: вербальные, технические, учебно-наглядные пособия и специальное оборудование обеспечивают качественное усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Функции медицинской сестры как преподавателя

Терапевтическое обучение становится частью ежедневной жизни пациента, его психологического окружения, затрагивает семью, родственников. Задачами качественного обучения являются подготовка пациента к самоуходу, повышение качества его жизни, улучшение состояния здоровья или адаптация к измененному состоянию.

Сегодня пациент является непосредственным участником лечебного процесса. Современные подходы к лечению, работа «школ» сестринского обучения больных дают возможность пациентам, страдающим различными заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни.

С больными проводят занятия по обучению техники выполнения инъекций, расчета дозировки лекарств, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.

Обучение может проводиться двумя способами: формальным и неформальным. При обучении учитывается пол, возраст, профессия, образование пациента, наличие у него навыков самоконтроля, нарушений зрения и слуха.

Обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни. Процесс обучения пациента и его семьи зависит от профессионализма медсестры, ее опыта, знаний, умений и навыков.

Она должна обучать пациента и членов его семьи конкретным навыкам самоухода и взаимоухода, уходу за ребенком, приему лекарств, подготовке к исследованиям, рациональному питанию, адекватной физической нагрузке.

Для этого ей необходимы знания познавательной, эмоциональной и психомоторной сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать. Информацию пациенту следует давать, соблюдая принципы обучения: доступно, поэтапно, от простого к сложному для овладения знаниями, умениями и навыками самоухода.

Медсестра должна иметь организаторские способности, быть коммуникабельной и конструктивной, а также всегда помнить о медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/26927.html

Шесть правил эффективного знакомства с пациентом

Правила эффективного общения с пациентом

ГЛОССАРИЙ

ОБЩЕНИЕ – непрестанные, динамические серии событий, которые вовлекают передачу информации и эмоций от отправителя к получателю

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ -общение с использованием выражений, жестов, осанки и позиции вместо слов

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – процесс передачи информации от одной личности к другой (или группе) посредством разговорной речи

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или мало евета будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для про­должения разговора.

Ваш пациент может вести себя скованно, если по­чувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не оыло.

Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возмож­ность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у не­го что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Пере­несите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуля­ции, назначенные врачом.

Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Пред­положим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора.

Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ
ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сде­лать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес боль­ного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С
ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит.

Заинтересо­ванный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безраз­личным – он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, что бы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости.

Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА

Начните разговор с вопроса: «Как вы себя чевствуете?» или « Что вас беспокоит больше всего?» Дав ему выговориться о его болезни, вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученую от больного.

Дайте возможность больному свободно отвечать на ваши вопросы, но если он слишком уклонится от темы – возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: «Расскажите еще о боли в ногах». В ходе разговра контролируйте себя, говрите просто и понятно.

Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены что больной понял вопросы? Попросите его повторить его своими словами то, что вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит.

Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, вы поможете себе узнать больше о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем «ДА» или «НЕТ». «Незаконченные» вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоь, попросите поподробней рассказать о ней.

Детальные описания важны при употреблении больными незнакомой вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: «Как ваше зрение?» если он ответить: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы.

Спросите: «Как часто это случается и как долго длится?»

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ

Не пытайтеся запсать вс информацию, которую вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

10“ДА” ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы.

Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на “Вы”.

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри­
тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего
голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте есте­
ственны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической
атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после
каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить,

10 “НЕТ” ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и
тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после
Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий
предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно – не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Из книги Т. Бильрота “Домашний уход за больными”:

Остается еще скачать несколько слов о том, как должна себя держан, тра милосердия в обращении с больным и его окружающими.

Всего легче общение с тяжелобольными, они в большинстве случаев лежат с но-давленными умственными способностями, рачговаривают немного или на­ходятся в бреду.

Сестра милосердия выполняет точно и беч шума вес, что сп укачано врачом, наблюдает и отмечает все ичменсния в больном и даст о них отчет доктору.

Гораздо труднее общение с выздоравливающими уже больными, а также и с страдающими какой-либо продолжительною болечныо, которые себя чувствуют иногда относительно хорошо, но все-таки нуждаются н особом вспомогательном уходе.

Чрезвычайно грудная задача для сестер милосердия – суметь стать в правильные отношения во всех столь разнообразныхдушевных настрое­ниях, и это приобретаетсятолько постепенным навыком. Но в особен­ности она должна остерегаться любопытства и болтливости.

Скромность и спокойствие, тихое, неутомимое выполнение своих обязанностей – вот задача сестры милосердия. Если у больного является потребность выска­заться, то сестра милосердия должна его выслушать, спокойно, сочув­ственно, но не пускаться по поводу этого в пересуды, она должна старать­ся забыть все, что не относится к болезни.

Она должна всегда дружески и с готовностью к помощи встречать все относящееся к больному, но в то же время остерегаться интимности с ним, иначе она рискует потерять вес и авторитет в его глазах, и больной сочтет себя вправе не обращать внима­ние и не слушаться ее требований.

Для многих больных иногда очень полезно менять по временам сестру милосердия, так как самая лучшая из них утомляется при недельном пли даже месячном однообразии ухода.

Точно так же и больные, вынужденные лежать продолжительное время, иногда желают перемены сестры милосердия или врача; у них является потреб­ность прервать вечное однообразие, и они надеются на лучшее от переме­ны или вообще от чего-либо другого, хотя они очень скоро будут недовольны и новым.

Но тем не менее сестра милосердия должна Противодействоватьявляющемуся у больного недоверию к пользующему его врачу; она всеми силами должна укрепить по доверие. Ничем нельзя оказать худшей услу­ги больному, как вызывая в нем подозренпе на счет врача.

Конечно, простительно, если больной, страдающий очень продолжительное время хро­ническою болезньо, предполагает, что его неправильно лечат. Врачебное искусство не всемогуще.

Многие больные, однако, готовы думать иначе; никто из них не желает согласиться, что болезнь привита к нему чуть ли не в зародышевом его состоянии; каждый считает себя нормальным, здоровым человеком, а заболел он, по его мнению, только вследствие той или иной случайности, небрежности или неправильного лечения; большин­стволюдей думают, что могут во многих случаях указать причины своих болезней, тогда как медицина напрасно их ищет сотни лет.

Люди и даже высшие животные, по вполне врожденному свойству, мознаил причины и действия явлений, которые они видят. Если человек видит что-либо такое, причины чего не знает, то он себе лучше выдумает се, чем сознается: “Я не знаю, отчего случилось то или другое” Также от­носится человек и к причинам болезни.

Болезни должны иметь какую-нибудь причину; когда мы здоровы, то мы очень хорошо сознаем, что не всегда можем определить и изучить их причины. Но если только кто-либо шболсл, то он теряет свою способность отрицания.

Он так долго ломает себе голову, пока не решит, что ему удалось найти причину своей болезни; пусть она будет призрачною, но это его успокоит, как ребенка; найденная причина может быть продуктом его воображения, но он утешается отблес­ком правдоподобия.

Не следует особенно противоречить больным в таких исщах; вообще без крайней надобности не следует спорить и не читать им каких-либо научных лекций об их болезни; они верят только тому, что им кажется наиболее вероятным, и будут довольны только поучениями, под-ч верждающими их собственные представления.

Точно так же никакой больной не допускает мысли, что он страдает неизлечимойболезнью. Он знает, что есть неизлечимые болезни; он даже видел случаи, что его друзья и родственники умирали от них; но относительно самого себя он ищет и находит причины почти всегда в каких-либо посторонних обстоятельствах, но нисколько не в неизлечимости своего страдания.

Это счастье для большинства подобных больных. Они надеют­ся до последнего момента, и не следует в них колебать этой надежды; они ошибаются на счет своего положения, и их не следует вырывать из их полных надежд представлений. В подобных случаях как сестра милосер­дия, так и врач очень часто чувствуют себя з самом тяжелом положении.

Больной настаивает, чтобы ему сказали совершенную правду; он уверяет, что приготовлен ко всему. Но ему не следует вполне доверять в этом, он сам обманывается на счет своих сил выслушать ужасную истину. Здесь нам предстоит задача утешать больного и успокаивать его, равно как поддерживать его собственную веру в свои надежды.

Где невозможно выле­чить, там, насколько оно в наших руках, нужно стараться смягчить и об­легчить физические и душевные страдания больного.

Надежда – это самое лучшее облегчение, бальзам для измученного срдца, услаждение для впавшей в отчаяние души! Я еще раз должен ука­зать, как не следует забывать, что больной почти исключительно думает о себе и своей болезни.

Он огорчается, если не обращают внимания на его жалобы, на сделанное им наблюдение или на те, которые, больной думает он сделал и которые считает чрезвычайно важными; очень возможно, что его наблюдения не имеют никакого значения для лечения, но тем не менее больному не следует о том говорить.

Каждый человек видит весь мир только в отношении к себе и в из­вестной степени считает себя центром, вокруг которого вращается весь мир, и поэтому если с ним что-либо случилось, то оно должно быть нечто особенное.

Я всегда замечал, как неприятно задевает больных, если им сказать, что их болезнь самая ординарная, которую я видел уже тысячи раз, излечение которой пройдет самым обыкновенным порядком. Больно­му тогда кажется, что он только единица, номер в ряду тысячи других, и опасается потому, что его недостаточно внимательно осмотрели.

Ему хо­чется быть чем-либо особенным, а его болезнь, хотя бы она была одна из самых обыденных, протекает у него совершенно своеобразно. Это, с одной стороны, льстит его самолюбию, а с другой – он надеется при этом встре­тить больше внимание и больше заботливости со стороны врача.

Нет на­добности выводить больного из этого ему очень приятного круга пред­ставлений.

Сестра милосердия поэтому не должна хвастать своим опытом, хотя она при этом может сказать, что уже видела много однородных слу­чаев; точно так же она не должна говорить, что подобный случай дурно протекает, и если больной говорит о других, умерших от болезни, которою он сам страдает, то пусть она лучше скажет, что “тот случай был другой, а у “Вас” все обстоит совершенно иначе”. Постепенно можно развить в себе сообразительность и давать находчивые, успокоительные ответы по мере того, как больной будет задавать все новые и новые вопросы.

Все это не больше, как некоторые указания о затруднительнейших положениях, в которые сестра милосердия может быть поставлена боль­ным. Большинство из них узнается по опыту у постели его. Где сестра ми­лосердия не может сама себе помочь, там она должна посоветоваться с врачом уже по тому одному, чтобы не противоречить его словам.

Многие больные недоверчивы, и в особенности это проявляется у них сильно, ког­да они замечают, или им кажется, что они заметили в чем-либо противоре­чие. Они сейчас ухватываются за всего ближе их волнующую мысль, что болезнь неправильно распознана, а потому и неправильно лечится.

Я сове­тую в подобных случаях поступать так, как бы нам было желательно, что­бы поступали с нами, если бы мы были в положении больного.

Источник: https://studopedia.su/10_153050_shest-pravil-effektivnogo-znakomstva-s-patsientom.html

Десять принципов терапевтического общения

Правила эффективного общения с пациентом

  • 1. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».
  • 2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.
  • 3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.
  • 4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что это является условием создания доверительных отношений с пациентом.
  • 5. Поощряйте вопросы вашего пациента.

Раздел I

  • 6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.
  • 7. Соблюдайте принципы умения слушать.
  • 8. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентами.
  • 9. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания и доверия.
  • 10. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.

1. Создайте приятную атмосферу при разговоре. Оцените освещение. Сильное или слабое освещение будет утомлять и напрягать глаза у вас и пациента. Шум будет мешать сконцентрировать внимание больного на ваших вопросах. Если вы не можете устранить шум, предложите перейти в другое помещение.

Пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Попробуйте спланировать общение так, чтобы соседа по палате в этот момент не было.

Посетителей попросите выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет удручен и неразговорчив. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом.

Отведите на разговор не менее 15 мин. Не спешите – для хороших результатов беседа может продлиться и час.

Предположим, что у вас пет времени для непрерывного разговора, разделите его на несколько частей и объясните больному, почему вы это делаете.

2. Получите всю имеющуюся информацию о пациенте до разговора с ним. Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были).

Таким образом вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого.

Убедитесь, что у вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и т. д.

Раздел I

3. Попробуйте добиться доверительных отношений с пациентом. Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите несколько минут на отвлеченные темы.

Если вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным, будет обрывать ответы, упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он вам говорит.

Заинтересованный взгляд и периодическое повторение его слов помогут вам добиться желаемых результатов.

Если вы выглядите резкой, недоступной, безразличной – он не доверится вам. Разъясните цель разговора, чтобы пациент понял, какую пользу он извлечет из этого, подчеркнув необходимость его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. Задайте тон разговора. Начните разговор с вопроса «Как Вы себя чувствуете?» или «Что Вас беспокоит больше всего?», дав ему выговориться о болезни. Выявив симптомы, подлежащие обследованию, вы сможете оцепить эмоциональное состояние больного и уровень его понимания. Не разглашайте информацию, полученную от пациента.

Дайте возможность отвечать на ваши вопросы свободно, но если больной слишком уклоняется от темы, возвратите его к предмету разговора. Сделать это тактично можно вопросом, касающимся его болезни, например, «Расскажите еще о боли в ногах». В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто, понятно, без медицинских терминов.

Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их смысла. Если не уверены, что больной понял вопросы, попросите его повторить своими словами то, что вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Поняв чувства пациента, вы сможете узнать о нем больше.

  • 1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.
  • 2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.
  • 3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после ваших инструкций.
  • 4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.
  • 5. Не требуйте точной идентификации имен медицинского персонала, названий предметов или лекарств.
  • 6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к вам.
  • 7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

Раздел I

  • 8. Не давайте пациентам возможность большого выбора. Говорите с пациентами конкретно.
  • 9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.
  • 10. Не повышайте голоса.

Рассмотрим несколько принципов эффективного умения слушать. Эти принципы предназначены для того, чтобы помочь подумать о вашем умении слушать и научиться слушать других в максимально доверительной манере.

Прекратите разговаривать.

Источник: https://studref.com/540363/meditsina/desyat_printsipov_terapevticheskogo_obscheniya

Шесть правил эффективного общения с пациентом

Правила эффективного общения с пациентом

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или мало света будет

утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для

про­должения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если

по­чувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возмож­ность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у не­го что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Пере­несите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуля­ции, назначенные врачом.

Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Пред­положим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора.

Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сде­лать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес боль­ного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит.

Заинтересо­ванный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безраз­личным – он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходи­мость в его честности и открытости.

Приведите примеры того, как полу­ченная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА

Начните разговор с вопроса: “Как Вы себя чувствуете?” или “Что Вас беспокоит больше всего?” Дав ему выговориться о его болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оце­нить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не раз­глашайте информацию, полученную от больного.

Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком укло­нится от темы – возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: “Расскажите еще о боли в ногах”. В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно.

Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены, что боль­ной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит.

Осознает ли па­циент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможе­те себе узнать больше о нем.

5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем “ДА” или “Нет”. “Незаконченные” вопросы концентрируют внимание па­циента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите поподробней расска­зать о ней.

Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациен­та. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: “Как Ваше зрение?” Если он ответит: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы.

Спросите: “Как часто это случается и как долго длится?”

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фра­зы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

9. 10“ДА” ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и долж­ности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на “Вы”.

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри­тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 “НЕТ” ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно – не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

10. Не повышайте голоса!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_112921_shest-pravil-effektivnogo-obshcheniya-s-patsientom.html

Путь права
Добавить комментарий