Предложенный руссо метод наказания

Предложенный руссо метод наказания

Предложенный руссо метод наказания

Впрочем, преподавателя этой науки я назвал бы скорее воспитателем, чем учителем, так как ему надлежит больше руководить, чем обучать. Он не должен давать правил: он должен заставлять находить их».

Уже здесь мы видим не только определение Руссо основных обязанностей воспитателя, но и принципиальный его подход к делу руководства детьми: не заставлять их выучивать правила, истины и следовать слепо авторитету старших, а самим открывать истины, накапливая собственный опыт.

В дальнейшем, на последующих этапах воспитания Эмиля, Руссо разовьет эти общие исходные положения в цельную систему руководства ребенком. Однако уже здесь Руссо четко определяет главное требование к воспитателю? не разрушать того, что делает природа изнутри, т.е.

больше всего заботиться о саморазвитии ребенка и не мешать этому процессу.

Чем ближе человек остается к своему естественному состоянию, тем менее разницы между его способностями и его желаниями и тем, следовательно, менее удален он от счастья». Второй аспект проблемы счастья у Руссо — это счастье как отсутствие страданий: «Самый счастливый тот, кто терпит меньше всего скорбей; самый несчастный тот, кто испытывает меньше всего радостей».

И, наконец, важнейший аспект проблемы счастья в понимания Руссо — это счастье как свобода, являющаяся первым естественный правом человека, первым его благом, а в социально-политическом, и в педагогической планах никогда не понимает как анархию, как удовлетворение бесконечных желаний я потребностей человека вообще и ребенка, в частности. Свобода связывается у Руссо, причем теснейшим образом, с наличием у человека разумных желаний и (что не менее важно) возможностей для их удовлетворения.

Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью».

Такой подход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель не отвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка.

Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто, без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.

Руссо считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии.

Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, — это религия сердца.

Основное художественное произведение, предложенное Ж.-Ж. Руссо для чтения герою своего романа:

1) «Робинзон Крузо»;

2) «Путешествие Гулливера»;

3) «Сказки братьев Гримм»;

4) «Мир чувственных вещей в картинках».

IX. Предложенный Ж.-Ж.Руссо метод наказания:

1) телесные наказания;

2) словесные наказания;

4) естественные последствия.

Литература

1.Руссо Ж.-Ж.

2. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. // Там же.

3. Руссо Ж.-Ж. Юлия или новая Элоиза // Там же.

Дополнительная литература

1.Бахтин М.М.

Руссо и его педагогические воззрения. — СПб., 1913.

2. Герье В.И. Руссо как личное // Педагогика. — 1992. — №11-12.

3. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. — М., 1963.

4.

Назовите предложенный руссо метод наказания

Руссо является автором педагогического сочинения…

а) «Эмиль, или О воспитании»;

б) «Мир чувственных вещей в картинках»;

в) «Воспитание женщины»;

6. Предложенный Руссо метод наказания предполагал…

а) телесные наказания;

б) словесные наказания;

г) естественные последствия.

7. Центром педагогической системы ­_________является теория элементарного образования.

в) И.Г.

Песталоцци;

8. Основоположником теории «свободного воспитания» является…

9. средневекового образования исчерпывалось .

а) пятью свободными искусствами;

б) шестью свободными искусствами;

в) семью свободными искусствами;

г) восьмью свободными искусствами.

10. Обучение в средневековой Европе шло на_______языке.

11.

Представителями эпохи Возрождения являются…

а) Я.А. Коменский, А. Дистервег, Ж.-Ж.

Метод наказания предложенный руссо

Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами.

Воспитание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей — это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

О природе как факторе воспитания Ж.-Ж.

Руссо рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувств от окружающих его предметов. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, углубляются, изменяются под влиянием взрослых.

Настоящая религия — это религия сердца», — убежден Руссо.

К 22 годам воспитание молодого человека закончено, он начинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьей. В трактате излагаются взгляды на воспитание женщины. Поскольку назначение женщины иное, чем мужчины, она должна воспитываться иначе.

Ее удел — семья, дом, призвание — быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься ни наукой, ни общественной деятельностью.

Модель естественного воспитания, предложенная Руссо, во многом утопична. Она основывалась не на конкретном педагогическом опыте, а на философской концепции французского мыслителя.

Он стремился изобразить идеал, к которому следует стремиться.

Педагогика была кровно заинтересована в этом, так как только изучив человека (в том числе и ребенка), можно научиться управлять и руководить им, т.е. воспитывать.

Прогрессивные поиски в этом направлении были нацелены как против реакционных и религиозно-мистических концепций, так и на обоснование и защиту позитивных взглядов на человека, его развитие и поведение.

Сокрушительные удары передовые мыслители ХVII-ХVШ в. (гуманисты и просветители) наносили по религиозной догматике, проповедовавшей бренность всего земного, греховность мирских желаний и помыслов, умерщвление плоти и смирение духа.

Важно Руссо отмечал, что пишет эту книгу на_ основании своих собственных идей и считает, что именно этот труд дает ему право на признательность людей, так как человечество может быть спасено только посредством воспитания.

В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена.

Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, считал Ж.-Ж.

Внимание Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения.

Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

1. до 2-х лет — время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание;

2.

Зависимость от людей, по мысли Руссо(5), помешает Эмилю естественно и свободно

Вначале создается впечатление, что Руссо как будто вообще против какого-либо подчинения, повиновения, против предписаний, приказаний и наказаний, за полную свободу ребенка. Так, он утверждает, что ребенок должен все делать не в силу послушания, но исключительно в силу необходимости (зависимость от вещей!).

Вообще из словаря ребенка, по мнению Руссо, должны быть начисто вычеркнуты такие слова, как «повиноваться» и «приказывать», а тем более слова: «долг» и «обязанность». Зато видное место в этом словаре должны занять такие слова, как «сила», «необходимость», «невозможность», «неизбежность».

Это Руссо объясняет тем, что «до разумного возраста не может явиться никакой идеи ни о нравственности, ни о социальных отношениях»…

Вспомним, что «разумным» возрастом Руссо считает следующий период, т.е.

Источник: http://consulcentr.ru/predlozhennyj-russo-metod-nakazaniya

5.3

Предложенный руссо метод наказания

Ж.-Ж.Руссо (1772-1778) – французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем. Он родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Не получил систематического образования, но с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи.

В поисках работы много путешествовал по Европе, сменил много профессий. В Париже познакомился и подружился с авторами знаменитой “Энциклопедии“.

По совету Дидро он принял участие в написании конкурсной работы “способствовал Ли прогресс в науке и искусстве улучшению или ухудшению морали?“, за которую получил первую премию и снискал мировую славу.

С появлением произведения “Эмиль, или о воспитании“ Руссо преследуют и он вынужден бежать из Франции. Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете.

Руссо выражал интересы “третьего сословия“ французского общества (крестьян, ремесленников, городской бедноты, купцов, банкиров, фабрикантов). В первых двух состояний принадлежали, соответственно, духовенство и дворянство.

Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, которые основываются на собственной труда каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении “Эмиль, или о воспитании“(1762). Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка.

Естественное воспитание заключается в необходимости осуществлять его в соответствии с природой самого ребенка и его возрастных особенностей. Такое воспитание должно происходить на лоне природы, в тесном контакте с ней.

Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира.

Основная задача воспитания, которое осуществляется людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка.

В таком контексте следует понимать трактовка Руссо принципа природосообразности: естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, который происходит через самостоятельное накопления им жизненного опыта.

Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека.

Он отрицает авторитаризм в воспитании. Детей должны ограничивать только законы природы. Отсюда отрицание Руссо методов наказания и принуждения в воспитании.

По его мнению, идя по природе ребенка, необходимо отказаться от ограничений, установленных воспитателем. Свобода ребенка может быть ограничена лишь вещами.

В этой связи Руссо предлагает заменить методы наказания методом “естественных последствий“ от неправильных поступков.

Непосредственным выражением идеи свободного воспитания является требование Руссо, чтобы ребенок был свободен в выборе содержания учебного материала и методов его изучения.

Что ее не интересует, в пользу чего она не уверена, того она и не будет учить.

Задача воспитателя так организовать все воздействия на ребенка, чтобы ей казалось, что она изучает то, что сама хочет, а на самом деле то, что он ей подскажет.

Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он называет четыре возрастные периоды:

– возраст младенца (0-2 г.), который охватывает период до овладения ребенком языка;

– детство или “сон разума“ (2-12 лет), когда преобладает чувственное познание ребенком мира;

– отрочество (12-15 г.) – период умственного развития (“формирование интеллекта“) и трудового воспитания;

– юность (15-18 г.) – период бурь и страстей, время морального и полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании – учить любить людей.

Особенности каждого из выделенных возрастных периодов Руссо раскрывает в первых четырех частях произведения “Эмиль…“ на примере развития и воспитания главного героя романа Эмиля. Последняя пятая часть произведения посвящена воспитанию невесты Эмиля – Софии.

задача первого периода – нормальное физическое развитие ребенка, его закалки. Ребенок в этом возрасте должна как можно больше двигаться, быть на свежем воздухе.

В период “сна разума“ главная задача – развитие внешних органов чувств и продолжение физического развития. Способы этого развития должны быть естественные, удовлетворяющие интересы ребенка.

Не заставлять ребенка в этом возрасте думать, заучивать стихи, сказки, не читать ей никаких моральных установок. Откидывается будь-яка систематическое образование. Лучше, если ребенок до 12 лет вообще не умела читать.

В таком возрасте, как утверждает Руссо, ребенку недоступны абстрактные и моральные понятия. Но, как исключение, единственно доступной для ребенка может быть идея собственности.

Третий период – это получение образования, развития самостоятельного мышления. Происходит переход от чувственного знания к суждений. Умственное развитие, как считает Руссо, сочетается с трудовым воспитанием.

Руссо отвергает систематические знания. При выборе предметов для обучения необходимо руководствоваться, по его мнению, интересами ребенка. Основу дидактики Руссо видит в развитии у детей самостоятельности, умение наблюдать, сообразительности.

Все должно быть представлено для детского восприятия с максимальной наглядностью. Руссо против иллюстрированной наглядности (рисунков, картин и т.д.). Предметом изучения является сама природа, поэтому большинство занятий нужно проводить на природе.

В третьем периоде происходит и трудовая подготовка человека. Труд, как утверждает Руссо, – общественный долг каждого. Чтобы сохранить свободу, надо уметь самому работать. Эмиль, герой романа, учится столярном деле, работает в поле, саду, на огороде, в мастерской, в кузнице.

С другой стороны, труд выступает в Руссо и как воспитательное средство. Она способствует формированию положительных моральных качеств, которые присущи трудовой человеку.

Но в этом возрасте, по мнению Руссо, ребенку еще недоступны в полной мере моральные понятия, не понятные отношения между людьми.

Полноценное нравственное воспитание, а вместе с ним и половое, происходят в юношеском возрасте и только в обществе. Эмиль переселяется в город к людям. В этот период его нужно научить любить людей и жить среди них.

Руссо перед нравственным воспитанием ставит три задачи: воспитание добрых чувств путем реальных дел, примеров, а не рассуждений; воспитание хороших суждений через изучение биографий великих людей, изучение истории и т. п.

; воспитание доброй воли путем совершения добрых дел. При этом Руссо отвергает морализаторства.

Относительно полового воспитания Руссо предлагает отстранить от внимания ребенка все вредное, возбуждающее, в частности сомнительные книги.

Также нужно вести деятельной жизни, много двигаться, заниматься физическим трудом. Воспитателю необходимо избегать вопросов о половой жизни.

Но когда ребенок все же спрашивает, то лучше заставить ее замолчать, чем лгать ей. Если же ребенок подготовлена, то нужно давать правильные ответы.

Руссо требовал не осуществлять специально религиозного воспитания. Он признавал только естественную религию: каждый человек вправе верить в творца вселенной по-своему. Дети сами рано или поздно придут к пониманию божественного начала и обнаружат, что есть только одна религия – “религия сердца“.

Относительно воспитания женщины Руссо придерживался традиционной точки зрения. Это видно из пятого раздела упомянутого выше романа, где рассказывается о воспитании Софии – будущей спутницы Эмиля.

Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, нужно беспокоиться о ее физическое здоровье, эстетическое воспитание, приучать вести домашнее хозяйство.

Женщине не нужна широкая научная образование.

Руссо разработал четкую систему формирования личности, но она не была лишена противоречий и недостатков.

Он не смог правильно определить законы развития ребенка, недооценив ее раннее умственное развитие. Период “сна разума“ в его системе определенный искусственно. Руссо неправильно разграничивает развитие определенных качеств ребенка по годах ее воспитания. Кроме того, он несколько смешивает развитие с воспитанием, біологізуючи этим сам процесс воспитания.

Руссо недооценивает систематичности обучения, отбрасывая книжное, словесное обучения. Те знания, которые ребенок получает способом самостоятельного накопления опыта, не только малочисленные, но и разорваны, несистематические, ненаучные.

Но вместе с тем педагогика Руссо оказалась чрезвычайно ценной. За 25 лет после появления “Эмиля…“ во Франции было опубликовано произведений на эту тему в 2 раза больше, чем за предыдущие 60 лет.

Источник: https://banauka.ru/4439.html

Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо

Предложенный руссо метод наказания
10 самых влиятельных книг об образовании

Сегодня исполняется 305 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо — одной из самых значительных фигур в истории педагогики. Рассказываем о том, какие именно педагогические принципы он отстаивал и почему.

Руссо жил в эпоху Просвещения (1712 — 1778) и был мастер на все руки: учился у нотариуса и гравёра, занимался ботаникой и музыковедением, писал оперы. Впрочем, по распространённому мнению, в этих областях он так и остался дилетантом.

Прославился Жан-Жак как философ (его идеи вдохновляли идеологов Великой французской революции), писатель (его «Новая Элоиза» была главным французским бестселлером XVIII века), а также как автор новаторской педагогической концепции, изложенной в первую очередь в произведении «Эмиль, или О воспитании».

Взятие Бастилии. Художник: Жан-Пьер Уэль

Впрочем, во многом концепция эта была следствием философских взглядов Руссо. В отличие, например, от другого большого мыслителя эпохи просвещения Томаса Гоббса, который считал естественным состоянием человека войну всех против всех, Руссо пытался доказать обратное.

Если кратко, то Руссо настаивал на том, что в своём естественном состоянии человек был существом свободным, добрым и равным всем, а в государстве же он оказался либо угнетённым бедняком, либо угнетающим богачом.

И пока большинство современников Руссо рассматривали воспитание детей как способ сделать из них нормальных граждан, в его глазах педагогика должна была помочь ребёнку взрастить в себе естественного и чувствительного человека, которого обычные воспитатели подавляют. Итак, как такой педагогический процесс реализовать?

Кадр из м/ф «Тарзан» (1999)

Ребёнок — активный участник процесса обучения

Как говорить с детьми о «взрослых вещах»?

Одна из главных задач педагогики — сделать ребёнка самостоятельным. Если он будет заинтересован узнавать новое, если у него самого будет желание учиться, то и процесс обучения будет успешен.

Выводы о том, как устроен мир, ребёнок также должен делать из собственного опыта. Не хочет спать днём — пусть не спит, пусть сам выработает подходящий себе распорядок.

Поэтому и запирать его в классе совершенно не нужно. Чем больше ребёнок будет проводить времени на природе и самостоятельно узнавать мир — тем лучше.

«…пусть не приучают одну руку скорее протягивать или чаще пускать в дело, чем другую; пусть не приучают есть, спать, действовать в один и те же часы; пусть он не боится ни ночью, ни днем одиночества.

Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее».

Кадр из м/ф «Тарзан» (1999)

Воспитание — не дрессура

Выготский: очень краткое введение

Ребёнок ни в коем случае не должен видеть в воспитателе угнетателя, строгого и сурового надсмотрщика, при котором нужно вести себя как подобает и не делать ничего лишнего.

У ребёнка должно сформироваться представление о том, что он — главный в отношениях с воспитателем. Пусть в действительности это не так, это не значит, что воспитатель должен заставлять ребёнка подчиняться.

Ребёнок и так слабее, не нужно ему об этом постоянно напоминать.

Воспитатель должен выстроить процесс обучения так, чтобы ребёнок желал делать то, что воспитатель от него и хочет получить. То есть незаметно для ребёнка возбуждать интерес к обучению, делать его интересным.

«Разве вы не властны производить на него какое вам угодно влияние? Разве его занятия, игры, удовольствия, горести не в ваших руках, даже без его ведома? Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите; он не должен делать ни одного не предусмотренного вами шага; не должен открывать рта, если вы не знаете, что он скажет».

Кадр из м/ф «Маугли» (1973)

Развитие талантов ребёнка

Немного анархизма системе образования

Строгая и обязательная для каждого учебная программа — абсурд. Каждый ребёнок уникален, он обладает своими задатками, особенностями и способностями, и педагог должен не приводить это всё к какому-то общему знаменателю.

Руссо был против идеи переделывания человека под господствующие в обществе нормы. Педагогика — лишь помощь ребёнку в непростой задаче себя проявить и развить.

Поэтому не нужно с малых лет готовить ребёнка под какое-то «место», чтоб он точно вырос адвокатом, полицейским, солдатом, врачом, кем угодно ещё. Главное — чтоб он был человеком, усвоил общечеловеческие нормы и мог сам искать своё место.

«Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно. Прежде звания родителей природа зовет его к человеческой жизни. Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его».

Типпи Дегре — девочка, воспитывавшаяся в дикой природе

Ребёнок должен оставаться ребёнком

Воспитатель не должен принуждать ребёнка действовать и говорить будто взрослый. Не нужно заставлять заучивать наизусть малопонятные формулировки, не нужно требовать от ребёнка взрослых рассуждений.

Иначе, по словам Руссо, воспитанник быстро приспособится к скучным занятиям и приучится отделываться от воспитателя пустыми словами, которые от него просто хотят услышать.

Говорить с детьми нужно в первую очередь о том, в чём они сами заинтересованы. Задавать вопросы должен сам ребёнок, а не воспитатель.

«Не трудно вложить им в уста названия королей, империй, войн, завоеваний, революций, законов; но когда придется связывать с этими словами ясные идеи, то все эти объяснения далеко будут уступать разговору с садовником».

Ещё немного Типпи

Не нужно насилия

Вместо физического насилия в отношении ребёнка Руссо предлагает другой метод наказания, известный как метод естественных последствий.

Например, ребёнок сломал игрушку. Не нужно наказывать его, как, впрочем, и не нужно бежать и покупать новую. Пусть ребёнок поймёт ценность утраченного. То же самое с ложью: не нужно наказывать за открывшуюся ложь, а нужно дать ребёнку почувствовать ваше недоверие, показать, как относятся к лжецам.

«Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом».

Хотя многие предложенные Руссо подходы принимает современная педагогика, некоторые детали его педагогических воззрений сегодня могут выглядеть устаревшими и даже нелепыми.

Например, его возрастная классификация, в которой период с двух до 12 лет обозначался как «сон разума». В это время у ребёнка нужно развивать чувственность, а в следующие три года — уже разум.

А ещё через три — переходить к вопросам морали и нравственности. 

8 неоправданных претензий к ФГОС

Подобное разделение топорно и не особо обоснованно, зато сам принцип возрастных разграничений для педагогики был очень важен. Менять подходы к воспитанию, адаптируясь к взрослению ребёнка, — теперь это кажется очевидным принципом, но так было не всегда.

Такие значительные педагогические модели, как школа Монтессори, Вальдорфская школа и прагматическая педагогика Дьюи, вдохновлялись в том числе и подходами Жан-Жака Руссо. И даже за нынешним российским Федеральным государственным образовательным стандартом его фигура явно проглядывается. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/rousseau

Проблема воспитания в трудах Жан-Жака Руссо 18-19 вв

Предложенный руссо метод наказания

Жан-Жак Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка.

Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Жан- Жак Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту.

Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в ак- тивный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Жан-Жак Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить   ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свобод- ное развитие.

Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний – они заменяются естественными последствиями неверных поступков.

Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник.

Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Жан-Жак Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог- сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства.

Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма.

Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду.

Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Жан-Жак Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску.

Жан-Жак Руссо ставил перед естественным воспитанием и задачи гражданского формирования человека. Им предложена целая программа соответствующих педагогических мероприятий (общественно полезная деятельность, совместные игры, празднества и т. д.).

Подлинно новаторский характер имели идеи Жан-Жак Руссо о трудовом воспитании и обучении. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и г. п.) провозглашался важнейшим средством воспитания.

Жан-Жак Руссо был убежден, что свою независимость человек может – обеспечить, прежде всего, собственным трудом.

Вот почему труд занимает такое важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Жан-Жак Руссо.

Жан-Жак Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революционной  для своего времени.

Сын века, Жан-Жак Руссо не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков (он не отрицал религиозного воспитания, выступал, за ограниченность женского образования), однако его педагогические идеи оказались  высочайшим  достижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики.

Постоянный интерес советских педагогов к творчеству Жан-Жак Руссо закономерен. Его идеи уважения к ребенку, воспитания в труде получили дальнейшее развитие в советской педагогике, в  практике нашей школы. ―Простой‖       вопрос:      рождается      ли      ребенок свободным?  Ответ:  потенциально  –  да,  актуально  –  нет.

Свобода  –  не  ―кусочек  пустого  пространства‖,  но  некая медленно  расправляющаяся,  проклевывающаяся  в  человеке  внутренняя сила.   И   это   есть,   во-первых,   активная,   творческая   и,   во-вторых, индивидуальная  сила.

 Свобода  не  есть  способ  наиболее  эффективно ―обороняться, отбиваться от мира‖, напротив – это способность сделать в мире   нечто   новое,   по-своему.   И   тогда   уясняется,   что   свобода   не блокирует  от  мира,  но,  наоборот,  интегрирует  в  мир.

 Произвольные поступки,  в  отличие  от  свободных,  всегда  случайны  и  реактивны,  они суть пассивная реакция на влияния мира: ―тебя шарахнуло оттуда, вот ты и  дернулся  туда‖.  Свободный  же  поступок  отличается  самобытностью.

Поэтому      свободное      действие      каждого      конкретного      человека одновременно и непредсказуемо, и предсказуемо. Непредсказуемо в том смысле,  что   свободный  человек  творит  и  поступает  по-новому,   по- своему, так, как до него никто еще не поступал, его действия окрашены его  уникальной  индивидуальностью.

 И  одновременно  я,  если  хотя  бы отчасти  знаю  этого  свободного  человека,  могу  сказать:  ―а  вот  этого  он никогда   не   сделает‖.   Здесь   нет   полной   определенности,   и   понятно почему, ибо индивидуальность в каждый момент частично уже раскрыта, а частично еще ждет своей актуализации.

Педагогика,  со  всем  своим  арсеналом  ―содержания  и  методов‖, научных знаний и организационных форм, может убить, заморозить эту потенцию,  эту  творческую  внутреннюю  силу  –  или,  наоборот,  может охранить, вскормить и взрастить ее.

Человек, однако, не ангел и не Бог, жизнь  земная  –  не  рай,  а  потому  на  авансцену  выходит  вопрос:  как возможно  организовать  ―малое‖  школьное  принуждение  так,  чтобы  оно вело  человека  к  постепенному  освобождению  от  тотального  внешнего принуждения и одновременно ко все более полной его индивидуальной интеграции  с  миром?  Проблема  педагогики  свободы  –  это  не  проблема выбора  одной  из  двух  крайностей,  но  проблема  мудрого  и  изящного баланса.

Педагогика свободы тогда выступает как практическое искусство, как работное мастерство, – а не просто как радикальная идеология. Выражаясь иным языком, педагогика свободы есть своего рода   трудный ―гуманитарный бизнес‖, в котором всегда будут убытки и прибыли, – но его надо вести так, чтобы ―положительное сальдо‖ свободы вырастало за тот или иной ―отчетный период.

Сторонники и последователи Руссо оценивали и принимали его идеи с восторгом, противники же отвергали их с негодованием: равнодушных к его системе не было.

Руссо дал толчок, исключительно мощный по силе воздействия, дальнейшей разработке поставленных проблем по многим направлениям. Однако следует отметить, что далеко не все поняли дух его идей, их гуманистическую и демократическую сущность. Такие деятели в педагогике, как Л.Н.

Толстой, продолжали в условиях России, борясь с сословно-крепостническим воспитанием, развивать и практически осуществлять идеи гуманизма и демократизма. Другие же педагоги, считая себя последователями Руссо (филантрописты, Спенсер, представители “нового воспитания”, Дьюи и др.

), нередко односторонне практиковали многие положения Руссо, не смогли усвоить в силу   своих классовых позиций подлинную гуманистическую сущность идей великого французского философа и педагога, по своим политическим убеждениям революционного демократа, как его называл Н.Г.Чернышевский.

Литература:

  1. .В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – Педагогическое наследие. – М.: Педагогика 1989г.
  2. .В.М. Румянцева. К характеристики некоторых концепций воспитания – 1974г.
  3. .Длугач Т.Б.

    Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) – М.: Наука 1995г. 4.Верцман И.Е., Ж. Руссо. М.: Рослитиздат 1958г 5.Дворцов А. Т., Ж. -Ж. Руссо. М.: Наука, 1980.

Фамилия автора: НУРУДИНОВА А.А.

В статье представлен анализ тенденций развития мирового туризма. Рассмотрены особенности таких тенденций как усиление конкуренции на рынке туристских услуг, демографические изменения, забота туристов о своем здоровье, технические достижения, охрана окружающей среды и др. 

А.Ж. Киязова, 2013

Источник: https://articlekz.com/article/12289

Otvety_pedagogika / 20. Руссо

15. Теория естественного воспитания и метод естественных последствий по работе Ж.

Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»Роман «Эмиль» отразил общие взгляды Руссо на мир.

Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В «Эмиле» Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания.

Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей.

Герой романа Эмиль — некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора.

Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу.

Предложенный руссо метод наказания.

Взгляды Жан-Жака Руссо: что лежит в их основе.

Естественное и свободное воспитание

Жан-Жак Руссо (1712—1778)—глубокий мыслитель, гуманист и демократ — придерживался теории естественного права.

Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы.

Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества.

В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.

В своем произведении “Общественный договор (1762) Руссо провозглашал демократическую идею верховной власти народа. Основную причину социального зла он видел в частной собственности, но был только

Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе Ж.

Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»

100 р бонус за первый заказ Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line Узнать цену Поделись с друзьями Роман «Эмиль» отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В «Эмиле» Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания.

Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого

Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо

Сегодня исполняется 305 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо — одной из самых значительных фигур в истории педагогики. Рассказываем о том, какие именно педагогические принципы он отстаивал и почему.Руссо жил в эпоху Просвещения (1712 — 1778) и был мастер на все руки: учился у нотариуса и гравёра, занимался ботаникой и музыковедением, писал оперы.

Впрочем, по распространённому мнению, в этих областях он так и остался дилетантом.

Прославился Жан-Жак как философ (его идеи вдохновляли идеологов Великой французской революции), писатель (его «Новая Элоиза» была главным французским бестселлером XVIII века), а также как автор новаторской педагогической концепции, изложенной в первую очередь в произведении «Эмиль, или О воспитании».

Взятие Бастилии.

Художник: Жан-Пьер Уэль(источник: )Впрочем, во многом концепция эта была следствием философских взглядов Руссо.

5.3. Педагогические идеи Жан-Жака Руссо

Ж.-Ж.Руссо (1772-1778) — французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем.

Он родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Не получил систематического образования, но с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, сменил много профессий.

Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж.

Большая часть жизни Руссо прошла в нищете. Руссо выражал интересы “третьего

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

Вид контрольная работа Язык русский Дата добавления 07.09.2019 Размер файла 47,4 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.

ru/ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА» На тему «» Студента 2(5 лет) курса, группа заочной формы обучения Соломатиной Светланы Анатольевны Старший преподаватель: Бубунец Светлана Олеговна Коломна 2016 Биография и жизненный путь Жан-Жака Руссо Педагогические идеи и взгляд Руссо на воспитание детей

Какой вид воспитания отсутствовал в афинской системе?

1Вариант 1 1.Кто является автором педагогического труда «О воспитании оратора»?

а) Сократ б) Аристотель в) Квинтилиан г) Платон а) умственное б) трудовое в) физическое г) эстетическое 3.Какая из известных воспитательных систем носила государственный характер? а) спартанская б) афинская в) рыцарская г) религиозная 4. Какие две ступени предполагала программа «Семи свободных искусств»?

а) начальную, среднюю б) квадривиум, тривиум в) среднего образования, высшего образования г) тривиум, квадривиум 5.

Социалист-утопист, автор работы: «Город Солнца»? а) М.Монтень б) Т. Мор в) Т.Кампанелла г) В.

Метод естественных последствий

За свои решения ребенок должен платить сам, .

— никто позже подкармливать его не будет, он останется голодным.

Если ваш ребенок не делает то, что нужно, часто существует лишь одно естественное последствие: Вы должны негрубым физическим воздействием ему в этом «помочь». Когда семимесячный младенец крутится во время одевания памперса, вы его придерживаете. Когда двухлетка приближается к опасному месту, вы берете его и уносите.

Отказывается трехлетка идти по лестнице в направлении спальни?

Билеты_1 / 22. Теория свободного воспитания Руссо

Педагогическая теория Жана Жака Руссо.Ж.Ж.

В трактате

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»

доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания.

Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

Естественное и свободное воспитание.

Источник: http://profjurist.ru/predlozhennyj-russo-metod-nakazanija-13865/

Путь права
Добавить комментарий