Процессуальное оформление административного задержания

3. Процессуальный порядок реализации обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Процессуальное оформление административного задержания

Доставление,т.е.принудительное препровождение физическоголица в целях составления протокола обадминистративном правонарушении приневозможности его составления на местевыявления административного правонарушения,если составление протокола являетсяобязательным, осуществляется:

Субъекты:

1) Д.Л.:

1.1.-ОВД(милиции);

1.2.-ведомственной охраны или вневедомственнойохраны при ОВД; 1.3.-органов, на которые возложен надзор иликонтроль за соблюдением правил пользованиятранспортом;

1.4.-ВАИ;

1.5.-органов, на которые возложен надзор иликонтроль за соблюдением законодательстваоб охране окружающей среды, лесногофонда и лесов, не входящих в лесной фонд,животного мира и рыбных запасов, правилохоты и рыболовства;

1.6.- таможенныхорганов;

1.7.-органов по контролю за оборотомнаркотиков;

1.8.- осуществляющиеконтртеррористическую операцию;

1.9. – судебныепристава;

1.10.- органов,уполномоченных на осуществление функцийпо контролю и надзору в сфере миграции.

2) военнослужащие:

2.1.-ВВМВД РФ;

2.2.-военнослужащими пограничных органов;

2.3.-военнослужащиеи сотрудники органов и учрежденийуголовно-исполнительной системы;

Место: служебноепомещение:

1)-ОВД(милиции);

2)-органаместного самоуправления сельскогопоселения;

3)-охраны;

4)-подразделенияВ/ч либо органа управления ВВ МВД РФ;

5)-военной комендатуры или воинской части;

6)-пограничногооргана;

7)-таможенногооргана;

8)-учрежденияУИС;

9)-органапо контролю за оборотом наркотиков;

10)-органа,осуществляющего контртеррористическуюоперацию;

11)-суда.

Основание:составлениепротокола об административномправонарушении при невозможности егосоставления на месте выявленияадминистративного правонарушения, еслисоставление протокола являетсяобязательным.

Срок доставлениядоставлениедолжно быть осуществлено в возможнокороткий срок.

Процессуальноеоформление:

– составляетсяпротокол;

– делаетсясоответствующая запись в протоколе обадминистративном правонарушении либов протоколе об административномзадержании;

копия протоколао доставлении вручается доставленномулицу по его просьбе.

3) Административное задержание: понятие, субъекты, место, основание, сроки, процессуальное оформление

Административноезадержание – этократковременное ограничение свободыфизического лица, может быть примененов исключительных случаях, если этонеобходимо для обеспечения правильногои своевременного рассмотрения дела обадминистративном правонарушении,исполнения постановления по делу обадминистративном правонарушении.

Субъекты:

Проблема трансформации административного задержания в задержание по УПК РФ

Процессуальное оформление административного задержания

в журнале “Советник юриста” №8 год – 2013

Ильина Т.А.,
преподаватель кафедры административного права
Магаданского филиала МГЮА им. О.Е. Кутафина

Административное задержание относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.

1 КоАП РФ), это – кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Данное действие сопряжено с мерами физического принуждения.

Административному задержанию предшествует доставление – принудительное препровождение физического лица и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП).

Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, но если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, оно может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставленияв соответствии со ст. 27.2 КоАП, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени еговытрезвления.

Таким образом, срок исчисляется с момента не фактического, а процессуального задержания.

С произведенным задержанием непосредственно связано такое действие, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (т. е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения).

Административное задержание и личный досмотр производятся при подозрении, что они используются в противоправных целях лицами, указанными в ст. 27.2 и 27.3 КоАП.

Должностные лица ОВД вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Исчерпывающий перечень указанных лиц определен ст. 28.3 КоАП.

В практике возможна ситуация, когда административное задержание переходит в задержание уголовно-процессуальное, что на практике ведет к возникновению некоторых вопросов: – с какого момента нужно исчислять срок задержания; – с какого момента лицо становится задержанным и приобретает статус подозреваемого;

– какие доказательства получены в результате действий, связанных с задержанием (действие – одно, правоотношений – два – административное и уголовно-процессуальное).

1. Административное задержание исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение ОВД, а уголовно-процессуальное задержание будет исчисляться с момента фактического удержания, соответственно в протоколе задержания должно быть указано именно это время, и срок задержания (48 часов) будет отсчитываться с этого момента.

2. Лицо считается задержанным с момента его фактического задержания, что следует из п. 11 ст. 5 УПК РФ, при этом в Законе указано, что фактическое задержание – это момент фактического лишения свободы передвижения лица (п. 15 ст. 5), которое представляет собой захват лица и доставление его в органы дознания или к следователю.

В уголовно-процессуальном понимании правильное определение момента задержания важно в связи с тем, что с момента фактического задержания лицаоно приобретает статус подозреваемого на основании п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК. Наделение лица определенным уголовно-процессуальным статусом связано с предоставлением ему соответствующих прав и возникновением у него обязанностей.

Важность установления правил о фактическом задержании отметил Конституционный Суд РФ – это исключает бесконтрольное, вне установленных сроков, содержание задержанного правоприменительным органом и не лишает задержанное лицо права на обращение к адвокату (защитнику) за юридической помощью с момента фактического задержания или иного реального ограничения его прав, в том числе если лицо после фактического задержания в течение определенного времени доставлялось в орган расследования, что не должно умалять права на защиту(1).

Мы видим, что исчисление срока и наделение статусом (правами) по КоАП и УПК отличаются, в первом случае – он связан с доставлением, во втором – с фактическими действиями; различное исчисление сроков не должно отрицательно сказаться на положении задержанного лица, и если возникли основания признания административного задержания уголовно-процессуальным, то сотрудники правоохранительных органов обязаны учитывать и соблюдать нормы УПК РФ.

(1) Определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. № 1522-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Задорожного Александра Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 92 УПК РФ и пунктом 2 части первой статьи 11 Закона РФ «О милиции» // СПС «Консультант-Плюс».

 (Фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, чаще всего осуществляется в ходе административно-правовой и оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то лицами, т. е. за рамками уголовного судопроизводства(1).)

3. Фактические основания задержания указаны в ст. 91 УПК РФ, в частности, к ним относятся различные факты обнаружения следов преступления (в ходе действий, связанных с административным арестом и личным досмотром).

Так, например, в ходе административного ареста по фактам незаконного оборота наркотических средств часто обнаруживаются следы не правонарушения, а преступления, в этом случае данные, полученные в результате досмотра, становятся поводом для возбуждения уголовного дела (лицо до возбуждения уголовного дела добровольно выдает наркотическое вещество, что оформляется протоколом досмотра в порядке ст. 27.7 КоАП).

В судебной практике в некоторых случаях производимый личный досмотр в ходе административного ареста в порядке ст. 27.7 КоАП РФ (например, в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности) признается судом доказательством, которое отвечает требованиям, предъявляемым УПК РФ (к личному обыску подозреваемого при его задержании).

В этом случае происходит трансформация доказательства – из административного (протокол личного досмотра и полученные предметы) в уголовно-процессуальное (протокол личного обыска, который производится до задержания).

В этой ситуации возникает одна не решенная в законе проблема – личный обыск по УПК РФ не допускается до возбуждения уголовного дела, но на момент административного задержания личного досмотра, в ходе которого и обнаруживаются доказательства причастности лица к совершению преступления (наркотики), уголовное дело не может быть возбуждено, однако ВС РФ признает, что протокол досмотра (надлежаще оформленный) отвечает требованиям, предъявляемым к личному обыску подозреваемого при его задержании(2).

(1) Семенцов В. Задержание подозреваемого в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. – 2010. – № 1. – С. 101.
(2) Кассационное определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2010 г. № 20-О10–26 // СПС «КонсультантПлюс».

Источник: https://dis.ru/library/651/33578/

Административное задержание органами внутренних дел: что нужно знать

Процессуальное оформление административного задержания

Конституция Украины гарантирует: каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена ​​возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника (ч. 4 ст. 29).

Вместе с тем, несмотря на указанную выше Конституционную норму, а также отработанный годами механизм, довольно распространены случаи нарушения гарантированных Основным Законом нашей страны прав и свобод человека и гражданина при административном задержании.

Поэтому обратимся к основным аспектам административного задержания.

Прежде всего, заметим, что нормативно-правовую основу административного задержания органами внутренних дел в настоящее время составляют:

– Кодекс Украины об административных правонарушениях;

– Законы Украины «О милиции» (утратил в силу с 7 ноября 2015 года), «О Национальной полиции» (№ 580-VIII от 2 июля 2015) и «О бесплатной правовой помощи» (№ 3460-VI от 2 июня 2011 )

– Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях в органах внутренних дел Украины (утверждена приказом Министерства внутренних дел Украины от 4 октября 2013 № 950);

– Приказ Министерства внутренних дел Украины «Об организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств» от 28 апреля 2009 года № 181;

– Порядок информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о случаях задержания лиц (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2011 № 1363).

Во-вторых, пошагово раскроем саму процедуру такого задержания.

Так, частью 1 статьи 261 КоАП определено, что административное задержание лица допускается в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

При этом, об административном задержании обязательно составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, производится органами внутренних дел (Национальной полицией), в том числе, при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию полицейского, публичных призывов к невыполнению требований полицейского, нарушение правил о валютных операциях, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при нарушении правил дорожного движения, а также в других случаях определенных действующим законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 262 КУоАП).

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции» полиция в соответствии с возложенными на нее задачами, доставляет в случаях и порядке, определенных законом, задержанных лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления и лиц, совершивших административное правонарушение.

В протоколе об административном задержании обязательно указываются:

– дата и место его составления (число, месяц, год, название населенного пункта)

– должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол (специальное звание, фамилия, имя и отчество)

– сведения о личности задержанного (фамилия, имя и отчество (без сокращений), число, месяц, год рождения, фактическое место жительства);

– время и мотивы задержания (указываются наименование ОВД, куда доставлен лицо, совершившее административное правонарушение, его местонахождение; число, месяц, год, а также время доставки; часть статьи и статья КоАП, которыми предусмотрена административная ответственность лица за совершенное административное правонарушение, а также мотивы задержания, среди которых: прекращение административного правонарушения, другие меры воздействия; составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела).

При составлении протокола об административном задержании должностное лицо, осуществляющее административное задержание, разъясняет лицу, совершившему административное правонарушение, его права, предусмотренные ст 55, 56, 59, 63 Конституции Украины и ст. 268 КУоАП.

В частности, задержанному разъясняются его права такие, как: ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу (ст. 268 КУоАП).

Следует заметить, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст.

14 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи» лица, к которым применено административное задержание, имеют право на правовые услуги, состоящие в: осуществлении представительства их интересов в судах, других государственных органах (в частности, органах внутренних дел), органах местного самоуправления, перед другими лицами; составлении документов процессуального характера.

Об этом в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись и указываются число, месяц, год и время, кого сообщено и каким образом.

При невозможности проинформировать родственников и в случае отказа задержанного предоставить информацию для их сообщение об этом делается соответствующая запись задержанного и должностного лица, составившего протокол об административном задержании, с указанием уважительных причин.

О задержании несовершеннолетнего обязательно сообщают его родителей или лиц, их заменяющих. В протоколе об административном задержании отмечается время, дата сообщения, кого сообщено и каким образом.

По общему правилу административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст. 263 КУоАП).

Согласно действующему законодательству при административном задержании может проводиться личный досмотр, досмотр вещей, а также осуществляться изъятие вещей и документов.

При этом, личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемого и в присутствии двух понятых того же пола.

О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии вещей и документов также составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Важно обратить внимание также на то, что полиция наполняет и поддерживает в актуальном состоянии базы (банки) данных, входящих в единую информационную систему Министерства внутренних дел Украины, в отношении лиц, задержанных по подозрению в совершении административных правонарушений (административное задержание) (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 580-VIII). Во время наполнения баз (банков) данных, в указанном случае, полиция обеспечивает сбор, накопление мультимедийной информации (фото, видео, звукозапись) и биометрических данных (дактилокарткы, образцы ДНК) задержанных лиц.

Итак, возможно получение мультимедийной информации по админзадержанных лица, а также отнятие ее биометрических данных.

В-третьих, по результатам анализа практики применения приведенных правовых норм, обратим внимание на наиболее распространенные нарушения, которые имеют место во время административного задержания, поскольку, как говорят: «Предупрежден, значит вооружен».

Итак, такими нарушениями являются: составление протокола задержания неуполномоченным лицом; отсутствие подписи должностного лица, составившего протокол; отсутствие отметок о задержании; отсутствие подписи задержанного об ознакомлении его с правами; отсутствие отметок о том, кого и когда сообщено о задержании; нарушение сроков уведомления или вообще несообщение об административном задержании лиц, определенных законодательством; отсутствие данных о понятых (в случае личного досмотра).

И напоследок заметим. Когда задержанное лицо освобожден от места его пребывания, в протоколе об административном задержании указываются: дата, время и основания освобождения задержанного; вещи, предметы или документы, которые возвращено ей при увольнении; при наличии замечаний и жалоб на действия сотрудников ОВД делается соответствующая запись с указанием их сути.

Кроме того, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов может быть обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) в отношении органа (должностного лица), который применил эти меры, или в суд.

Обжалование мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не останавливает их выполнения.

Кроме того, лицо, которому применением административного задержания причинен вред, имеет право на его возмещение.

Источник:

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-delovye-novosti-36-administrativnoe-zaderzhanie-organami-vnutrennix-del-chto-nuzhno-znat

Лишение свободы без протокола об административном задержании

Процессуальное оформление административного задержания
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

В этой статье речь пойдет об оформлении административного задержания и значении соответствующего протокола для обеспечения прав лиц, подозреваемых в совершении правонарушений.

Норма ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская конвенция) гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность.

Она требует соблюдения принципа законности, в частности, в случае, если задержание производится для того, чтобы лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, или же когда есть достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение лицом правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) в качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусматривает административное задержание, которое фактически означает лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Так, срок административного задержания не должен превышать трех часов, за исключением некоторых случаев – например, если в качестве одной из мер административного наказания за правонарушение, в котором подозревается гражданин, предусмотрен административный арест (ст. 27.5 КоАП РФ).

Учитывая, что первоначальная редакция КоАП РФ в 2002 г.

насчитывала всего пятнадцать составов правонарушений, совершение которых могло повлечь наказание в виде административного ареста, а сейчас их количество увеличилось примерно в четыре раза, риск быть задержанным на двое суток также возрос.

Вместе с тем ошибочно полагать, что один лишь факт подозрения лица в совершении правонарушения автоматически позволяет полицейским задерживать гражданина и лишать его свободы даже на три часа, а уж тем более на 48 часов – положения национального закона требуют от правоохранительных органов аргументировать необходимость принятия столь радикальной меры, а также пояснить, в чем состоит исключительность конкретного случая по смыслу ст. 27.3 КоАП РФ. Наконец, для защиты прав гражданина полицейские обязаны составить протокол об административном задержании, который включает в себя среди прочего сведения о времени и месте задержания, а также его мотивах.

Иными словами, протокол об административном задержании – главный процессуальный документ, который выступает основным механизмом защиты лица, задержанного в связи с подозрением в совершении административного правонарушения, от произвольного лишения свободы и в некоторой степени от пыток и жестокого обращения. Поэтому значение оформления этой процессуальной бумаги сложно переоценить.

Кроме того, в ст. 3.9 КоАП РФ установлено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста, поэтому неоформление протокола об административном задержании сотрудниками полиции на практике делает невозможным включение периода задержания в срок назначенного судом наказания, если лицо впоследствии все же будет признано виновным.

С похожей ситуацией пришлось разобраться Европейскому Суду по правам человека  в деле «Денисенко (Denisenko) против России» (Постановление от 14 февраля 2017 г. по жалобе № 18322/05).

15 июля 2004 г. около двух часов дня Максим Денисенко был арестован по подозрению в совершении грабежа и доставлен в милицейский участок.

Дальше сценарий развивался по довольно обыденной и уже привычной схеме: по каким-то причинам правоохранители также заподозрили Денисенко в административном правонарушении в виде мелкого хулиганства, что, по их мнению, позволило задержать его для рассмотрения этого правонарушения. По официальной версии, вечером того же дня заявитель был освобожден под обязательство о явке, а 20 июля вернулся в отдел милиции.

Сам же Денисенко сообщил диаметрально противоположную версию – он утверждал, что был задержан и не покидал участок до вечера 20 июля.

В результате Максим Денисенко обратился с жалобой в ЕСПЧ. Он отметил, что Правительство не представило никаких документов, касающихся предполагаемого административного разбирательства в отношении него. Заявитель также утверждал, что Правительство не объяснило, какие исключительные обстоятельства оправдывали применение к нему административного задержания.

ЕСПЧ критически отнесся к позиции Правительства, признав его аргументы  неубедительными.

Европейский Суд обратился к собственной сложившейся практике, в соответствии с которой отсутствие процессуального документа (протокола) о задержании свидетельствует о полном отрицании властями принципиально важных гарантий, содержащихся в ст. 5 Европейской конвенции, и о самом серьезном нарушении этого положения.

Суд повторил, что незарегистрированное задержание, отсутствие сведений о дате, времени и месте задержания, ФИО задержанного, а также причинах этого задержания должно рассматриваться как несовместимое с требованием законности и целью ст. 5 Европейской конвенции, и назвал это дело «еще одним примером подобной практики».

Отклоняя аргументы Правительства о том, что заявитель был лишен свободы всего в течение семи часов, ЕСПЧ указал, что протокол об административном задержании должен был быть составлен не позднее чем через три часа, как того требует в том числе КоАП РФ, однако в материалах дела такой протокол отсутствовал вовсе. 

Европейский Суд подчеркнул, что если бы правоохранительные органы оформили все необходимые процессуальные документы, то у Суда не возникло бы сомнений относительно того, был Денисенко действительно освобожден или помещен под стражу 15 июля 2004 г.

Учитывая изложенное, ЕСПЧ справедливо установил в деле нарушение ст. 5 Европейской конвенции, согласившись с версией событий, изложенных заявителем. Чуть более пяти суток неоформленного административного задержания стоили России 7500 евро, которые власти должны выплатить заявителю в качестве компенсации морального вреда.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/lishenie-svobody-bez-protokola-ob-administrativnom-zaderzhanii/

Путь права
Добавить комментарий