Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.

  • Парные согласные
  • Правописание слов с парной согласной в корне
  • Правописание в третьем классе
  • Примеры

Парные согласные

Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

: в слове свекла где ударение?

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

  • столб (п) — проверочное — столбы
  • мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
  • бород (т)ка — проверочное — борода

Правописание слов с парной согласной в корне

При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается.

Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем.

Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

  • написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
  • проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
  • проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.

Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

: все равно как пишется?

Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

  • в конце слов (например, чиж);
  • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).

Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?

Правописание в третьем классе

В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато.

Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

: значение фразеологизма «тришкин кафтан».

Примеры

Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

  1. Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
  2. Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
  3. Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
  4. Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/pravopisanie-parnyh-soglasnyh-v-korne-slov.html

1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

1.15.1. Звонкие – глухие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

Исключение: свадьба (хотя сватать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).

3. Ударный -ёжк(а) пишется в отглагольных существительных.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармония, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

Ветчина, притча, потчевать, здесь, здоровье, ни зги, сдобный, чувствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

1.15.2. Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • костный (мозг), надкостница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
  • шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
  • сверстник (ср.: верста) — ровесник;
  • явственный, явствовать (ср.: явь, явный) — яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’]), следует усвоить:

  • буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.
  • конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.

Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.

5. Следует различать сочетания чн и шн.

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

  • перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н, на месте корневых к, ц, ч, хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).Скворец – скворечник, лоток – лоточник, очки – очечник, пустяк – пустячный, яйцо – яичница, перец – перечница, свеча – подсвечник.Исключения: двурушник, рушник (хотя рука), раёшник (хотя раёк), городошник (хотя городок);
  • в женских отчествах на -ична.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

  • в словах, образованных от основ на х;Суматоха – суматошный, ухо – наушник.
  • в словах с суффиксом -шн-, образованных от наречий;Сегодня – сегодняшний, зря – зряшный.
  • в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.Кино – киношный, домино – доминошник.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лоточник (торговец с лотком, на лотке) – лотошник (игрок в лото), гречневый (от греча) – гречишный (от гречиха).

 Упражнения к теме «1.15. Правописание согласных»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/641-115_pravopisanie_zvonkih_gluhih_i_neproiznosimyh_soglasnyh.html

Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
ндск (голландский, шотландский, финляндский),
нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
стн (доблестный, захолустный, яростный),
лнц (солнце),
рдц (сердце),
стск (расистский, националистский)

и другие.

При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

Правило!

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму  или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

солнце — солнечный, счастливый — счастье (е = [й’э], перед й);

агентство — агент, постная (пища) — пост, жалостливый — жалость.

Примеры слов с непроизносимыми согласными

При произнесении слов «грустный», «костный», «яростный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т. Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Грустный — грустен, грустить, грусть;

костный — косточка, кость, кости, окостенеть;

яростный —  в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свистнуть (свистеть), агентство (агент), безвестный (весть), вестник (вести), властный (власть), гигантский (гигант), голландский (Голландия), горестный (горести), громоздкий (нагромоздил), дилетантский (дилетанты), доблестный (доблесть), звёздный (звезда), захолустный (захолустье), здравствовать (здравие), корыстный (корысть), костный (кость), местный (место), ненавистный (ненависть), ненастный (ненастье), неизвестность (известие), областной (область), окрестность (окрест), пастбище (пасти), поздно (опоздал), праздность (празден), прелестный (прелесть), пристрастный (пристрастие), радостный (радость), свистнуть (свистеть), сердце (сердечко), счастливый (счастье), тростник (тростинка), хлестнуть (хлестать), хрустнул (хрустеть), целостный (целость), явственный (наяву), яростный (ярость).

Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т:

безгласный, вкусный, гнусный, живописный, интриганский, искусный, искусница, интересный, живописный, небесный, косный (отсталый), кудесник, опасный, словесный, словесность, ужасный, ровесник, чудесный.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опасный — опасен, искусный — искусен, интересный – интересен, ужасный — ужасен, вкусный — вкусен;

словесный — словеса, чудесный — чудеса, небесный — небеса, живописный – живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе  формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо — чудеса — чудесный;небо — небеса — небесный;

слово — словеса — словесный, словесность, словесник.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

блеснуть (но блестеть, блёстки), плеснуть (но плеск), лестница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

Нужно различать написание похожих по буквам, но разных по смыслу слов:

ровесник (ровный по вёснам) — сверстник (одинаковый по возрасту);

шествовать (шествие) — шефствовать (шефы);

яства (старославянское ясти — есть) — явственный (явь, явиться, явление);

наперсник (старославянское  перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);

косный (отсталый, реакционный) — костный бульон (кости).

Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

Пример карточки из 10 слов

доблес…ный –

трос…ник – 

свис…нуть – 

небес…ный – 

искус…ный – 

ненас…ный –

влас…ный – 

поз…но – 

лес…ница –

ужас…ный –

:  5 / 5

Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/935-neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-pravilo-primery-slov.html

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными. урок. Русский язык 3 Класс

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с'н'] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.             Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник – весть

грустный – грусть

В этих словах ясно слышится звук [т'] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами. вестник – известие

грустный – грустит

В этих словах ясно слышится звук [т'], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами (см. Рис. 1).

Рис. 1. Образец

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

согласный звук ясно слышится на конце слова;

согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с'н']ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с'н'].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

Рис. 2. Образец

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з'н']ий, пра[з'н']ик, прока[з'н']ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.

На месте звуков [зн], [з'н'] могут быть буквы зн, здн.

[00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?]

Рис. 3. Образец

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

(см. Рис. 4).

Рис.4. Образец

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

Рис. 5. Образец

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

[00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

Рис. 6. Солнце и сердце

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

солнышко, (какой?) солнечный – солнце

сердечко, (какой?) сердечный – сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

[сн], [с'н'], [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

властный – (что?) власть

радостный – (что?) радость

несчастный – (что?) несчастье

прелестный – (что?) прелесть

ненастный – (что?) ненастье

бескорыстный – (что?) корысть

доблестный – (что?) доблесть

честный – (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.  (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный – (каков?) вкусен

гласный – (что?) глас

интересный – (каков?) интересен

безопасный – (каков?) безопасен

небесный – (что?) небеса

чудесный – (что?) чудеса

прекрасный – (каков?) прекрасен

ужасный – (каков?) ужасен

напрасный – (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л'эс'н'ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м'эсный'] – местный 6 звуков, 7 букв [св'эрсн'ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место.

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

    Необычная операция.

    Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

    Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

    В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

  2. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

    Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …

  3. Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

    1. Л.стопа., л.стопа.,

    Утопает в листьях са.,

    Листья гру[   ]о ш.лестят. (А. Барто)

    2. День с утра ст.ял нена[   ]ый, Лужи серые везде.

    Так и быть, зв.рёк несча[   ]ый, Пом.гу твоей беде!

    (Е. Благинина)

    3. Вместе с Юрой на разве.ку

    Мы приходим в этот двор.

    Красят ле[   ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.

    (А. Барто)

    4. Нар.дилась и рябинка

    В белый пра[   ]ичный наряд. (Е. Трутнева)

    5. К.тята за к.пустой

    Х.дили в ог.род.

    Там у к.пу[   ]ых грядок

    Им повстр.чался крот.

    (И. Токмакова)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi

Непроизносимые согласные в корне слова

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Непроизносимые соглас­ные — это зву­ки, кото­рые не про­из­но­сят­ся в скоп­ле­нии соглас­ных в сло­ве.

Что такое непроизносимые согласные?

В рус­ском язы­ке при про­из­но­ше­нии неко­то­рых слов в их корне зву­чат не все соглас­ные.

В ряде лек­сем меж­ду глас­ны­ми суще­ству­ют труд­но­про­из­но­си­мые скоп­ле­ния соглас­ных зву­ков:

  • вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
  • здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
  • ндск (гол­ландский, шот­ландский, фин­ляндский),
  • нтск (гигантский, дипло­мантский, диле­тантский),
  • стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
  • стн (доб­лестный, захо­лустный, яростный),
  • лнц (солнце),
  • рдц (сердце),
  • стск (расистский, наци­о­на­листский)

и дру­гие.

При про­из­не­се­нии таких слов выпа­да­ют соглас­ные зву­ки «в», «д», «т», «л».

Их назы­ва­ют непро­из­но­си­мы­ми.

Но в пись­мен­ной речи дан­ные соглас­ные обо­зна­чать необ­хо­ди­мо.

Как проверить непроизносимый согласный в слове?

В таких слу­ча­ях напи­са­ние сло­ва с непро­из­но­си­мым соглас­ным тре­бу­ет про­вер­ки, так как, невзи­рая на про­из­но­ше­ние, в корне сле­ду­ет напи­сать необ­хо­ди­мую бук­ву, сохра­няя целост­ность мор­фе­мы. С этой целью вос­поль­зу­ем­ся дву­мя спо­со­ба­ми, что­бы убе­дить­ся, есть ли непро­из­но­си­мый соглас­ный в сло­ве.

Для соглас­но­го зву­ка, если после него нахо­дит­ся глас­ный, эта пози­ция в сло­ве явля­ет­ся силь­ной, то есть тогда про­ве­ря­е­мый соглас­ный слы­шит­ся ясно и отчет­ли­во.

Позиция непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го ста­но­вит­ся силь­ной так­же в кон­це сло­ва и в слу­ча­ях, если за ним сле­ду­ет непар­ный сонор­ный звук (л, м, н, р, й):

При про­из­не­се­нии слов «груст­ный», «кост­ный», «ярост­ный» в скоп­ле­нии соглас­ных зву­ков «стн» про­па­да­ет звук «т». Чтобы пра­виль­но их напи­сать, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом, изло­жен­ным выше:

  • груст­ный — гру­стен, гру­стить, грусть;
  • кост­ный — косточ­ка, кость, кости, око­сте­неть;
  • ярост­ный —  в яро­сти, ярость.

Слова, в которых нет непроизносимых согласных

Следует учи­ты­вать, что в ряде слов в соче­та­нии соглас­ных «сн» нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка. Не сле­ду­ет писать соглас­ный «т» в сле­ду­ю­щих лек­се­мах:

без­глас­ный, вкус­ный, гнус­ный, интри­ган­ский, искус­ный, искус­ни­ца, инте­рес­ный, живо­пис­ный, небес­ный, кос­ный (в зна­че­нии «отста­лый»), кудес­ник, опас­ный, сло­вес­ный, сло­вес­ность, ужас­ный, ровес­ник, чудес­ный.

Чтобы убе­дить­ся в отсут­ствии непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка в при­ве­ден­ных сло­вах, посту­па­ем точ­но так­же: изме­ня­ем их фор­му или ищем одно­ко­рен­ное про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром в сомни­тель­ном месте появит­ся глас­ный звук.

  • Опасный — опа­сен;
  • искусный — иску­сен;
  • ужасный — ужа­сен;
  • вкусный — вку­сен;
  • сло­весный — сло­ве­са;
  • чудесный — чуде­са;
  • небесный — небе­са.

Прилагательные «чудес­ный», «небес­ный», «сло­вес­ный» име­ют в сво­ем соста­ве фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ес-, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­ны фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла и кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных «чудо», «небо», «сло­во».

  • Чудо — чудеса — чудесный;
  • небо — небеса — небесный;
  • сло­во — словеса — словесный, словесность, словесник.

Не сле­ду­ет встав­лять лиш­ний соглас­ный в соче­та­ния «ств» в сле­ду­ю­щих сло­вах:

  • участвовать
  • чествовать
  • шествовать
  • яства.

Следует запом­нить напи­са­ние вот этих слов:

Различаем так­же напи­са­ние сле­ду­ю­щих слов:

  • ровес­ник (ров­ный по вёс­нам) — сверстник (оди­на­ко­вый по воз­рас­ту);
  • шество­вать (шествие) — шефство­вать (шефы);
  • яст­ва (ста­ро­сла­вян­ское ясти — есть) — явствен­ный (явь, явить­ся, явле­ние);
  • наперс­ник (ста­ро­сла­вян­ское  пер­си — грудь) — напёр­сток (перст — палец);
  • кос­ный (отста­лый, реак­ци­он­ный) — костный бульон (кости).

Существительное «сверст­ник» вос­хо­дит к обще­сла­вян­ско­му сло­ву «верста», кото­рое слу­жи­ло мерой не толь­ко дли­ны, но и воз­рас­та. Знание это­го помо­жет напи­сать бук­ву «т» в сло­ве «сверстник».

урок «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

Средняя оценка: 4.5.Проало: 8

Источник: https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/neproiznosimyie-soglasnyie.html

Проверка парных согласных звуков в корне слова. урок. Русский язык 2 Класс

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Рис. 1. Парные согласные (Источник)

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слышим звук С – пишем букву З.

Рис. 2. Поезд (Источник)Рис. 3. Таз (Источник)

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.

Рис. 4. Лодка (Источник)Рис. 5. Ложка (Источник)

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Рассмотрим примеры.

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.

Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Травка – трава, травушка, травинка – корень трав. Вставили букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – корень дуб. Вставили букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – корень мороз. Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Проверочные слова:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Корень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Корень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Корень голубь.

Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег.

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк.

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Kuznetzova.siteedit.ru (Источник). 
  2. School.xvatit.com (Источник).  
  3. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник) 

  • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.
Рис. 8. Ребус 1 (Источник)Рис. 9. Ребус. 2 (Источник)

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/pismo-orfografiya/proverka-parnyh-soglasnyh-zvukov-v-korne-slova

ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание непроизносимых согласных

Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ.

Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится.

Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

Упражнение

1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно чес_ный. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча_ствует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас сер_це леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужас_ное для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

5. Он хотел только того, что получали его сверс_ники. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически ровес_ник века – в Аргентине.

7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праз_ником. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихвас_нуть силой. Разгружают рожь — отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое — под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрас_ную бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали — его арестовали тут же, ночь он провел в ихней арес_ной землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около крас_ных девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

12. У бога есть длинная лес_ница от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

13. Усталое со_нце уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За звез_ный кров над головой. (Г. Иванов)

15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрас_ный, И в этой глупости несчас_ной У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

16. Но вот почу_ствовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра_ствуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня пос_ное. С волчатиной в последнее время туговато». ( А. Чудаков)

19. Увы, закон земной свершая, В безвес_ный мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекрас_ный климат. (А. Чудаков)

21. Соглядатай праз_ный, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

22. Четыре деревни одна за другой однообраз_но вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжалос_но отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекрас_ная. (А. и Б. Стругацкие)

25. И вдруг снова, гораздо уже я_ственней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство … (В. Быков)

26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, кос_ный, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает кос_ный материал. (Ю. Домбровский)

28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль блес_нуть… ( М. Ю. Лермонтов)

29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на пас_бище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)

Источник: http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_71

Путь права
Добавить комментарий