Ставить оценки за поведение

Выставление оценок

Ставить оценки за поведение

На страницу Школа и Ты
  • У нас часто бывает несколько контрольных в день, особенно в конце четверти. Правильно ли это?

Нет, неправильно. Расписание контрольных работ должно составляться в соответствии с санитарными нормами.

Не рекомендуется проводить контрольные работы на первом и на последнем уроках, в понедельник и в пятницу (если урок только в этот день, то можно), а также устраивать несколько контрольных в один день.

Если вы узнаете, что на один день запланировано проведение двух и более контрольных, можете идти к классному руководителю или завучу и просить перенести одну из контрольных на другое число.

  • Как мне вести себя, если я считаю, что учитель все время несправедливо ставит мне оценки?

Если вы убеждены, что учитель необъективен на уроках (занижает отметки, придирается к вашим устным ответам, не дает возможности ответить и так далее), то, при грамотном поведении вы сможете успешно решить эту проблему. Какие шаги Вам следует предпринять?

  1. Собрать доказательства предвзятости учителя. Это не только ваши письменные работы с отметками и учительскими замечания­ми. Если одноклассники подтвердят, что учи­тель много раз бывал к вам несправедлив, то это будет самый весомый аргумент в вашу пользу.

  2. Рассказать обо всем родителям, чтобы для них ваши дальнейшие действия не стали неожиданностью. Если родители вас поддержат, то вы уже наполовину решили свою проблему.

  3. Откровенно рассказать о конфликтной ситуации классному руководителю, который может поговорить с учителем-предметником.

  4. Если разговор с классным руководителем не помог, вы (а лучше – ваши родители) вправе обратиться к школьной администрации или в Совет школы. Для решения конфликта может быть создана специальная комиссия, которая оценит ваши знания по предмету.

Разумеется, все вышесказанное годится только в том случае, если вы хорошо знаете учебный материал и готовы отстаивать свою позицию.

  • По текущим оценкам в четверти у меня выходит «четверка», а я хочу «пятерку». Но учитель не разрешает мне переписать несколько проверочных работ и не хочет спрашивать дополнительно. Что делать?

Учитель прав. У каждого учителя есть своя система выставления в том числе четвертных и годовых. С этой системой он должен познакомить вас и ваших родителей в начале года. Постарайтесь учесть этот подход в следующей четверти.

  • Что делать, если учитель ставит плохие оценки не за знания, а за поведение?

Ставить оценку за поведение на уроке в журнал, как за знания, нельзя.

Но если вы отвлекались, учитель задал вам вопрос, а вы не можете ответить, то учитель имеет право поставить вам отметку именно за плохой ответ. Если вы не услышали вопроса, вежливо переспросите.

Иногда учитель может поставить двойку за поведение в дневник, но не ставит ее в журнал. Это сигнал для родителей (как замечание), что вы плохо себя ведете.

  • Если я пропустил занятия по болезни, имеет ли право учитель ставить двойки за невыполненные задания и незнание пропущенного материала?

Ни в одном законе не описано, как должен действовать учитель в этой ситуации. Но есть общее правило: нельзя требовать от ученика знания того, чего ему не объяснил преподаватель. Кроме того, учитель обязан в своей работе учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе и состояние его здоровья.

Имел ли право учитель ставить двойки, зависит от нескольких обстоятельств:

Во-первых, от того, сколько уроков вы пропустили: если пропущена полностью новая учебная тема, то нельзя требовать ее самостоятельного изучения.

Во-вторых, от характера заболевания: разрешалось ли вам читать, писать, сидеть за столом и т. д.

В-третьих, если вы проболели несколько недель, то очень важно, проследил ли учитель (классный руководитель) за тем, чтобы вам сообщали задания, предложил ли вам позаниматься дополнительно, когда вы пришли на занятия.

Если вам так не повезло и вы явились на урок в тот момент, когда учитель решил провести контрольную работу, то сообщите учителю, классному руководителю о том, что вы не можете сейчас ее выполнять.

В крайнем случае обращайтесь к завучу.

  • На физкультуре я занимаюсь в подготовительной группе. На каком основании учитель оценивает всех входящих в эту группу не выше четверки»? 

Учитель, безусловно, не прав. Существуют особые правила оценки учеников специальной медицинской группы. Конечно, им можно поставить «пятерку», если они хорошо занимаются.

  • Двойки в году — что делать?

Что ждет ученика, если среди его годовых оценок будет одна двойка? Должны ли его оставить на второй год?

Нет, его могут перевести в следующий класс условно. В течение следующего года он должен выучить все, что нужно знать по данному предмету и за этот, и за предыдущий год, то есть «ликвидировать академическую задолженность».

Чтобы такой перевод стал возможным, за ученика должны поручиться его родители. Они становятся ответственными за исправление двойки перед школой, но учиться все равно должен сам ученик.

Конкретные сроки ликвидации задолженности должны быть оговорены в локальном акте – например в приказе директора.

  • А если я получил в учебном году две или больше двоек?

Вам и вашим родителям предложат на выбор несколько вариантов:

  1. Остаться на второй год.

  2. Перейти в класс компенсирующего обучения.

  3. Продолжить учиться дома в форме семейного образования. Перевести условно в следующий класс такого ученика нельзя.

  • Мне предлагают перейти в класс компенсирующего обучения. Что это? Что меня там ждет?

Эти классы создаются специально для помощи здоровым ученикам с трудностями в обучении, в том числе для тех, кто получил две и больше двоек в году. Решение о направлении туда ученика принимает школьный психолого-педагогический консилиум.

В таком классе бывает меньше учеников (в среднем 9-12 человек, не больше 20), каждому ученику уделяется больше времени. Учащиеся занимаются только в первую смену, но программа в таком классе, как в обычной школе, а необлегченная. Родители обязательно должны дать свое согласие на ваш перевод в класс компенсирующего обучения.

Без согласия родителей и заключения психолого-педагогического консилиума никого перевести в класс компенсирующего обучения нельзя.

На страницу Школа и Ты

Источник: http://zakon-o-tebe.narod.ru/scool/scool_ss_ocenki.htm

Может ли учитель поставить 2 за поведение

Ставить оценки за поведение

Часто родители младших школьников сталкиваются с тем, что учитель поставил ребенку 2 за поведение. Можно ли ставить двойку за поведение в школе в дневник и в журнал? Однозначный ответ – нет! Учитель не имеет права выставлять оценку за поведение ученика. Это должны знать родители и учителя школ.

Почему нельзя ставить оценку за поведение

По закону оценки в школе должны выставляться только за знания. Учитель не имеет права ставить оценки за поведение, тем более двойки в журнал. В дневник учитель может написать только замечание, касающееся норм поведения на уроке.

Однако, есть несколько тонких моментов. Например, если ребенок отвлекался, разговаривал на уроке, играл в телефон, а его спросил учитель и он ничего не ответил – тут уж двойка законна. В этом случае педагог оценил знания ребенка.

Но часто учителя не могут справиться с дисциплиной в классе и выставляют двойки за поведение, а не за знания и умения. Поэтому, мы поговорим именно о таких моментах – незаслуженных двойках за поведение.

Неправомерность выставления оценок за поведение подтверждена следующим документом:

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15

“…Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

– качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования; – степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной); – степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.); – уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности: степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика).

Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.”

Итак, мы выяснили, что учитель не должен ставить оценки за поведение. Что же делать родителям, если ребенку ставят двойки именно за поведение на уроках или переменах? 

Самое первое, что можно посоветовать – это поговорить с учителем и объяснить, что вы, как родитель или законный представитель (бабушка, тетя, дядя и пр.), такие действия учителя считаете неправильными. Вы не согласны с выставлением этих оценок.

В большинстве случаев учитель соглашается с родителями и конфликт бывает исчерпан. Но если учитель стоит на своем и не признает ошибочность действий, можно пойти другим путем.

Во-первых, написать заявление на имя директора о действиях учителя. Конкретно описать за что и в какой ситуации была выставлена оценка за поведение. Как часто учитель ставит оценки за поведение, не переусердствует ли в замечаниях. Обсуждение ученика, его поведения, стараний и прочих личностных характеристик перед всем классом и перед другими учителями – является нарушением!

Также родители должны знать, что за выставление оценок по поведению учитель может быть даже уволен. Это прописано в Трудовом Кодексе: 

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

“…Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются: (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) 1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. “

Выставление ученику в журнал оценки за поведение, а не за реальные знания, как раз попадают под метод воспитания, связанный с психическим насилием. 

Ребенку, особенно младшему школьнику, приходится довольно трудно, ведь ему нужно “высидеть” 45 минут на уроке, а потом еще, по мнению учителей, также тихо себя вести на перемене.

Но отдых для детей (особенно начальной школы) заключается в активном движении. Поэтому малыши прыгают, бегают и играют на переменках.

А окрики учителей, их гневные взгляды, замечания и двойки за поведение как раз и “ломают” – травмируют психику нормальных детей.

Адекватный учитель, зная психофизические особенности младшеклассников, не только разнообразит урок физкультминутками, но и организует подвижные и другие активные игры детей на перемене. Все это способствует не только правильному развитию учеников, но и значительно облегчает учебный процесс для самого учителя.

Кроме письменного заявления на имя директора, можно продублировать заявление в региональное Управление Образования и даже в прокуратуру. Но, я все же советую попытаться уладить конфликт мирным путем.

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

Источник: https://gamejulia.ru/mozhet-li-uchitel-postavit-2-za-povedenie.html

«Единицы» в дневники чаще всего ставят учителя математики, а неуды – «англичанки»

Ставить оценки за поведение

Родителей больше не вызывают в школу, ученики не курят на переменах, а «историки» и «географы» с удовольствием ставят «десятки». Ко дню учителя компания «Офистон» «проверила» дневники почти пятисот минских школьников и разобралась в особенностях взаимоотношений учеников и их наставников.

Каждый отдельно взятый дневник – это зеркало ученика, в котором отображается практически вся его жизнь с несделанными уроками, «двойками» и «десятками», забытой спортивной формой и благодарностями за сданную макулатуру.

А несколько сотен позволяют перейти от частных случаев к анализу общего. После акции «Обмен дневников», проведенной магазином канцтоваров «Офистон», в руках организаторов оказалось 511 дневников учеников 2-11 классов 51 минской школы и 14 гимназий.

Отличный плацдарм для исследования!

«На перемене организовала игры в туалете»

Как известно, в первом-втором классах не ставят отметок. А вот «Дневнички» у второклассников уже есть. И отсутствие «восьмерок» и «десяток» не означает, что детей не оценивают. Правда, каждый учитель это делает по-своему. Чаще всего встречаются различные наклейки-смайлики.

Но есть и варианты. Например, в одном из дневников стоят красные «плюсики». В другом – нарисованы разноцветные звездочки, рядом с которыми – роспись учителя. Все по-взрослому. Также популярны различные характеристики, такие, как «молодец», «малайчынка», «умница» и «умничка».

Записей о несделанных домашних заданиях практически не встречается. Зато «поведение неуд.» и «бегал на перемене» – очень даже часто. Встречаются и уникальные записи, вроде «на перемене организовала игры в туалете».

«Играл в телефон, до столовой так и не дошел»

Похоже, самая жесть творится в классах с 3-го по 6-й. Дневники буквально пестрят оценками, записями, выговорами и благодарностями.

Ну, с благодарностями все ясно: самые популярные «за активное участие в жизни класса», «активное участие в сборе макулатуры» и «активное участие в концерте, посвященном….».

Среди учеников есть победители (причем неоднократные) конкурсов «Умелые ручки» и обладатели благодарностей «за активное участие в походе в музей».

Но замечаний все равно на порядок больше. Самое популярное «поведение на уроке неуд.». Подсчет «неудов» показал: хуже всего дети ведут себя на уроках английского языка. На втором месте внезапно оказалась физкультура, на третьем – математика.

С третьего класса в дневниках массово начинают появляться записи «нет ДЗ!» и «забыл тетрадь». Пика эти записи достигают в пятом классе, дальше идут на убыль.

А вот ожидавшегося «на уроке играл в телефон» – практически нет, всего три подобных замечания на пятьсот дневников! Хотя запись «играл в телефон, до столовой так и не дошел» попадает в топ лучших замечаний.

То ли учителя уже не обращают на это внимания, то ли ученики хорошо маскируются. Версия, что школьники не играют в телефон в школе, выглядит вообще фантастически.

Матом школьники тоже ругаются редко – всего два замечания о том, что кто-то «нецензурно выражался в присутствии учителя и одноклассников». И совсем нет замечаний о курении. ЗОЖ в школах побеждает!

И да, мы обнаружили самого главного хулигана.

Вы ведь знаете, что в конце дневника есть страница для замечаний учителя? У большинства учеников она девственно чиста («легкие» замечания учителя предпочитают писать вместо оценки напротив своего урока), у некоторых по два-три замечания. А вот учителям третьеклассника Андрея этой страницы не хватило – пришлось вклеивать в дневник дополнительный лист в клеточку. Он тоже заполнен «неудами» наполовину.

«Кол» – не самая страшная оценка в школе

Самой часто встречающейся оценкой в дневниках начальной и средней школы является… «десятка». Десяток очень много и их с удовольствием ставят все учителя – от «трудовика» до «математички».

Даже у закоренелых двоечников с дюжину десяток за год наскребется. А у отличников их – по 7-8 в неделю. Лидером стал третьеклассник Алексей – 269 «десяток» за год! А еще у него 106 девяток и 44 восьмерки.

Ниже оценок нет.

Реже всего встречаются 0 – «нули». Удивительно, что они вообще встречаются. Однако в пяти сотнях дневников мы обнаружили их целых 47! Чаще других такую оценку ставят учителя белорусского языка и литературы – на их совести почти половина «нулей».

А вот «нулей» по математике не оказалось. Но только потому, что учителя математики предпочитают ставить «единицы». Из 105 «колов», выставленных в дневниках, более трети – именно по их предмету. И если уж продолжать в этом духе, то пресловутые «двойки» чаще других учителей ставят преподаватели английского языка.

Главным «коллекционером» не самых лучших отметок стал пятиклассник Влад: в его дневнике – 2 «нуля» (оба – по истории), 9 единиц и 12 двоек. А еще в комплекте – 10 неудов за поведение и 21 запись о том, что «нет дз.» Да, десятки у Влада тоже есть – три!

И еще немного статистики. Как оказалось, наибольшие шансы получить плохую оценку у ученика – в среду. Именно в этот день отличники чаще всего получают «семерки» и «шестерки». Да и из «нулей» почти половина почти половина была получена именно в среду.

Топ-7 необычных записей в дневниках минских школьников

«На перемене организует игры в туалете». Это запись в дневнике второклассницы одной из минских гимназий. Надеемся, что организаторский талант не пропадет!

«Бьется линейкой на уроке». Уважаемые родители! Объясните сыну, что учителя бить нельзя.

Противостояние длиною в год. И, похоже, ученик побеждает систему. Если судить по почерку, как минимум трех физруков он выжил из школы…

Бить Диму – просто! А вот Лешу – тяжело… Нет, лучше Диму.

«Ка-ку-ни-лы». Начинающего дизайнера уже в школе видно!

Не у каждого олимпийского чемпиона в дневнике есть такая запись!

Когда вся учительская против тебя

Источник: https://www.interfax.by/article/1248689

Плохая оценка ничему не научит | Оценки за поведение

Ставить оценки за поведение

В современной школьной системе урок, на котором всем интересно, к сожалению, исключение, чем правило. Очень многое педагоги обижаются, что на занятиях сложно «держать» рабочую обстановку.

Жалуются родителям, что их шалунишки мешали учителю говорить.

Поэтому приучить школьников к дисциплине, исполнительности и заодно привлечь внимание к предмету большинство педагогов старается старым, испытанным способом – выставлением плохих оценок.

Двойка как наказание

Давайте поразмышляем, заслуживает ли ученик такое наказание за забывчивость или неаккуратность. Важно помнить главное – школьные годы – это большой и очень важный жизненный отрезок. Именно здесь закладывается фундамент личности.

По окончании школьного курса человек должен быть подготовлен к самостоятельному «плаванию». Должен определиться в дальнейшей жизненной траекторией.

Так задумано, но так ли получается в действительности? Знакомая картина: страх перед учителем в начальной школе, не желание учиться в средних классах, игнорирование школы в старших классах…

Как так получается, что сообразительный и любознательный малыш превращается в лентяя, который готов заниматься чем угодно, но только не учебными предметами. Нанимаются репетиторы, чтобы попытаться вбить в голову хоть какие-то знания. Это система правил и запретов, в которой приходится существовать первокласснику, не имеющему пока опыта коллективного обучения.

Первый школьный опыт – это правила: сидеть тихо и прямо, писать чисто и красиво. Даже случайные помарки могут негативно сказаться на оценивании. Почему-то традиционно считается, что если снизить бал, то в следующий раз, выполняя задание, ребенок приложит больше усердия. Но жизнь показывает, что это не так.

Первоклашки не могут красиво писать, им сложно сделать буквы одинаковыми, палочки ровными, соединения плавными.

Ученик, прилагая колоссальные усилия, переписывая задание несколько раз, все-таки добился качественного результата, но преподаватель снова не доволен и делает пометку «Старайся!» Случайные помарки и кляксы могут повлиять на оценивание письма, хотя неаккуратность была следствием сильного нервного напряжения – он старался изо всех сил!

Двойка за почерк и не только

Психологи знают, что почерк – это зеркало психического состояния человека. Кроме навыка, природных данных и старания, имеет значение даже небольшое нервное расстройство, стресс, который мешает писать красиво.

Чаще всего плохой почерк – это следствие более серьезных проблем, поэтому снижать балы только из-за этого, значит нанести глубокую эмоциональную травму. «Неуд» за почерк в первые годы учебы – это оценивание психологического состояния ребенка, а не его навыков и стараний.

Странно выглядит педагог, который таким образом старается воспитать серьезное отношение к учебе, мотивировать к большей собранности. Нельзя относиться спокойно к оценкам за плохой почерк – это не справедливо!

В каждой семье есть своя история про двойку из-за забытой тетради, когда учитель оценивает забывчивость! В младших классах такая ситуация выглядит просто жестоко, а в старших — нелепо. Дети не обращают внимания на подобное оценивание.

Им в начальной школе показали, что некоторые отметки в журнал не ставят.

То есть – их как бы нет! Но если у первоклассника двойка за забытую тетрадь вызывает слезы, то в старших классах подростки перестают вообще реагировать на какие-либо отрицательные результаты оценивания – им все равно! Двойки – призраки, которых как бы нет – для кого? Получив такую показушную отметку, ребенок теряет веру в справедливость, начинает сомневаться в честности наставника. Двойка для устрашения никого не пугает (только расстраивает сначала), но восстановить доверие после такого педагогического ляпа почти не возможно.

Моя история

Жизненная ситуация: родители, обеспокоенные получением плохих результатов, нанимают репетитора ученику. Проблема, со слов мамы, в том, что сын плохо справляется с диктантами, пишет работы с большим количеством ошибок.

После тщательного изучения работ, я позвонила учителю. Выяснилось, что, в основном, оценка снижена за помарки, зачеркивания, неаккуратное письмо. Таких «промахов» посчитанных учителем, оказалось немало.

Такое оценивание не отображает реальную картину грамотности, а является оцениванием конкретной единичной работы.

Железный довод, повторяемый отдельными учителями, в этой ситуации – на ЕГЭ результат будет низким из-за неточностей и исправлений, поэтому нужно приучать детей сразу писать аккуратно и внимательно, чтобы привыкли себя тщательно контролировать.

Но в пятом классе вселять страх перед будущими погрешностями нельзя. Начинать обучение с невроза по поводу небольшой ошибки, которая через 7 лет может повториться – не разумно.

Страх и ожидание неудачи – плохие помощники для успешного будущего!

Дисциплина или самоконтроль

Отдельная тема – оценки за поведение. Нельзя мешать проводить урок! Отдельными преподавателями за малейшее нарушение дисциплины сразу выставляется двойка! Под строгим запретом разговоры на уроке, бег по лестнице и прочие невинные шалости.

Когда-то поведение официально оценивали по определенной шкале: «неудовлетворительное – удовлетворительное – примерное». Эффективного влияния на поведение оно не имело, тем более что все получали аттестаты, «неуд» не ставили даже отпетым хулиганам.

Все равно дети вели себя, как хотели, а вот родители немного волновались об оценках за поведение. Наша школа пока не выработала действенного приема, которым можно быстро и эффективно скорректировать поведение.

Проще всего использовать запугивание: так и поступают! Чтобы на уроке была тишина и рабочая обстановка, просто-напросто самые нетерпеливые и активные усмиряются угрозой — оценка два. Это гораздо проще, чем провести урок, занимая мозг ученика полезной и интересной деятельностью.

Но оценки за поведение на сегодняшних мальчиков и девочек вообще не действует! Желание использовать мотивационные оценки — давняя и очень непростая проблема.

Это породило спор учителей с родителями, учителя считают, и в этом они правы, что получение оценок за почерк и оформление обязательно, потому что на экзамене учитывается все, ставится оценка и за аккуратность работы.

Потом данные навыки будут важны во взрослой жизни при работе с документами и текстами.

Родители, не без оснований, не соглашаются с таким подходом, потому что ребенок смиряется, привыкает к плохим оценкам (из-за не качественного оформления работы) и не стремится к более высоким результатам. Как примирить эти две противоположности и найти компромисс, который бы помог выйти подростку из «вечных троечников», не известно.

Педагог — это друг и мудрый наставник

Школа меняется медленно, педагогический работник оценивает современного ученика, но крепко держатся за устаревшие, привычные методы.

Хочется спросить уважаемых педагогов, а если не ставить двойки по поведению, не оценивать забывчивость и рассеянность, не снижать оценки за исправление! Как это может повлиять на поведение всего класса? Неужели большинство сразу станет безответственно относиться к организации своего рабочего места, или все начнут поголовно опаздывать на любимый предмет? А может, стоит переключиться и стать полностью на сторону ученика? Помочь ему выполнить работу, даже если придется писать на листочке. Потом его можно вклеить, упростить проблему, найти компромисс, учитывая главное – необходимость поддержать и направить к успеху. Не приклеивая ярлык вечно неуспевающего и не собранного ребенка, нужно разобраться в причинах. Возможно, вместе с родителями и психологом помочь ему найти равновесие и душевный комфорт. Нужно позволить идти в своем темпе, не перегружая различными дополнительными задачами. У него все получится, если не приучать к негативу.

В двадцать первом веке, оценивая работу, учитель обязан разграничивать форму и содержание. Дети должны четко понимать, какие моменты не доработаны, как исправиться, чтобы в следующий раз, получив оценку, был повод собой гордиться. Плакать над тройкой из-за неправильно оформленной, но решенной задачи, недопустимо.

Учителей в младших классах особенно хочется предостеречь от ошибок: пора признать, что после похвалы ребенок больше старается, усерднее работает. А раздражительное осуждение и крик только отбивают охоту приходить в школу. Критика, одергивания, а особенно, не допустимая практика занижать оценки, убивают уверенность в своих силах.

Это может сказаться на дальнейшей взрослой жизни – они станут неуверенными и пассивными взрослыми.

Источник: https://lancmanschool.com/ploxaya-ocenka/

Почему плохая оценка никогда и ничему не научит ребёнка

Ставить оценки за поведение

Редкий учитель в редкой школе пытается построить урок так, чтобы детям было интересно: чтобы не хотелось отвлекаться, шептаться, а хотелось — чему-то научиться.

Большинство пытается справиться с забывчивостью, неаккуратностью (как может показаться, на первый взгляд) и желанием повертеться двойками.

Учитель литературы Татьяна Кокусева объясняет, почему снижать оценки за исправления, забытую дома тетрадь или излишнюю активность — глупо, а главное, бесполезно.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Школа — это не только образование, результаты тестов и подготовка к институтам. Школа — это все-таки одиннадцать лет жизни ребенка.

Здесь он учится жить в обществе людей, отстаивать свою точку зрения или приходить к компромиссам, доказывать собственную правоту. Здесь он должен получить мотивацию, желание знать и искать знания.

И в конце концов, к окончанию одиннадцатого класса определиться с выбором профессии. Так должно быть в том идеальном мире, которого нет.

На деле же многие дети побаиваются учителей в младших классах, в средних — не хотят учиться, в старших — задвигают школу в дальний угол.

Родители в ужасе ищут репетиторов и не понимают, что происходит: ребенок упорно не хочет, ребенок совсем не старается, у него напрочь отсутствует интерес.

Их неглупый и сообразительный малыш оценивает себя как неспособного к учебе и предпочитает заниматься чем угодно, но не уроками. А дело вовсе не в том, что он лентяй.

Когда ребенок попадает в школьный коллектив, он сталкивается сo множеством правил. Эти правила в виде запретов, оценок и требований напоминают хаотично и нелепо расставленные флажки, за которые нельзя выходить. Первоклашки с первых дней знают, что сидеть нужно прямо, по возможности не шевелясь и не издавая звуков.

Домашние задания нужно исправно и аккуратно выполнять каждый день. «Палочки должны быть попендикулярны», как говорил герой «Двух капитанов». В первом классе появляются и первые мотивационные оценки за попендикулярные палочки.

Это значит, что за корявый почерк, зачеркивания и отпечатки измазанных чернилами пальцев оценка в тетради снижается.

С точки зрения российской педагогики, ребенок, получив оценку на балл или два ниже, в следующий раз непременно постарается написать лучше

А потом еще лучше. И так до заслуженной «пятерки». Однако, что-то в этом плане не работает. Дети в первом классе еще не умеют писать красиво. У большинства первоклассников письмо — это неравная битва с наклонами, нажимами, закорючками и плавными хвостиками.

Слова играют в чехарду над линиями в тетради, буквы отличаются друг от друга шириной и размером. Почерк человека, недавно научившегося писать, далек от совершенства и требует огромной концентрации внимания. Отсюда и грязь, и зачеркивания, и не в ту сторону повернутые буквы.

Палец вдавлен в ручку с такой силой, что даже через много лет после окончания школы мозоль напоминает о мучениях.

И вот текст побежден. Ученик с гордостью отдает тетрадь учительнице. А в ответ получает «трояк» и строгое замечание на полях «старайся!». Потом еще раз и еще. В какой момент ребенок плюнет на бессмысленную борьбу с собственным почерком и смирится с вечной тройкой? Кроме того, почерк зависит не только от старания.

Легкие неврологические нарушения, психологические зажимы и напряжение тоже влияют на почерк. Психологи часто пишут, что дети большого города испытывают постоянный стресс от бешеного ритма жизни, школа же и сама является отдельным испытанием.

В результате получается, что оценивая почерк ребенка в первые годы учебы, учитель по сути оценивает психологическое состояние и природные данные, а не старание каждого конкретного ученика.

К оценкам за плохой почерк присоединяются и другие, призванные научить ребенка собранности и серьезности. Моей знакомой посреди рабочего дня звонит рыдающая дочь-пятиклассница. С трудом пробившись сквозь всхлипы, мама узнает, что дочь получила двойку — за забытую дома тетрадь.

Буквально за день до происшествия девочка поставила себе цель — закончить четверть на одни пятерки. Благородная задача разбилась вдребезги о забывчивость. Возмущенная мама позвонила учителю и в ответ услышала — в следующий раз будет внимательно собираться в школу.

А заодно узнала, что в журнал двойку, конечно, не поставили, так что волноваться не нужно, общую картину оценок ничего не испортит.

Возникает логичный вопрос — зачем же нужна эта двойка Шредингера, если её как бы и нет?

Получается, что после объяснений мамы ребенок уже в пятом классе должен понять, что взрослые зачем-то разыгрывают показушные спектакли под видом акций устрашения. И что на самом деле это не значит ничего вообще. Вывод простой — плюнуть и не обращать внимания. Учитель от такого отношения не выигрывает.

Обеспокоенные родители приводят к репетиторам учеников средних классов. Диагноз — много ошибок в диктантах, постоянные тройки и двойки. Смотрю в диктант. Всего ошибок, посчитанных учителем, — девять. Оценка — два.

Внимательно разглядываю диктант и выясняю, что в действительности грамматических ошибок всего четыре. Остальные — неправильно написал, подумал, исправил. Исправление засчитано как ошибка. Но ведь исправил сам, вспомнил правило, вроде бы похвально.

Оказывается, для оценки это не имеет значения.

Учителя приводят доводы — на экзаменах любая помарка засчитывается как ошибка. Получается, что уже в пятом-шестом классе ученик должен думать об экзамене и на всякий случай бояться. Мало ли что. Вот вырасту, размышляет, наверное, пятиклассник, пойду ЕГЭ сдавать, да как ошибусь, да как зачеркну ошибку, да как снизят мне балл, не поступлю в институт!

Обучение проходит под лозунгом «проложи свой путь к неврозу заранее»

Не забудем и об оценках за поведение. Разговаривал на уроке — двойка. Бегал по школе — двойка. Ковырял в носу, считал ворон, писал записки, не так летел, не так свистел. Все учитывается и оценивается.

Раньше поведение официально было удовлетворительным и неудовлетворительным. Зачем это было нужно — неизвестно. Не помню ни одного отпетого хулигана, который бы вышел с неудом по поведению в аттестате.

Оценки за поведение никому не мешали вести себя как хочется, разве что портили немного нервы родителям.

С поведением учеников российская школа пока не разобралась.

Как запугать этих маленьких негодяев до такой степени, чтобы не мешали учителю говорить? Вести уроки так, чтобы было интересно, постоянно занимать беспокойные детские мозги деятельностью — такой вариант рассматривается лишь изредка, в отдельных школах и отдельными учителями.

Обычно же особо активным ставится оценка за энергию, направленную не в то русло. И оценка эта не пять. Помню, как в конце восьмидесятых наш беспокойный класс исключили из пионеров почти в полном составе. За поведение. Сначала только пугали, а затем собрали общешкольную линейку и отобрали галстуки.

Воспитанные советской школой, наши учителя не учли одного — мы были уже постперестроечными детьми и нам было все равно. То, что должно было стать страшным унижением, стало смешным событием, не более. Так же на сегодняшних детей действуют оценки за поведение — никак.

Спор учителей с родителями на тему мотивационных оценок вечен.

Учителя считают, что оформление работы, почерк и внимательность должны оцениваться, потому что от этого зависит и результат экзамена, и навыки работы с текстами и документами во взрослой жизни.

Родители говорят, что дети присвоили себе ярлык вечного троечника и стараться не хотят. Удивительно, но правы и те, и другие, но дело с мертвой точки не двигается.

Школа, как окаменевший мамонт, меняется медленно и за методы держится крепко

Но ведь если подумать, то что же такое случится, если не поставить двойку за забытую тетрадь, сменку или физкультурную форму? Ну вот что? Земля налетит на небесную ось или, может, все сразу начнут забывать тетради, формы и сменки? Думаю я, что все учителя прекрасно понимают, что не случится ничего, если сегодня ученик напишет работу на листке, а потом аккуратно вклеит его в тетрадь. Об этом можно договориться понятными словами. Может быть, вместо оценки за поведение, подумать, что не так с конкретным ребенком. Подобрать ему дополнительную или снять лишнюю нагрузку, поговорить с родителями, отвести к школьному психологу.

Это не универсальные правила, но к каждому конкретному случаю что-нибудь да подойдет. Что же касается оценок за почерк и оформление работы, то, на мой взгляд, давно пора разделить форму и содержание.

Ребенок будет четко понимать, над чем ему работать, где подтянуть навыки, а не расстраиваться из-за очередного трояка за правильно решенную, но неудачно оформленную задачу. Неизвестно, почему школа упорно не хочет понимать, что похвала лучше мотивирует, чем гневный окрик.

Тем более, если речь идет о детях, у которых пока нет уверенности в своих способностях. Если их постоянно одергивать, понукать и занижать оценки, из них вырастут неуверенные взрослые.

Источник: https://mel.fm/slovo_pedagoga/6582301-marks

Путь права
Добавить комментарий