Списание долгов по электроэнергии

Как списать долг за коммунальные услуги по сроку исковой давности?

Списание долгов по электроэнергии

Что представляет собой исковая давность? Период времени, которое дается человеку на защиту своих прав и свобод.

При этом, срок исковой давности по коммунальным платежам, как показывает судебная практика, представляет собой возможность управляющей компании подать исковое заявление на недобросовестного собственника. Обязанность платить за свет, водоснабжение, отопление и т.д.

лежит на каждом владельце жилой площади в многоквартирном доме. Делать это необходимо каждый месяц. За не оплату коммунальных услуг организация – поставщик имеет право применить штрафные санкции и/или временно ограничить поставку этих услуг.

Если данные действия не дадут нужного результата и владелец жилья так и не погасит свои обязательства перед коммунальщиками, дело будет передано в суд. При условии что не пропущен срок на подачу иска.

О применении срока исковой давности ходатайство подает виновник ситуации, так как это в его интересах. Лучше, конечно, оплатить все задолженности, не доводя дело до суда. Так как тогда еще придется возмещать государственную пошлину и судебные издержки.

Оплаченный своевременно долг поможет избежать дополнительных расходов.

А как же быть, если денежных средств нет и платить все же нечем? Неужели злостного неплательщика могут выселить из квартиры? А куда девать детей и могут ли отключить свет за неуплату? В данной статье рассмотрим порядок взыскания коммунальных долгов, в том числе и с учетом исковой давности.

Хотелось бы отметить, что информация в статье предоставляется в общих чертах в соответствии с изменениями законодательства на 2019 год.

В частных случаях можно получить информацию у консультантов сайта.

Юристы работают в онлайн режиме на безвозмездной основе.

Общие сведения о задолженности собственников

Как уже было сказано выше, оплата коммунальных платежей должна производиться регулярно и точно в срок. Между собственником и поставщиком услуг предусмотрены договорные отношения, которые регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Не перечисление денежных средств по выставленным счетам – это нарушение положений заключенного договора.

с каждым месяцем задолженность увеличивается (в том числе и за счет начисления штрафных санкций – пени). Нельзя просто взять и отвернуться от поставщиков электроэнергии, воды, тепла и от компаний, занимающихся уборкой бытовых отходов. Если человек попал в трудную жизненную ситуацию можно попытаться договориться с УК, ЖКХ, ТСЖ и т.п.

В подобных случаях может применяться реструктуризация задолженностей (разбивка всей суммы на несколько частей и увеличение времени, отведенного на полное погашение задолженности). Или оформление субсидий, направленных смягчить долговое бремя человека. В любом случае, нельзя игнорировать требования о погашении просроченных платежей молча и скрываться от коммунальщиков.

В таких случаях они вправе отключить:

Помимо всего прочего, коммунальщики могут потребовать оплаты штрафа и/или неустойки. В самых запущенных случаях, собственника могут просто лишить прав на проживание в своей квартире. Но только по судебному решению и при определенных условиях.

О сроках и периодах

Работа управляющих компаний и жилищно-коммунальных хозяйств в нашей стране чаще всего оставляет желать лучшего. Хотя долги в последнее время стали взыскивать с завидной регулярностью. Чаще всего в суд взыскатели идут по прошествии полу года с момента образования первой задолженности.

При этом ответчика должны ежемесячно извещать о том, что у него есть долг и он обязан его погасить. Но бывает и так, что суммы копятся годами, до того момента как за собственника берутся всерьез. Определенного срока для передачи дела о неуплате по лицевым счетам законодательство РФ не устанавливает.

Срок в шесть месяцев – это результат многочисленной судебной практики по подобным делам. Далее встает вопрос, а за какой период времени УК может потребовать оплату?

Например, плательщик игнорировал требования об оплате пять лет. Он должен будет рассчитаться за весь срок или погасить частично? И тут мы переходим к основному вопросу разговора – к исковой давности. По гражданскому кодексу есть общий и специальный срок, отведенный на восстановление нарушенных прав.

Конфликты с коммунальными службами относятся к общему сроку исковой давности, который составляет три года.

Соответственно, даже если вы не платили по счетам тридцать лет, взыскать с вас через суд могут лишь оплату за срок, равный трем годам. Но ответчик должен самостоятельно подготовить ходатайство с просьбой отказать в полном удовлетворении требований истца по причине пропуска им исковой давности.

Подобное заявление пишется в свободной форме и должно приобщаться к протоколу судебного разбирательства. Если ходатайство не будет своевременно передано судье, придется платить за все годы «халявы». Наши юристы помогут бесплатно составить подобное заявление с учетом последних изменений в законодательстве.

Необходимо только оставить заявку через форму обратной связи.

Судебная практика

Отсчитывать начало течения исковой давности следует с дня последнего взноса в пользу поставщиков услуг. При этом каждый новый платеж будет считаться новой «отправной точкой». Каждый подписанный в организации документ (например, акт сверки показаний и/или суммы долга) также обнуляет прошедшее время, и срок исковой давности начинает течь заново.

Итак, чего нельзя делать:

  • признать свой долг перед коммунальщиками в официальном порядке;
  • подписывать любые документы от них;
  • вносить частичную оплату, в том числе и с привлечением третьих лиц.

Если вы решили написать обращение к суду с требованием применить сроки исковой давности, к нему следует приложить определенные бумаги:

  • подтверждение того, что государственная пошлина была оплачена в полном объеме;
  • ежемесячные квитанции за период тридцать шесть месяцев (отсутствие хоть одной квитанции и вам откажут в принятии иска, тогда придется платить по всем требованиям истца);
  • расчеты за коммунальные платежи, сделанные собственноручно, если ваше мнение по задолженности расходится с мнением УК;
  • документы, подтверждающие отсутствие денежных средств у ответчика и/или необходимость тратить имеющиеся деньги в другом направлении (например, на содержание ребенка, больного родственника и т.п.).

Пригодятся любые сведения, подтверждающие ваше положение, которые могут помочь смягчить суд. А лучше всего постараться не допускать просрочек перед коммунальными службами, ведь недвижимость в жизни человека имеет первостепенное значение. Необходимо отметить еще один нюанс. Разберем на примере.

Допустим, судебное решение было выдано в 2010 году о том, что должник обязан выплатить энную сумму в пользу поставщика коммунальных услуг. При этом производство должно будет закончиться в 2014 году. В этом случае нельзя говорить о сроках исковой давности. Даже если у должника нечего взыскивать в данный момент.

Исполнительное производство будет возобновлено в тот момент, когда у ответчика появятся средства к погашению задолженности.

Есть ли возможность избавиться от долгов полностью?

Долг по отношению к потребителю – это использование определенных благ без оплаты за них. Долг по отношению к поставщику – это предоставление услуг/товаров, за которые он не получил оплату. Любой долг для предприятия – это проблема.

Ведь ресурсы были использованы недобросовестным собственником, деньги сотрудникам за работу выполнены и т.п. Но, как говорит российское законодательство, не все задолженности подлежат обязательному взысканию.

Аннулирование всех долгов происходит в следующих случаях:

  • истечение сроков, отведенных на взыскание данного долга;
  • предприятие, которое выступает в качестве должника, обанкротилось и больше не существует;
  • ответчик – физическое лицо умер;
  • по определенным причинам судебные приставы не могут взыскать сумму задолженности с ответчика.

В иных случаях по своим обязательствам должник должен будет отвечать в полном объеме.

Если вы не согласны с решением суда первой инстанции (отказали в принятии заявления о применении сроков исковой данности) можно обжаловать его в апелляционном порядке. По всем возникающим вопросам обращайтесь к консультантам сайта.

У нас работают квалифицированные специалисты, которые своевременно отслеживают изменения в российском законодательстве и тщательно изучают судебную практику по аналогичным делам.

Об авторе

Источник: https://sud.guru/zhkh/sudebnaja-praktika-iskovoj-davnosti-po-kommunalnym-platezham.html

Понять-простить: как Кабмин готов закрыть долги на рынке электроэнергии

Списание долгов по электроэнергии

Кабинет министров Украины одобрил законопроект об урегулировании долгов на рынке электроэнергии, но с трехдневной доработкой Министерства финансов и Министерства энергетики и угольной промышленности. Такое решение министры приняли на заседании правительства.

По словам министра энергоуглепрома Игоря Насалика, без решения проблемы долгов ГП “Энергорынок”, оптового покупателя и продавца электроэнергии (э/э) в Украине, не сможет в 2019 году запуститься новый рынок э/э. По данным Минэнерго, долги перед “Энергорынком” в 2018 году составили 28,1 млрд грн, а долги самого “Энергорынка” составили 29,8 млрд грн.

Как росли долги “Энергорынка” читайте в статье: Кредитный цикл “Энергорынка”

Все самое важное в Telegram

Значительную часть долгов перед “Энергорынком” накопили поставщики электроэнергии в отдельных районах Луганской и Донецкой областей (ОРДЛО). Свою лепту внесли и государственные шахты, которые годами не платят за электричество.

О чем речь в законопроекте

Минэнергоуглепром предлагает два источника погашения всех долгов — госбюджет и клиенты облэнерго.

Альтернатива — списание и взаимозачет.

По мнению Минэнергоуглепрома, государство должно погасить или списать долги государственных шахт и “Региональных электрических сетей” (государственный поставщик электроэнергии для шахт) перед “Энергорынком”, и с другой стороны — “Энергорынка” перед оператором АЭС “Энергоатомом”, крупнейшим производителем э/э в Украине. Единственные, кто должен погасить долги, условно “за свои” — частные облэнерго. Правда, им для погашения долгов должны установить специальную надбавку в тариф на 5 лет.

Как именно предлагается заплатить долги ОРДЛО за свет

Проект уже дважды обсуждался на правительственном комитете — Минфин критиковал идею оплатить долги ОРДЛО за счет госбюджета.

Протокол с заседания правительственного комитета

Как стало понятно на заседании правительства, текст законопроекта так и не исправили, и ведомства по-прежнему должны согласовать позиции по долгам ОРДЛО и госбюджету.

На доработку проекта дано три дня.

“О чем мы на самом деле договорились: мы убираем все требования о погашении долгов за счет госбюджета. Во время признания задолженности нужно будет учесть ранее погашенную задолженность”, — уточнил на заседании министр финансов Александр Данилюк.

По его словам, исправить нужно вторую, третью и четвертую статьи.

Против чего выступает Минфин

Согласно тексту законопроекта, которым располагает Delo.UA, все эти статьи касаются погашения долгов за счет госбюджета.

В частности,статья втораяуказывает, что “Энергорынок” должен погашать свои долги перед производителями электроэнергии за счет госбюджета.

Статья третья посвящена погашению долгов ОРДЛО и госшахт за электроэнергию: Минэнергоуглепром предлагает погасить долги перед поставщиками электроэнергии за счет госбюджета.

Статья четвертая предлагает два варианта погашения долгов госпредприятиями (шахты, ГП “Региональные электрические сети”) — погасить за счет госбюджета или списать. Тут же говорится и о возможном погашении/списании долгов “Энергорынка” перед “Энергоатомом”.

По словам Насалика, минэнергоуглепром полностью согласно с предложениями Минфина и просит три дня на доработку.

За чей же счет погасят долги ОРДЛО перед “Энергорынком” — неясно.

Какие долги предлагает простить Минэнергоуглепром

Крупнейшим участником рынка э/э, которому задолжал “Энергорынок”, является “Энергоатом”. Из 16,53 млрд грн, которые госпредприятие должно производителям и оператору энергосистемы, — 12,85 млрд грн — долг перед “Энергоатомом”.

Тогда как долг перед частными и государственными генерирующими компаниями ТЭС составляет чуть больше 2,6 млрд грн.

Государственные шахты посвятили последние годы именно наращиванию долгов за электроэнергию. Например, уровень оплаты госшахтами счетов за э/э за 9 месяцев 2017 года составил 3,9%. По состоянию на начало октября 2017 года госшахты были должны за электроэнергию 11,08 млрд грн.

Благодаря этому поставщик электроэнергии для шахт “Региональные электрические сети” — в лидерах по нерасчетам за э/э с “Энергорынком”. В 2016 году предприятие оплатило только 34,8% полученной электроэнергии, в 2017 — 40,4%, за два месяца 2018 — 42,6%. Хуже ситуация только у “ДТЭК ПЭС Энергоуголь”, которое работает в ОРДЛО: в 2016 году — 22%, в 2017 — 4,6%, за два месяца 2018 — 19,2%.

Но вместо того чтобы разобраться с долгами подведомственных предприятий (например, госшахт), Минэнергоуглепром предлагает всем простить и забыть миллиарды поставленной электроэнергии.

Источник: https://delo.ua/business/kabmin-pridumal-kak-pogasit-dolgi-na-rynke-elektroenergii-krom-340726/

Энергетическая задолженность: списание (без)ответственности

Списание долгов по электроэнергии

12 мая Верховная Рада Украины приняла и передала на подпись президенту законы №8351 «Некоторые вопросы списания задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию» и №8352 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно вопросов налогообложения природного газа и электрической энергии)».

Озвученная в СМИ цифра предполагаемого списания с предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Украины задолженности в размере 24 млрд. грн. хоть и впечатляющая, однако неточная.

Указанная сумма включает лишь списываемую задолженность предприятий ТЭК перед государственным бюджетом.

Кроме нее, предполагается также списать задолженность между самими предприятиями ТЭК в объеме свыше 27,8 млрд. грн.

Таким образом, общая сумма всей списываемой с предприятий ТЭК задолженности составляет около 52 млрд. грн. (!).

Но при этом структура такой задолженности, периоды ее возникновения и тому подобное указываются лишь в объяснительных записках, в обобщенном виде, без предметной детализации. В текстах самих законов об этом речь не идет.

Это означает, что с учетом украинских реалий оценить настоящие масштабы списания задолженности в ТЭК можно будет лишь постфактум, да и то при условии, что данную информацию не утаят от общественности.

Не меньше впечатляет принятие украинским парламентом решения о масштабном списании задолженности в ТЭК по сокращенной (!) процедуре: обсуждение соответствующего законопроекта №8351 продолжалось лишь около 15 минут (!), а законопроект №8352 обсуждали еще меньше — 10 минут (!). Ну а вывод авторов указанных законопроектов о том, что они не содержат правила и процедуры, которые могут нести риски совершения коррупционных правонарушений, просто умиляет!

В целом 52 млрд. грн. за 25 минут — такими ударными темпами работает украинский парламент ради, как сказано в объяснительных записках к принятым законам, «снижения социального напряжения» в стране!

Параметры списания

Реализация закона №8351 в случае вступления его в силу (для этого принятый парламентом закон еще должен быть подписан президентом Украины и обнародован) в наибольшей степени затронет газовый сегмент украинской энергетики, ведь общая сумма списываемой задолженности за потребленный природный газ составляет 24,6 млрд. грн. по сравнению с 3,2 млрд. грн. за потребленную электроэнергию.

Поэтому для лучшего понимания этого закона следует учесть специфику функционирования газового рынка Украины: НАК «Нафтогаз Украины» импортирует в страну природный газ и продает его своей дочерней компании «Газ Украины», которая, в свою очередь, реализует природный газ облгазам.

Последние поставляют его непосредственно населению (по регулируемому тарифу, то есть по цене, определяемой государством) и промышленным предприятиям (по нерегулируемым тарифам, то есть по свободным, договорным ценам).

В подавляющем большинстве облгазы находятся в частной собственности, а «Нафтогаз» и «Газ Украины» принадлежат государству.

Последствием реализации указанного закона будет списание задолженности (в том числе пени, штрафных и финансовых санкций) теплокоммунэнерго и облгазов перед ДК «Газ Украины» за потребленный природный газ, не оплаченный по состоянию на 1 января 2010 года.

В свою очередь, на сумму задолженности, списанной «Газом Украины» с облгазов, уменьшится задолженность самого «Газа Украины» перед «Нафтогазом». Иными словами, в газовой сфере пройдет списание задолженности преимущественно частных структур перед государственным сегментом экономики: с облгазов будет списано около 7,4 млрд. грн. их задолженности.

Аналогичная ситуация и в сфере электроэнергетики: в основном с частных облэнерго предполагается списать свыше 1 млрд. грн. задолженностей.

Законом №8351 не предусмотрена процедура списания многомиллиардной задолженности. Он лишь устанавливает, что конкретный порядок должен быть определен Кабинетом министров Украины.

И хотя на разработку соответствующего документа украинскому правительству дается один месяц, работу в этом направлении активно начали еще даже до вступления закона в силу — редчайший и впечатляющий пример работы на опережение со стороны исполнительной ветви власти (!).

Параллельно закон №8352 вносит изменения в Налоговый кодекс Украины, согласно которым, во-первых, операции по списанию задолженности в ТЭК выводятся из-под обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль предприятий и, во-вторых, списывается налоговый долг «Нафтогаза» и его дочерних предприятий, а также частных облгазов и облэнерго перед государственным бюджетом Украины по состоянию на 1 января 2011 года (в том числе налоговый долг, возникший в связи с нарушением налогового, валютного и таможенного законодательства).

Отдельные нюансы списания

Во-первых, нельзя не обратить внимание на то, что предусмотренное законом №8352 погашение задолженности не распространяется на всю цепочку «снабжение—потребление» природного газа: от выплаты задолженности за потребленный газ не освобождается ни население (являющееся конечным потребителем природного газа), ни собственно сам «Нафтогаз» (закупающий импортируемый газ у российского «Газпрома»).

Принятым законом предусмотрено, что средства, которые облгазы получат от населения в счет списанной задолженности, должны быть зачислены на их отдельные текущие счета и использованы исключительно для выполнения инвестиционных программ.

О каких программах идет речь, как они должны утверждаться, кто контролирует их выполнение и какая ответственность наступает за нецелевое использование полученных от населения средств — на эти вопросы закон №8351 ответа не дает.

Следовательно, существует достаточно реальная перспектива того, что собранные с населения средства просто «растают» в облгазовской бездне.

Если же говорить о «Нафтогазе», то он находится — судя по его корпоративной перспективе — в сравнительно лучшей ситуации, чем население, поскольку для него предусмотрены другие, хотя и несимметричные «компенсаторы»: компании списывается ее задолженность перед государственным бюджетом Украины.

Подчеркнем — в том числе и задолженность (рассроченные налоговые обязательства и налоговый долг, начисленный в связи с нарушением таможенного законодательства), возникшая вследствие возврата
12,1 млрд. кубометров газа в пользу швейцарской компании «РосУкрЭнерго».

Вместе с тем безусловно, что в более широкой перспективе предложенный подход приведет к уменьшению поступлений в бюджет страны, а следовательно, и к уменьшению расходов на социальные программы.

Иными словами, реализация закона №8351 в газовой сфере позволит в основном частным облгазам получить двойную выгоду (как от списания их задолженности перед «Газом Украины», так и от продолжения получения от конечных потребителей платежей на погашение списанной задолженности). При этом финансово-экономическое положение государственных «Нафтогаза» и «Газа Украины» существенно не изменится. И все это происходит за счет украинского населения, в том числе за счет уменьшения поступлений в госбюджет.

Кроме того, при принятии этого закона проигнорирована ст. 25 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которой органам государственной власти, регулирующим отношения в сфере хозяйствования, запрещается принимать акты или совершать действия, определяющие или ставящие в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования или иным образом нарушающие правила конкуренции.

Во-вторых, важно отметить, что проанному депутатами и направленному на подпись президенту закону №8351 предшествовал аналогичный законопроект №8284, зарегистрированный в марте этого года (оба законопроекта подавали одни и те же субъекты законодательной инициативы из фракции Партии регионов).

При этом в начальном законопроекте №8284 предусматривалось списать задолженность в ТЭК, образовавшуюся по состоянию на 31 декабря 2007 года. То есть планировалось списать непогашенную безнадежную задолженность с фактически нулевыми шансами на ее взыскание в принудительном порядке.

Такой подход — списание безнадежной задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, — выглядел намного более логичным и обоснованным, чем предусмотренное принятым законом №8351 тотальное списание с юридических лиц в том числе реальной задолженности за потребленные энергоносители, которая образовалась по состоянию на 1 января 2010 года и могла бы быть взыскана в принудительном порядке. Авторы последнего закона избегают упоминания в объяснительной записке от 19 апреля 2011-го о тех причинах, по которым в течение короткого времени (с 23 марта по 19 апреля с.г.) концепция законопроекта была изменена, и списание дополнительно распространили на задолженность, возникшую в период с декабря 1997-го по январь 2010-го.

Списание безответственности

В объяснительной записке к законопроекту №8351 сказано, что он «разработан с целью решения проблемы долгов, накопившихся между предприятиями топливно-энергетического комплекса, и улучшения финансово-экономического состояния в топливно-энергетическом секторе экономики».

Примечательно, что эту же цель преследует Закон Украины «О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» (закон №2711), действующий с июля 2005 года.

Однако для достижения указанной цели закон от 2005 года устанавливает иные механизмы, а именно: взаиморасчеты, частичную оплату, реструктуризацию задолженности между предприятиями ТЭК.

Он предусматривает также списание задолженности, но преимущественно той, по которой истек срок исковой давности или которая возникла вследствие отсутствия соответствующего финансирования для оплаты энергоносителей из государственного и местных бюджетов минувших лет.

Наконец, закон №2711 предоставляет весомые преференции предприятиям ТЭК, принимающим участие в предусмотренных этим законом механизмах погашения задолженности: введен мораторий на принудительное взыскание любой (!) задолженности с таких предприятий (Европейский суд по правам человека эту преференцию признал не отвечающей принципу верховенства права). Почему же при всем этом в течение почти шести лет действия указанного закона ситуация с задолженностью в ТЭК не улучшилась? И почему все заканчивается банальным и масштабным списанием задолженности в десятки миллиардов гривен, которую на протяжении последних шести лет должны были бы реструктуризировать и погасить, согласно закону №2711?

С другой стороны, существуют веские основания считать, что накопление задолженности в ТЭК (которую пока предлагается списать с помощью закона №8351) возникло не из-за, как утверждается, неэффективной тарифной политики государства и низкого уровня расчетов со стороны потребителей энергоносителей, а в основном из-за злоупотребления со стороны предприятий ТЭК законом №2711 (который использовался этими предприятиями не для настоящей реструктуризации и погашения их взаимной задолженности, а как щит с целью избежать оплаты полученного газа с учетом установленного этим законом моратория на принудительное взыскание задолженности с предприятий ТЭК). Это подтверждается, в частности, тем, что сумма задолженности, замороженная на основании действия закона №2711, достигла по состоянию на январь 2011 года 13,4 млрд. грн. со стойкой тенденцией к ее увеличению (!). Примечательно, что названная сумма практически совпадает с величиной списываемой законом №8351 задолженности теплокоммунэнерго, облгазов и облэнерго перед государственными «Нафтогазом» и Энергорынком (13,3 млрд. грн.).

С учетом сказанного можно обоснованно предположить, что именно пассивная позиция причастных органов государственной власти (прежде всего Минэнергоугольпрома, не обеспечившего эффективную имплементацию закона №2711, и Верховной Рады, которая без детального анализа и расчетов ежегодно продлевала действие моратория на взыскание задолженности согласно этому закону) стимулировала злоупотребления законом от 2005 года и привела к накоплению в ТЭК огромной задолженности, от которой сейчас пытаются избавиться, банально ее списав.

Возможная причина списания

Рискнем предположить, что настоящие причины, побудившие срочно принять закон №8351, обусловлены скорее внешними факторами, чем внутренней ситуацией в ТЭК.

Как отмечено выше, введение законом №2711 моратория на принудительное взыскание задолженности с предприятий ТЭК было признано незаконным со стороны Европейского суда по правам человека в его «пилотном» решении от 15 октября 2009 года в деле «Юрий Николаевич Иванов против Украины». Европейский суд дал Украине срок до 15 июля 2011 года для «введения эффективного средства юридической защиты» с тем, чтобы нивелировать негативное влияние этого моратория на права юридических и физических лиц в Украине. С этой целью еще 28 января этого года президент Украины поручил правительству подать в парламент законопроект о завершении до 1 июля 2011 года процедуры погашения задолженности согласно закону №2711 (что, по идее, должно привести к прекращению действия моратория на взыскание задолженности).

Однако информации о выполнении этого поручения нет, несмотря на то, что срок его исполнения истек три месяца назад, а личная ответственность за выполнение поручения была возложена на премьер-министра Украины. Должна была быть очень веская причина для такого игнорирования президентского поручения.

И, вероятно, причина состояла в поиске ответа на вопрос, что же делать с задолженностью в ТЭК (включая многомиллиардную задолженность облгазов и облэнерго), от выплаты которой освобождал мораторий согласно закону №2711.

Судя по всему, закон №8351 и стал «простым» ответом на этот вопрос — предложено списать соответствующую задолженность фактически за счет украинского населения.

Власти осталась лишь «мелочь»: объяснить, каким же образом законы №8351 и №8352 приведут к достижению декларируемой цели — «снижению социального напряжения, возникшего из-за неэффективного регулирования деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, предприятий газо- и электроснабжения».

Но для этого придется сделать несколько «открытий» на темы, может ли уменьшить социальное напряжение законодательный акт, являющийся социально несправедливым по своей сущности, и может ли преодолеть последствия неэффективного регулирования закон, направленный на прикрытие такого неэффективного регулирования.

Источник: https://zn.ua/POLITICS/energeticheskaya_zadolzhennost_spisanie_bezotvetstvennosti.html

Списание долгов за электроэнергию вызвало вопросы у жителей Чечни

Списание долгов по электроэнергии

Власти Чечни рапортовали о списании долгов за электроэнергию для трех тысяч малоимущих жителей по случаю Рамадана. Принцип определения нуждающихся в списании задолженности непрозрачен, отметили жители Чечни.

Как сообщал “Кавказский узел”, в мае сотрудники бюджетных организаций Чечни заявили о требовании предоставить справки об отсутствии долгов за коммунальные услуги под угрозой невыплаты зарплаты и увольнения.

В начале июня жители Грозного пожаловались на рейды по взысканию долгов за электроэнергию – по их словам, контролеры, которые ходят по домам, нередко ведут себя грубо, а иногда требуют оплатить электричество даже за текущий месяц.

Кадыров отчитался о погашении долгов малоимущих жителей

Три тысячи малоимущих жителей Чечни получили по случаю священного для мусульман месяца Рамадан помощь от властей в виде погашения задолженности за потребленную электроэнергию, сообщил корреспондент “Кавказского узла”.

О погашении задолженности малоимущих объявил лично глава Чечни.

“В этот священный для мусульман месяц по решению президента общественного фонда имени героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, дорогой мамы Аймани Несиевны погашена задолженность более 3000 малоимущим абонентам, у которых образовались большие долги за свет”, – заявил Рамзан Кадыров на церемонии передачи компании “Чеченэнерго” новой спецтехники. Репортаж об этом был показан в ночных новостях телеканала “Грозный” 4 июня.

В число абонентов, чья задолженность была погашена, вошли инвалиды, сироты, пенсионеры и многодетные семьи, которые накопили долги за электроэнергию и не имели возможности рассчитаться с ними, пояснил сотрудник министерства труда, занятости и социального развития Чечни. “Речь идет о наименее защищенных слоях населения по всей республике. Этому предшествовала серьезная работа по уточнению списков нуждающихся в помощи граждан”, – сказал чиновник корреспонденту “Кавказского узла”.

При этом сотрудник ведомства отметил, что малоимущие в Чечне имеют субсидии по оплате коммунальных услуг. “За прошлый год, к примеру, субсидии на оплату ЖКУ у нас получили 5800 семей. Общая сумма начислений составила 73 миллиона 400 тысяч рублей”, – заявил он. Средний размер субсидии на одну семью, по его словам, составил чуть более 1000 рублей.

Малоимущим погасили не текущую задолженность, а долги, накопленные значительно раньше, отметил сотрудник “Чеченэнерго”. Сумму погашенной таким образом задолженности он не назвал.

“Речь идет не о текущей задолженности потребителей, а той, что была накоплена ими ранее. То есть речь идет о списании “старых” долгов”, – подчеркнул представитель компании корреспонденту “Кавказского узла”. 

Принцип благотворительной акции непонятен местным жителям

Жители Чечни указали на непрозрачность схемы списания задолженностей с малоимущих семей. По словам местных жителей, механизм составления списков нуждающихся должников непонятен.

“Кому именно и как списывается задолженность, кто составлял и утверждал эти списки малоимущих, никто сказать не может. Это какая-то закрытая схема, о которой много говорят, но никто толком не знает, как это происходит”, – сказала жительница Грозного Совман корреспонденту “Кавказского узла”.

Бывший работник министерства жилищного хозяйства Чечни Шахран также не смог прояснить механизм определения нуждающихся.

“Никакой ясности в этом вопросе нет, было только сообщение в новостях. Как я понял, речь идет о малоимущих, у которых образовались большие задолженности. Списки малоимущих есть в местных администрациях и в Минтруда.

У нас есть немало семей, имеющих долги и в 80 тысяч, и даже больше 100 тысяч.

Главное, чтобы долги оплатили именно наиболее нуждающимся, а не тем, у кого есть какие-то связи или знакомства в тех структурах, которые решают эти вопросы”, – сказал Шахран корреспонденту “Кавказского узла”.

Чеченские энергетики отчитались о принудительном взыскании задолженности

Ранее компания “Чеченэнерго” проинформировала, что с января по конец мая 2018 года с потребителей-неплательщиков взыскали более 49 миллионов рублей.

“С января по конец мая с потребителей-должников удалось взыскать порядка 49 миллионов 200 тысяч рублей. Более 33 000 абонентам-должникам были направлены претензионные письма, по которым 8635 потребителей произвели оплату.

Также в отношении 5437 злостных неплательщиков в суды были направлены иски о принудительном взыскании задолженности на общую сумму в 441 миллион 247 тысяч рублей. В судебном порядке с 794 потребителей взыскано более 11 миллионов 250 тысяч рублей.

Работа в этом направлении будет продолжаться до полного погашения догов всеми абонентами”, – заявили в “Чеченэнерго” корреспонденту “Кавказского узла”.

Усиление работы по принудительному взысканию платежей за электричество в компании объяснили наличием большой задолженности в регионе. Суммарный долг республики за потребленную электроэнергию превышает, по данным “Чеченэнерго”, 9 миллиардов 100 миллионов рублей.

Представитель компании рассказал также, что за первые пять месяцев 2017 года с потребителей-должников было взыскано вдвое меньше – 24 миллиона 400 тысяч рублей.  

источник: корреспонденты “Кавказского узла”

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/321527/

По безнадежным долгам за электроэнергию заплатят потребители и государство

Списание долгов по электроэнергии

19 апреля в НКРЭКУ прошло совещание, на котором чиновники и энергетики решали, что делать с задолженностью по расчетам за электроэнергию, которая сегодня уже исчисляется десятками миллиардов гривен. Так, потребители всех уровней должны энергопоставляющим компаниям 26, 3 млрд грн.

Hubs уже писал о том, что на рынке электроэнергии сейчас наблюдается крайне низкий уровень расчетов. Более того, за последние два года образовался долг, который потребители, скорее всего, уже никогда уже не оплатят. По подсчетам энергетиков, это около 12,4 млрд грн.

В первую очередь это долги с неконтролируемых территорий Донецкой и Луганской областей и Крыма, а также старая задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Присутствовавший на совещании первый заместитель глава топливно-энергетического комитета ВР Александр Домбровский отметил, что парламенту в любом случае придется выходить с какой-то законодательной инициативой, чтобы решить проблему неплатежей в энергетике, учитывая крайнюю важность этой проблемы.

«Я считаю, мы уже приближаемся к критическому уровню по взаимным долгам (на рынке электроэнергии), когда уже в энергетической системе Украины могут начаться очень сложные процессы. Думаю, инженеры, которые понимают, что происходит, это очень хорошо чувствуют», — сказал он.

Как уже писал на портале Hubs первый заместитель главы совета Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрий Саква, главными последствиями такой ситуации, вполне реально, могут стать банкротства генерирующих компаний. И, как следствие этого, «война всех против всех» на энергорынке, когда генерирующие компании обратят взыскание за долги через ГП «Энергорынок» на имущество энергоснабжающих компаний и так далее по цепочке.

Что предлагают

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, НКРЭКП и инициативная группа участников энергорынка, которую возглавила руководитель департамента по регуляторной политике ДТЭК Энерго Ирина Протопопова, представили на суд участников рынка план ликвидации общей задолженности потребителей по расчетам за электроэнергию в несколько этапов (См. «Предполагаемый план погашения задолженности потребителей по расчетам за электроэнергию»).

Первый этап – компенсация части долга за счет механизмов, которые предлагает действующее законодательство. Это взаимозачеты, переуступка права требования по долгу третьим лицам с дисконтом и т.д. По подсчетам инициативной группы, таким образом можно ликвидировать долгов приблизительно на 5 млрд грн.

На втором этапе предлагается списать всю безнадежную задолженность (12,4 млрд грн) потребителей перед облэнерго, а для того, чтобы компенсировать потери генерирующих компаний, принять ряд специальных законов.

Выглядеть это будет так: облэнерго списывают долги потребителей, оптовый посредник ГП «Энергорынок» списывает задолженность облэнерго перед ним, а генерирующие компании вместо уплаты долга от «Энергорынка» получают от государства освобождение от уплаты просроченной и рассроченной задолженности по налогам.

Кроме того, энергетики предлагают, чтобы в добавок к этому генерацию освободили от обязательств по кредитам перед государственными и частными банками с последующим рефинансированием НБУ финучреждений, которые потерпят от этого убытки.

Также долги генерации за поставленный уголь предлагается компенсировать за счет того, что шахтам простят их долги перед госбюджетом.

Просто списать всю безнадежную задолженность не получится, считают энергетики, из-за ее огромных размеров. В противном случае электростанциям грозит неминуемое банкротство.

Эти два этапа должны пройти с июля 2017 года, когда предположительно должен быть принят и вступить в действие новый закон о рынке электроэнергии, и начнет работать его новая модель. Как уже писал Hubs, в комитете ВР по вопросам ТЭК рассчитывают, что закон будет принят уже до конца мая текущего года.

После этого должен начаться третий этап ликвидации безнадежной задолженности.

Права требования по оставшейся задолженности облэнерго, которая образовалась из-за неплатежей потребителей,  ГП «Энергорынок» распределит между генерирующими компаниями.

После этого в тариф облэнерго на распределение электроэнергии будет включена целевая добавка (при RAB-регулировании – увеличена норма прибыли), за счет которой они будут компенсировать остаток задолженности уже непосредственно перед генерацией.

Понятно, что в конечном счете все это отразится на тарифах для конечных потребителей, как промышленных, так и бытовых. Поэтому энергетики предлагают растянуть этот этап на срок до 10 лет, чтобы тарифы дополнительно увеличивались по минимуму.

Чего хотят энергетики

Как сказал председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк, комиссия в целом согласна с механизмами 1-го и 2-го этапов, то есть компенсации в рамках действующего законодательства и параллельного списания долгов и обязательств генерирующих компаний перед бюджетом и банками.

А вот третий этап, касающийся долговой надбавки в тарифах, по словам Вовка, требует обсуждения.

И это не удивительно, ведь тарифный вопрос сегодня — один из самых сложных для НКРЭКУ, поскольку связан с необходимостью ликвидировать перекрестное субсидирование при расчетах за электроэнергию, а также с повышением тарифов для населения, которому и без того сейчас сложно оплачивать энергоносители.

При этом Вовк подчеркнул, что НКРЭКУ выступает против того, чтобы облэнерго простили долги без всяких обязательств. За это высказались и все присутствующие представители генерирующих компаний.

Они единодушно дали понять, что больше всего хотят живых денег за поставленную продукцию, а не взаимозачетов.

Поэтому настаивают, чтобы большая часть задолженности облэнерго погашалась за счет целевой надбавки к тарифу.

Одной из причин для такой позиции является также и то, что руководство электростанций не верит, что Минфин и парламент согласятся списать им или шахтам налоговые долги, не говоря уже о том, чтобы НБУ позволил им хотя бы частично не платить по кредитам.

Поэтому энергетики все-таки выступают за взаиморасчеты деньгами и даже пытаются подсказать государству, где взять эти деньги. Так, в НАЭК «Энергоатом» предлагают, чтобы бюджет компенсировал потребителям разницу в тарифах, выплаты по субсидиям и т.д. за счет дивидендов, которые платят государственные энергокомпании.

О текущих расчетах

Энергетики также затронули проблему текущих расчетов за электроэнергию, поскольку опасаются, что до тех пор, пока тарифы для населения на коммунальные услуги (воду, электроэнергию, тепло, газ и т.д.) не дойдут до рыночного уровня, задолженность будет наращиваться.

Поэтому для самых больших неплательщиков — шахт, водоканалов и теплокоммунэнерго — предложено ввести спецсчета для расчетов за электроэнергию.

То есть по сути систему автоматических расчетов, которая лишит должников возможности самостоятельно распоряжаться своими деньгами.

Здесь следует напомнить, что такие спецсчета уже пытались ввести законом в начале прошлого 2015 года, однако водоканал и теплокоммунэнерго взбунтовались, заявив, что это лишает их значительной части оборотных средств и ставит под угрозу выплату зарплаты персоналу. Поэтому идею спустили на тормозах.

При этом вице-президент Энергетической ассоциации Украины Александр Рогозин отметил, что сами по себе спецсчета не решат проблему роста задолженности водоканалов и теплокоммунэнерго, и этим предприятиям действительно не хватает оборотных средств, чтобы поддерживать бесперебойную работу. Поэтому, по его мнению, имеет смысл на несколько лет ввести стимулирующую целевую надбавку в тариф на воду и тепло, доход от которой необходимо будет использовать на мероприятия по снижению потерь в сетях. Это позволит водоканалам экономить на расходах и даст средства для уплаты по счетам.

«У водоканалов сейчас тарифы практически покрывают себестоимость услуги. При этом главный фактор их неплатежей – сверхнормативные потери воды в сетях. И за счет этого, наверное, большая часть неплатежей и происходит», — сказал он.

Также представители ассоциации тепловиков «Укртеплоэлектроцентраль» напомнили, что в Украине всегда существовала проблема с неуплатой со стороны государственных организаций, которые просто обманывали энергетиков, не выполняя обещания погасить долг за тепло и электроэнергию. Чтобы упредить такие случаи, инициативная группа предлагает ввести частичную предоплату использования электроэнергии для юрлиц.

Однако какой бы ни была схема ликвидации этой задолженности, следует понимать, что в конечном итоге она ляжет на плечи добросовестных потребителей, которые, с одной стороны, оплачивают все счета, а с другой – платят налоги, за счет которых государство компенсирует разницу в тарифах и потери для бюджета от списания налоговой задолженности.

При этом пока что мало кто поднимает вопрос платежеспособности потребителей, которые сейчас к тому же стремятся экономить на энергоносителях. Поэтому, если основная часть долга будет компенсироваться за счет надбавки к тарифам, то не исключено, что сроки его погашения буду значительно больше, чем хотелось бы энергетикам.

Источник: http://hubs.ua/economy/po-beznadezhny-m-dolgam-za-elektroenergiyu-zaplatyat-potrebiteli-i-gosudarstvo-71867.html

Вырубить свет, отключить воду: долги душат россиян

Списание долгов по электроэнергии

Долги россиян за традиционные газ, свет и другие жилищно-коммунальные услуги увеличиваются ежедневно. На фоне психологически раздражающего роста стоимости почти всех товаров и услуг и все более удручающего финансового положения граждан расплачиваться с квитанциями становится еще тяжелее.

В течение суток скопление долгов жителей страны достигает миллионных масштабов. Каждый день в 2018 году долги россиян увеличивалась в среднем на 330 млн рублей,

подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой сети «Финэкспертиза».

Как показали предыдущие социальные опросы, россияне перестали копить на черный день, вместо этого копят долги. В 2018 году задолженность россиян выросла на 11,6% и составила 121,2 млрд рублей. Годом ранее она была на уровне 108,6 млрд рублей.

Всего в прошедшем году россиянам выставили счетов на сумму 2,6 трлн рублей, а получено было только 2,5 трлн рублей с учетом оплаты задолженности за предыдущие годы.

«Задолженность за услуги ЖКХ продолжает нарастать, и это явный признак социального неблагополучия»,

— отмечает председатель совета директоров сети «Финэкспертиза» Елена Трубникова.

Эти долги копятся ежегодно и общий долг за ЖКХ уже вышел за границу одного триллиона. Перед началом 2019 года размер задолженности оценивался в 1,2 трлн рублей, из них 750 млрд — долги населения. В 2018 году — 1,4 трлн рублей, 2017-ом — 1,3 трлн рублей.

Населения и предприятия ЖКХ являются самыми проблемными группа по долгам за электроэнергию. На их долю приходится половина задолженности и только четверть объема потребляемой электроэнергии, рассказали «Газете.Ru» в ассоциации НП «Совет рынка», которая объединила участников оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности.

Задолженность розничных потребителей за электроэнергию к маю текущего года составила 280,4 млрд рублей, что сопоставимо со стоимостью электроэнергии, потребляемой в России в среднем за 2 месяца, отметили в «Совете рынка».

«Наиболее остро проблема долгов стоит в республиках Северного Кавказа и Тыве, в которых все еще сохраняются некоторые особенности социально-экономического развития. Наихудшие показатели расчетов у Республики Ингушетия (46,3%), Республики Дагестан (63,2%) и Республики Северная Осетия — Алания (84,5%)», — заявили в НП «Совет рынка».

Республики Северного Кавказа традиционно попадают в топ самых злостных неплательщиков.

Так, 2018 год жители Ингушетии оплатили менее трети от начисленных коммунальных платежей, говорится в анализе «Финэкспертизы», — 31,73%, это самый низкий показатель по России.

В Дагестане уровень расчетов почти 61% от начисленной суммы, в Кабардино-Балкарии — 74,49%, Чечне — 76,7%, Северной Осетии — 80,07%.

Например,

задолженность республик СКФО только за газ по итогам 2018 года составила 68,6 млрд рублей — это 89% от объема долгов населения, рассказали «Газете.Ru» в «Газпром межрегионгазе». Общая сумма долгов по России за тот же период составила 77 млрд рублей, увеличившись за год на 8,4%.

«Недобросовестная платежная дисциплина республик Северного Кавказа по-прежнему остается одной из главных проблем для группы «Газпром межрегионгаз», — ответили «Газете.Ru» в ведомстве.

Проблема в том, что большинство людей в этих республиках живут плохо, а сами регионы — дотационные. Так, например, Ингушетия – один из самых бедных регионов России. По данным Росстата, за чертой бедности находится 5,6% населения. В совокупности с высокой безработицей — 26,2% (с марта по май 2019 года) – ситуация удручающая.

И все же скоплению долгов республиках Северного Кавказа способствовали не только бедность и отсталость. Проблемы с оплатой возникают в том числе из-за того, что там долгое время действовали внеправовые механизмы,

отметил в беседе с «Газетой.Ru» директор Центра региональных исследований и урбанистики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Константин Казенин.

Долга за услуги, потребленные разными промышленными объектами, часто существующими без необходимой регистрации, «как бы размазывали по местному населению», объясняет эксперт. Особенно этим долгое время отличался Дагестан.

«Рядовые жители получали долги за то, что потребили не они, а нелегально существующие предприятия. Вот такая система действовала очень долго и до конца ликвидировать последствия их существования пока не удалось, поэтому это одна из существенных причин того, что там сейчас сохраняется высокая задолженность частных потребителей», — констатирует Казенин.

Суд, приставы, перекрытая канализация

В начале года неожиданно популярной стала тема списания долгов. Поводом послужила Чечня, которой простили и списали долг за газ на 9 млрд рублей. Правда, потом это решение отменили.

Но инцидент, не успевший стать прецедентом, запустил маховик газового флешмоба и бунта – как прозвали это журналисты по всей стране.

Вслед за Чечней депутаты и активисты нескольких десятков регионов России завалили прокуратуру просьбами списать долги за коммуналку.

Действительно, в текущих условиях списать долги гораздо легче, чем выбить выплаты у населения, особенно в Северном Кавказе, где проблема наиболее в острой фазе. Администрирование взыскания долгов будет «длительным сложным и малоэффективным», пояснил «Газете.Ru» адвокат Московской коллегии адвокатов «Межрегион» Алексей Трофимов.

«Сложность заключается в том, что нет реальных механизмов по фактическому взысканию», — отмечает адвокат.

Не так много вариантов даже при решении суда добиться погашения задолженности. Из-за этого процедура взыскания может растянуться на несколько лет, а то и больше. «На практике допускаются значительные задолженности. Порой доходит до миллиона», — указывает юрист.

Во-первых, можно ждать пока кто-то, захочет за границу, но многие в России не имеют загранпаспорта. Продать имущество с торгов тоже можно – но и тут жители Северного Кавказа не отличаются роскошеством жизни. «Но и совсем бесплатно ЖКХ поставлять тоже никто не хочет», — говорит Трофимов.

Выбить долги пытаются по-разному. Например, в Москве стали зачастую должникам перекрывать канализацию. По словам адвоката, эта вещь с точки зрения закона местами спорная, но применяется.

«Кредитор может достаточно быстро обратиться за взысканием.

Но сходят они в суд, получат исполнительный документ (судебный приказ), а дальше что? Отдать его приставам, приставы приедут к должнику, выяснят, что у него ничего нет. Единственное жилье продать не могут.

И все – тупик. Можно ли взыскать долги через суд? Можно. Можно ли фактически взыскать? Скорее, как правило, нет, чем да», — заключает юрист.

Такие инструменты как временное отключение света и электроэнергии, перекрытие канализации и подачи газа начали применяться не так давно и не повсеместно. Возможность отключить, например, одну квартиру в многоэтажном доме есть не всегда, хотя в «Мосэнергосбыте», например, отмечали, что многих людей именно отключения мотивируют на то, чтобы возвращать долги.

Есть и те граждане, что копят задолженность специально — не потому, что нет денег, а потому что уверены: ничего не будет, если не платить. И в этом случае рубильник, похоже, единственный способ воспитать в потребителях сознательность.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/07/11/12492517.shtml

Путь права
Добавить комментарий