Судебная практика по предоставлению земельных участков инвалидам 2015 2019 годы

Первоочередное право инвалидов на получение земли

Судебная практика по предоставлению земельных участков инвалидам 2015 2019 годы

Частью четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24.11.

1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 (далее – Правила) предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Данной статьей закона и Правилами не установлено условий реализации первоочередного права на получение земельного участка. Однако практикой выработан ряд ограничений, о которых следует помнить при возникновении желания воспользоваться своими правами.

1. Во-первых, это ограничение, связанное с платностью земли.

По общему правилу, согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно только в случаях, предусмотренных кодексом (для многодетных семей), федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Для инвалидов такое право не предусмотрено.

2. Вторым и гораздо более существенным является ограничение, связанное с нуждаемостью инвалида в получении жилого помещения.

По общему правилу, предоставление земельных участков не обусловливается наличием или отсутствием права на получение жилого помещения по договору социального найма.

В случае же если мы говорим о реализации первоочередного права, предусмотренного статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ, то такое условие, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, существует, а инвалид, не состоящий в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обладает указанным правом на первоочередное получение земельного участка.

3. Обоснование, предлагаемое Верховным Судом, довольно необычно, поэтому хотелось бы поподробнее рассказать об этом. Одним из поводов к этому стало недавнее новое подтверждение позиции суда, выраженное в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2014 года по делу № 91-КГ13-7.

Итак, первая особенность позиции суда состоит в том, что ограничительное толкование нормы о предоставлении земли суд основывает не на нормах и принципах земельного законодательства, и не на содержании норм законодательства о социальной защите инвалидов, а на наименовании статьи 17 Федерального закона.

По мнению суда, название статьи («Обеспечение инвалидов жилой площадью») влечет ограничение прав инвалидов на реализацию предусмотренных статьей гарантий.

В случае, если бы такая позиция суда подкреплялась самими нормами статьи, наверняка не было бы никаких вопросов.

Однако статья сконструирована таким образом, что отсутствуют основания говорить о ее единой концепции, что многие годы подтверждалось и судебной практикой.

4. Особенно самостоятельными выглядят две последние части статьи 17: тринадцатая часть, посвященная льготе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и четырнадцатая часть о первоочередном праве на получение земельного участка.

Никогда на практике инвалидам не отказывалось в предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на том основании, что эта льгота содержится в статье под названием «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и в статье, которая содержит нормы об обеспечении инвалидов жильем (продублированной в Правилах). В связи с этим распространение данного подхода на первоочередное предоставление земли первоначально показалось довольно странным.

5.

Суд делает вывод о том, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. По мнению суда, данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

Обращаем внимание, что в данном случае Верховный Суд ссылается только на предоставление земли для индивидуального жилищного строительства.

Суд никак не оценивает остальное содержание нормы части четырнадцатой, которой предусмотрено также предоставление земли для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вполне возможно, что при обращении за этими участками суд будет иначе подходить к системному анализу нормы.

6. В определении коллегии не дается подробного обоснования того, каким образом, жилищные условия инвалида могут улучшиться в том случае, если ему предоставили участок для индивидуального жилищного строительства. В то же время нам кажется, что ответ на данный вопрос был бы очень полезен для понимания позиции суда.

По общему правилу, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в силу отдельных норм земельного законодательства должен представлять собой не просто территорию определенной площади, но и наличие минимальной инженерной инфраструктуры.

Проблема в том, что законодательством до конца не определена степень этой обеспеченности, сроки и источник финансирования.

Поэтому данное преимущество далеко не всегда выражается в наличии инженерных сетей, сооружение которых инвалид не должен оплачивать за собственный счет.

Даже в том случае если к участку подведены необходимые инженерные сети, возникает вопрос о том, насколько равнозначно предоставление такой земли и предоставление жилого помещения. Тем не менее, частично законодательством ставится знак равенства.

Это следует из пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (за исключением граждан, имеющих трех и более детей). Получается, что абсолютно не имеет никакого значения, сможет ли инвалид построить дом на этом участке.

Знак равенства между первоочередным предоставлением земли и улучшением жилищных условий еще больше вызывает вопросы если мы вспомним, что в данном случае речь не идет о бесплатном предоставлении земли в собственность.

Единственным упрощением для инвалидов является только то, что они не должны будут участвовать в торгах, наравне с иными участниками.

При этом такая первоочередность не дает никакой гарантии того, что фактическая цена участка будет меньше чем та, которая будет установлена в результате торгов.

В итоге, для первоочередного получения земельного участка инвалид должен сначала быть признан малоимущим, затем – быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, после этого встать в очередь за первоочередным получением земли; купить этот участок или взять его в аренду по обычной арендной ставке. После всего этого инвалид должен быть автоматически снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Интересно, что Конституционный Суд Российской Федерации также не находит данную ситуацию неконституционной (в части снятия с учета). В определении от 16 июля 2013 года № 1191-О указывается, что сам человек должен выбирать, получать ли ему земельный участок или оставаться в очереди за жильем.

Представляется, что на данный момент это наиболее разумный совет. С учетом материального положения большинства инвалидов они должны быть крайне незаинтересованны в получении земельных участков, потому что в результате они могут потерять свое место в очереди за жильем.

Даже если они останутся фактически нуждающимися, им придется встать в конец очереди.

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в Вашей конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, предоставив ему имеющиеся документы.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 02.03.2014, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Источник: http://gosurburo29.ru/law-news/zemelnyie-voprosyi/inva-land1

Десятки пермских инвалидов добились права предоставления участков в городе под ИЖС через суд

Судебная практика по предоставлению земельных участков инвалидам 2015 2019 годы

Как стало известно Business Class, судами Перми вынесено несколько десятков судебных решений с признанием незаконным отказа администрации города в предоставлении земельных участков инвалидам.

Согласно федеральному законодательству, эта категория граждан имеет возможность получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства в первоочередном порядке без проведения торгов.

По информации «bc», в течение нескольких лет инвалиды обращались в суды с заявлениями о признании незаконными отказов городского департамента земельных отношений администрации в предоставлении конкретных (индивидуализированных) земельных участков.

Судебными актами такие требования удовлетворялись, при этом на департамент возлагалась обязанность по предоставлению данных участков в первоочередном порядке в аренду на 10 лет для индивидуального жилищного строительства.

Только в 2014 году в районные суды Перми поступили 92 заявления о признании отказов департамента в предоставлении земельных участков инвалидам незаконными, в отношении 73 заявлений вынесены решения судов в пользу заявителей.

В последнее время участились обращения инвалидов, не заявляющих требований о предоставлении конкретных земельных участков. То есть для исполнения решений судов департаменту необходимо осуществить поиск соответствующих площадок.

Разработают закон

Как рассказали «bc» в пресс-службе мэрии Перми, администрация продолжает формирование земельных участков для предоставления инвалидам на территории Пермского края. «Активно эта работа начала проводиться с 2012 года.

В настоящее время на территории Перми инвалидам предоставлены 80 земельных участков. Работа по предоставлению участков департаментом ведется, в том числе в части исполнения судебных решений.

Принято решение провести анализ территорий, где потенциально могут быть сформированы участки.

Вместе с тем департаментом земельных отношений подготовлено обращение за подписью сити-менеджера Перми Дмитрия Самойлова в адрес главы города Игоря Сапко с просьбой о выходе с инициативой в Законодательное собрание Пермского края о разработке законопроекта «О порядке предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства на территории Пермского края». Это возможность установить порядок предоставления земельных участков указанной категории граждан, отметили в городском департаменте земельных отношений.

Не все решения судов городские власти могут исполнить. По данным «bc», свободные муниципальные участки под ИЖС, отвечающие всем нормам, включены в перечень формирования земельных участков на торги, соответственно, не могут быть предоставлены для исполнения судебных решений.

Службой судебных приставов начальнику департамента вручены 15 предупреждений о необходимости исполнения в пятидневный срок судебных решений

В частности

Стоит отметить, что на одном из заседаний комиссии по землепользованию и застройке рассматривался вопрос, связанный с такими участками. Речь идет о четырех площадках в Дзержинском районе. Одна из них расположена с северо-восточной стороны дома по ул.

Екатерининской, 175, второй – с северо-восточной стороны дома по ул. Хохрякова, 15, третий – с южной стороны дома по ул. Монастырской, 173, четвертый – с южной стороны дома по ул. Монастырской, 171. Площадь участков составляет 1859 кв. м, 1702 кв. м, 1854 кв. м и 1938 кв.

м соответственно.

Территории расположены в зоне высокоплотной жилой застройки от четырех этажей и выше (Ж-1), заявитель просит установить на них зону индивидуальной жилой застройки (Ж-4 или Ж-5).

Связано это предложение с тем, что через суд инвалиды добились права на получение участка под ИЖС, а земля находится в зоне застройки многоквартирными домами.

На исполнении ведомства находятся решения судов, которые обязывают его обеспечить формирование и постановку на кадастровый учет этих земельных участков и предоставить их инвалидам на 10 лет для индивидуального жилищного строительства.

По итогам ания члены комиссии не одобрили смену зоны на четырех участках в центре Перми. Как пояснили в городском департаменте земельных отношений, в настоящее время департаментом проводятся мероприятия по исполнению решений Дзержинского районного суда Перми в соответствии с нормами действующего земельного и градостроительного законодательства.

Как рассказали в департаменте земельных отношений администрации Перми, отдельных регламентированных сроков по решению вопроса о предоставлении земельных участков инвалидам нет. «Вместе с тем сегодня департаментом вырабатывается системный подход к процессу предоставления земельных участков инвалидам.

Он позволит решить текущие вопросы в данной сфере и урегулировать сложившуюся ситуацию. Департамент ведет работу с каждым инвалидом индивидуально. Как правило, заявитель самостоятельно формирует земельный участок и обращается за его предоставлением в департамент.

Согласно действующему законодательству, земельные участки могут быть предоставлены при соблюдении установленных законом процедур», – добавили в департаменте.

Как у других

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис» (Екатеринбург), отмечает, что законодательством не предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка для инвалидов. «Данным пробелом активно пользуются органы власти различных уровней при отказе в предоставлении земельного участка.

В частности, недавним предметом судебного разбирательства стали действия департамента имущественных отношений администрации Омска, который отказал инвалиду в предоставлении земельного участка.

Муниципалитет ссылался на областной закон, где инвалиды не указаны в качестве лиц, которым может быть бесплатно предоставлен земельный участок, а также на то, что законодательно не установлен льготный порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов», – приводит пример Артем Денисов. Суд встал на сторону истца, обязав муниципалитет предоставить участок без проведения торгов.

Екатерина Бахматова, юрист коллегии адвокатов «Курганов и партнеры», замечает, что за 10 лет действия федерального закона «О социальной защите прав инвалидов» реальные земельные участки получают не все обратившиеся. «На практике администрация в 90% случаев отказывает по таким заявлениям, после чего заявитель обращается в суд. Но и судебная практика по этому вопросу неоднозначна.

С одной стороны, суды первой инстанции принимают сторону истца и обязывают администрацию выделить требуемый участок. Но муниципалитеты, как правило, обжалуют эти решения в вышестоящих инстанциях, которые, в свою очередь, принимают сторону органов местного самоуправления.

Судьи обосновывают свое решение тем, что необходимо подтвердить, действительно ли инвалид нуждается в улучшении жилищных условий.

Дело отправляется на новое рассмотрение, в котором предписывается установить, числился ли инвалид в очереди на жилье, каковы его реальные жилищные условия.

Если заявитель на учете не стоит, он должен будет собрать справки и доказать необходимость улучшения жилищных условий.

Только после соблюдения всех этих формальностей, выявления в новом рассмотрении фактов, указывающих на необходимость обеспечения жильем, может быть принято решение о передаче земельного участка под строительство», – рассказывает Екатерина Бахматова.

Действующим федеральным законом «О социальной защите инвалидов» предусмотрено, что этой категории граждан предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

«С 1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которым установлены правила первоочередного получения земельного участка инвалидами.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется по договору аренды инвалидам без проведения торгов только для индивидуального жилищного строительства либо для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Отметим, что в случае строительства на предоставленном земельном участке жилого дома, у собственника – арендатора земельного участка и одновременно собственника данного дома имеется исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность также без проведения торгов», – рассказал Эдгар Аракелян, земельный юрист, эксперт «Правового Сервиса 48Prav.ru».

Источник фото – wallspaper.ru

Источник: https://www.business-class.su/news/2015/08/03/dayte-zemlyu-luchshe-v-centre

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Судебная практика по предоставлению земельных участков инвалидам 2015 2019 годы

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2014 г. N 89-КГ13-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С., Асташова С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Заводоуковского межрайонного прокурора Тюменской области в интересах Бришина А.В.

к администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области о возложении обязанности по предоставлению земельного участка по кассационной жалобе администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 21 января 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3 апреля 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., выслушав представителя администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области Тютюник А.В., поддержавшую доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Заводоуковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бришина А.В. с названным иском к администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, указав, что на поданное ответчику Бришиным А.В. как инвалидом 18 апреля 2012 г. заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства был получен отказ, который является незаконным.

Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 21 января 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3 апреля 2013 г., иск удовлетворен.

На администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области возложена обязанность предоставить Бришину А.В. в аренду сроком на 3 года земельный участок в г. Заводоуковске, Тюменской области, площадью 1500 м2, для индивидуального жилищного строительства.

Определен размер арендной платы в соответствии с решением Думы Заводоуковского городского округа “Об установлении арендной платы за землю в Заводоуковском городском округе” N 159 от 14 ноября 2007 г.

На администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области возложена обязанность заключить с Бришиным А.В. договор аренды земельного участка в двухнедельный срок после предоставления кадастровой карты (плана) или кадастрового паспорта данного земельного участка.

Администрацией Заводоуковского городского округа Тюменской области подана кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся судебных постановлений.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В. от 17 февраля 2014 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные ст. 387 ГПК Российской Федерации, для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.

В соответствии со ст.

387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бришин А.В. является инвалидом 2 группы (л.д. 7).

Администрацией Заводоуковского городского округа Тюменской области в ответ на обращение Бришина А.В. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства было направлено 11 мая 2012 г.

письмо, в котором отказано в предоставлении земельного участка, поскольку Бришиным А.В.

не приложены документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет.

Аналогичный ответ ответчиком 19 октября 2012 г. был дан на представление прокурора Заводоуковской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений закона (л.д. 8 – 15).

Разрешая спор, суд исходил из того, что Бришин А.В. является инвалидом второй группы, а потому он в соответствии со ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” имеет право на предоставление ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона (публичных торгов).

Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции, оставив его без изменения.

Между тем, с такими выводами суда первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч. 14 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.

Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.

Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г.

N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако судом вопрос о нуждаемости Бришнина А.В. в предоставлении земельного участка не исследовался, то есть в нарушение требований ст. 196, 198 ГПК Российской Федерации судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Кроме того, суд не учел, что в соответствии с подпунктом “в” п. 1 решения Думы Заводоуковского района от 3 июня 2003 г. N 133 “О предельных нормативах предоставления земельных участков на территории Заводоуковского района” для ведения индивидуального жилищного строительства в г.

Заводоуковске предоставляются земельные участки размерами: максимальный – 0,16 га, минимальный – 0,06 га. Принимая решение, суд в нарушение положений ст. 198 ГПК Российской Федерации, не обосновал, по какой причине на администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области возлагается обязанность предоставить Бришину А.

В. земельный участок размером именно 1 500 м2.

Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 21 января 2013 г.

и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3 апреля 2013 г.

нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 21 января 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3 апреля 2013 г.

отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Возврат к списку

Источник: http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/41868/

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Судебная практика по предоставлению земельных участков инвалидам 2015 2019 годы

Вопрос предоставления земельных участков людям с инвалидностью для индивидуального строительства уже более 19 лет регулируется статьей 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Однако, несмотря на долгий срок действия данной правовой нормы, в регионах так и не сложилось единого подхода к выдаче земельных участков.

Как именно происходит выдача земельных участков в субъектах РФ, можно узнать, обратившись к практике юристов правозащитной сети из Перми и Ставрополя.

В соответствии со ст.

17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, однако на территории Перми и Пермского края нет соответствующих нормативно-правовых актов, которые бы регулировали данный вопрос на региональном уровне, в связи с чем приходится обращаться к судебной практике.

В решениях Пермского краевого суда выработана позиция о том, что мера социальной поддержки по предоставлению земельного участка является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.

Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, аналогичным образом следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан[1].

Таким образом, суд исходил из позиции, что для того, чтоб предоставить земельный участок для индивидуального строительства, недостаточно иметь статус инвалидности, необходимо доказать факт нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Следовательно, прежде чем обращаться с требованием о предоставлении земельного участка, необходимо обратиться в исполнительный орган местного самоуправления (районную администрацию) для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

А в случае, если орган местного самоуправления откажет в признании нуждающимся, то и права требования о предоставлении земельного участка автоматически не возникает.

Однако в дальнейших решениях суда мы находим противоположную позицию:

То обстоятельство, что истец не состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма, обосновывает суд, не является обстоятельством, исключающим реализацию права истца на предоставление земельного участка на основании ст.

17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов», поскольку обстоятельства нуждаемости в жилом помещении установлены судом при разрешении спора.

Какие-либо данные, опровергающие обстоятельства, указывающие на необходимость предоставления социальной гарантии истцу в целях реализации жилищных права, ответчиком не представлены.

Также необоснованными следует признать доводы жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие не совершение К.М. действий, повлекших нуждаемость истца в жилом помещении.

Не основательными являются доводы жалобы о том, что право на предоставление испрашиваемого земельного участка истца не может возникнуть, поскольку земельный участок не сформирован.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, уникальные характеристики участка имеются в данных кадастрового учета.

То обстоятельство, что в отношении земельного участка не проведены межевые работы, о чем, по существу, заявляет ответчик, само по себе не может являться препятствием к реализации права на предоставление земельного участка в аренду.

При этом признание за истцом права на аренду земельного участка решением суда не устраняет совершения сторонами спорного правоотношения действий, предшествующих заключению договора аренды, без осуществления которых договор аренды земельного участка в силу законодательных установлений не может считаться заключенным.

Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.

Исковые требования К.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 12.03.2013 N И-21-01-09-4106 о предоставлении земельного участка К.М.

Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить К.М. в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу: для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет[2].

Таким образом, можно сделать вывод:

  • на территории Перми и Пермского края отсутствует специальный нормативно-правовой акт, который бы регулировал вопрос о предоставлении земельных участков для лиц с инвалидностью;
  • судебная практика не имеет однозначной позиции по предоставлению земельных участков для лиц с инвалидностью;
  • исходя из решения Пермского краевого суда, следует, что право на предоставление земельного участка не связано напрямую со статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • при обращении в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка для лиц с инвалидностью стоит ссылаться на судебную практику Пермского краевого суда;
  • в случае отказа от предоставления земельного участка в добровольном порядке со стороны органов местного самоуправления необходимо обращаться в суд с соответствующим заявлением. 

Ларионова Мария Александровна, региональный юрист РООИ «Перспектива» в г. Пермь.

Ставропольский край

Судебная практика в последнее время в Российской Федерации не отличается единством и стабильностью.

Не исключением стал вопрос реализации в судебном порядке прав инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Ставропольском крае, который до 2013 года решался судами как первой, так и апелляционной инстанции в пользу инвалидов.

Для положительного исхода дела достаточно было наличия инвалидности и письменного отказа со стороны органа местного самоуправления.

Однако в 2013 году Ставропольский краевой суд кардинально изменил вектор и принял за основу при принятии положительных решений по указанной категории дел вопрос нуждаемости инвалида в жилом помещении, которое, соответственно, должно подтверждаться решением того же органа местного самоуправления.

Следовательно, лица, не состоящие в списках граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, на получение земельного участка для ИЖС в первоочередном порядке рассчитывать не вправе. Только на общих основаниях, т.е. по результатам проведенных торгов. Но мы считаем, что такая судебная «политика» двойных стандартов является проявлением дискриминации, и вот почему.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.

2 ФЗ РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В преамбуле указанного выше Закона сказано, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 14 ст.

17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Сама по себе указанная норма не является бланкетной и не отсылает напрямую к положениям Жилищного кодекса РФ.

Из Определения Конституционного суда РФ от 13 октября 2009 года № 1127-О-О следует, что указанная льгота применяется на практике в виде предоставления земельных участков под ИЖС по договору аренды.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 20.11.

1998 года № 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Источник: https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/1885-vw-1885

Вопрос-ответ

Судебная практика по предоставлению земельных участков инвалидам 2015 2019 годы

Порядок предоставления в собственность, аренду земельных участков, требования к заявлению, основания для отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, случаи предоставления земельного участка без торгов установлены статьями 39.3, 39.6, 39.14 – 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).

С 9 января 2016 года вступил в силу Закон Иркутской области
от 28 декабря 2015 года № 146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (далее – Закон № 146-оз), установивший случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей в порядке очередности.

В соответствии с Законом № 146-оз (пункт 1 статьи 2) установлены случаи предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно:

1) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (из фонда перераспределения земель) – гражданам, являющимся арендаторами таких земельных участков (далее – фермеры), в случае если в совокупности:

арендуемый земельный участок находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором аренды этого земельного участка;

на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно арендная плата уплачена в полном объеме в добровольном порядке, а также при нарушении сроков уплаты арендной платы арендатором уплачена неустойка, предусмотренная законодательством и договором аренды, в полном объеме в добровольном порядке;

2) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории поселения, городского округа – постоянно проживающим в указанном поселении, городском округе гражданам, которым не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в установленном порядке состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относящимся к следующим категориям:

а) ветераны Великой Отечественной войны;

б) ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

в) лица, признанные реабилитированными в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

г) работники государственных и муниципальных учреждений, для которых учреждение является основным местом работы и имеющие непрерывный стаж работы в этом учреждении не менее трех лет;

д) супруги, не достигшие возраста 36 лет на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно или заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (далее – молодая семья);

е) молодой родитель неполной семьи, не достигший возраста 36 лет на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно или заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;

3) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории муниципального района – гражданам, которым не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относящимся к следующим категориям:

а) граждане, постоянно проживающие на территории муниципального района, не достигшие возраста 36 лет на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно или заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, основное место работы которых находится на территории этого муниципального района в крестьянских (фермерских) хозяйствах или организациях, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, а также в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, государственных и муниципальных образовательных организациях, учреждениях культуры, социального обслуживания;

б) граждане, постоянно проживающие на территории муниципального района в течение пяти лет подряд до даты подачи заявления о постановке на земельный учет, основное место работы которых находится на территории этого муниципального района в крестьянских (фермерских) хозяйствах или организациях, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, а также в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, государственных и муниципальных образовательных организациях, учреждениях культуры;

4) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории поселения, городского округа – постоянно проживающим в указанном поселении, городском округе гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени; гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени; гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени; гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, которым не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

5) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта:

а) на территории поселения, городского округа, за исключением предоставления федеральных земельных участков, – многодетной семье, состоящей из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) или единственного родителя (усыновителя, опекуна или попечителя), трех и более детей, в том числе детей, находящихся под опекой или попечительством, не достигших возраста 18 лет на дату подачи заявления о постановке на земельный учет (далее – многодетная семья), отвечающей в совокупности следующим условиям:

члены многодетной семьи постоянно проживают в указанном поселении, городском округе;

членам многодетной семьи не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом
от 15 марта 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

б) федеральные земельные участки – многодетной семье, отвечающей в совокупности следующим условиям:

члены многодетной семьи постоянно проживают в Иркутской области;

членам многодетной семьи не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом
от 15 марта 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

6) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта – гражданам, которым не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и имеющим право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – переселенцы);

7) для эксплуатации индивидуального жилого дома – инвалидам, имеющим I, II группу инвалидности, и детям-инвалидам (далее – инвалиды) земельные участки, предоставленные в аренду, на которых расположены указанные индивидуальные жилые дома, принадлежащие инвалидам на праве собственности;

8) для ведения сельскохозяйственного производства, иных связанных с сельскохозяйственным производством целей; для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; для ведения дачного хозяйства; для индивидуального жилищного строительства на территории поселения, городского округа – постоянно проживающим в указанном поселении, городском округе гражданам, которым не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относящимся к следующим категориям:

а) граждане, которым было предоставлено жилое помещение из государственного жилищного фонда Иркутской области, сформированного в целях реализации Закона Иркутской области от 14 июля 2011 года № 76-ОЗ «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению»;

б) граждане, которым было предоставлено жилое помещение в собственность из государственного жилищного фонда Иркутской области, сформированного в целях реализации Закона Иркутской области от 11 марта 2014 года № 29-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан»;

в) члены семьи собственников жилых помещений, которым было предоставлено жилое помещение из государственного жилищного фонда Иркутской области, сформированного в целях реализации Закона Иркутской области от 14 июля 2011 года № 76-ОЗ «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению», учтенные при определении площади предоставленного жилого помещения;

г) члены семьи собственников жилых помещений, которым было предоставлено жилое помещение из государственного жилищного фонда Иркутской области, сформированного в целях реализации Закона Иркутской области от 11 марта 2014 года № 29-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан», учтенные при определении площади предоставленного жилого помещения;

д) граждане, которым была предоставлена денежная компенсация утрачиваемого права собственности на объекты недвижимого имущества (за исключением жилых помещений) в соответствии с Законом Иркутской области от 14 июля 2011 года № 76-ОЗ «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению»;

е) граждане, которым была предоставлена денежная компенсация утрачиваемого права собственности на учитываемое строение в соответствии с Законом Иркутской области от 11 марта 2014 года № 29-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан»;

ж) граждане, которым была предоставлена денежная компенсация утрачиваемого права собственности на учитываемый земельный участок в соответствии с Законом Иркутской области от 11 марта 2014 года № 29-ОЗ
«О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан».

Дополнительно установлено, что гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельного участка в нескольких случаях, установленных в статье 2 Закона № 146-оз, земельный участок может быть предоставлен в собственность бесплатно однократно. Молодой семье, многодетной семье земельный участок предоставляется в общую собственность.

Источник: https://irkobl.ru/feedback/vopros-otvet/502/?type=special

Путь права
Добавить комментарий