Духовное завещание преподобного сергия радонежского

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Духовное завещание преподобного сергия радонежского». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Внимайте себе, братие, всех молю:
прежде имейте страх Божий и чистоту душевную,
и любовь нелицемерную; к сим и страннолюбие,
и смирение с покорением, пост и молитву.
Пища и питие — в меру; чести и славы не любите,
паче же всего бойтеся и поминайте час смертный
и Второе пришествие.

Духовное завещание преподобного Сергия Радонежского

  • Регистраций253424
  • Посетителей211996
  • Священников1180
  • Храмов всего19710
  • Активных храмов12124

Преподобный Се́ргий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии.

Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В те времена дети с малых лет приучались к труду, у каждого были свои домашние обязанности: носить воду, пасти гусей, колоть дрова. Каждое воскресенье семья посещала церковь.

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. В старину азбука была более сложной, чем в наше время. Грамоте тогда учили не по букварям, а по Псалтири и другим книгам Священного Писания. Маленькому Варфоломею грамота давалась плохо. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Трудновыполнимое завещание преподобного Сергия Радонежского

Достигнув глубокой старости, преподобный Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию, причастился Христовых Тайн и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».

25 сентября 1392 года преподобный Сергий Радонежский мирно отошел ко Господу, а через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи.

Кроме икон преподобного Сергия Радонежского существуют и картины, на которых изображены события из жизни радонежского игумена. Среди советских художников можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Также среди художников, обращавшихся к образу Сергий Радонежского, были В. М. Васнецов (образ преподобного Сергия для храма в Абрамцево), Э. Э. Лиссер Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского перед Куликовской битвой»), Н. К. Рерих Святой Сергий Радонежский») и другие.

Скульптура — это одна из форм почитания святых на Руси. Существует немало скульптурных изображений Сергия Радонежского. Одно из них — горельеф, изображающий посещение Димитрием Донским Сергия Радонежского перед побоищем на Куликовом поле, исполненный скульптором А. В. Логановским. Этот горельеф украшал Храм Христа Спасителя в Москве, был демонтирован перед взрывом храма и сохранился до наших дней. На восстановленном храме установлена бронзовая копия этого горельефа.

Преподобный Сергий Радонежский всегда особенно почитался русским народом. Среди церквей, посвященных ему, известны Сергиевский храм (1686–1692 гг.) в Троице-Сергиевой лавре; собор Сергия в Троице-Сергиевом Варницком монастыре; собор преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве (1690—1694 гг.); церковь Сергия Радонежского в Кирило-Белозерском монастыре (1560—1594гг.). Преподобному посвящены храмы в Нижнем Новгороде, Орле, Уфе, Туле и других городах.

После смерти преподобного Сергия игуменами Троицкой обители в разное время были известные русские подвижники. Из них наиболее известны преподобные Никон и Дионисий Радонежские, Сава Звенигородский, Мартиниан Белозерский. В годы Смуты выходец из г. Ржева игумен Дионисий спасал обитель Сергия от поругания.

В 1919 году мощи преподобного Сергия были вскрыты, а после переданы в качестве экспоната Сергиевскому историко-художественному музею, расположившемуся в Троице-Сергиевой лавре. Монастырские стены мощи покинули перед угрозой фашистской оккупации. В 1946 году, после Великой Отечественной войны и открытия Лавры, мощи были возвращены. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Антицерковный террор в советский период затронул и Троице-Сергиеву лавру. В 1920 г. декретом Совнаркома, по личному распоряжению В.И. Ленина, Троице-Сергиева лавра была закрыта и преобразована в историко-художественный музей. В зданиях лавры разместились педагогический институт, жилые помещения и другие учреждения.

Точная дата рождения святого иеромонаха неизвестна. Существует несколько приблизительных: 1314, 1319 и 1322 год. Многие историки склоняются к самой ранней дате его рождения, исходя из того факта, что игуменом Троице-Сергиева монастыря Сергий стал в 1344 году. Такой духовный сан человек мог получить только по достижению более зрелого возраста.

Родился будущий игумен в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Место рождения — село Варницы, невдалеке от Ростова. На месте усадьбы его родителей построен Троицкий Варницкий монастырь. В церкви будущий иеромонах при крещении получил имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще 2 ребенка — братья Стефан да Петр.

После 7 лет Варфоломея отправили в Ростов учиться в религиозную школу. В среде священнослужителей в то время господствовало грекофильство. Ростов был центром религиозной и культурной жизни Руси. В учебных заведениях детей учили греческому языку и написанному на греческом Священному Писанию.

Будучи подростком, Варфоломей решил постричься в монахи. Однако родители пожелали, чтобы сын жил при них до их смерти, так как другие сыновья женились, а кто-то должен был ухаживать за отцом да матерью. Вскоре родители умерли, правда, незадолго до смерти по традиции приняли монашество.

После кончины отца да матери будущий иеромонах ушел в Хотьково-Покровский монастырь, в котором молился да праведно жил его старший брат — Стефан. Тот овдовел, отчего постригся в монахи. Варфоломей уговорил Стефана покинуть монастырь и уйти на берег речки Кончуры, в урочище Маковец. Вдали от людей, в лесной чаще братья построили скромную келью, затем соорудили небольших размеров церковь и освятили ее в честь Святой Троицы.

Спустя время Стефан ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей же постригся в монахи, стал зваться отцом Сергием и остался жить в том урочище один. Вскоре в Маковец со всей округи съехались иноки. В том безлюдном месте монахи основали мужской монастырь — Троице-Сергиеву Лавру. Правда, первым игуменом выбрали Митрофана, постригшего Варфоломея в монахи. Вторым иеромонахом назначили отца Сергия.

За свою долгую и праведную жизнь отец Сергий основал много монастырей. Первыми были Троицкий и Благовещенский. Затем — Старо-Голутвин около Коломны, Высоцкий в Серпухове, Георгиевский на реке Клязьме. Настоятелями обителей Преподобный старец поставил своих учеников.

Впоследствии ученики Сергия основали еще 40 монастырей. Большинство храмов строились в лесной чаще. Затем вокруг них появлялись крестьянские поселения. С помощью строительства монастырей шло освоение российских земель в Заволжье и северных регионах.

Согласно повествованиям Епифания Премудрого, в жизни отца Сергия было много чудес. Еще до своего рождения малыш закричал в утробе матушки, когда она в воскресенье молилась в церкви. Чудом считается и факт овладения мальчиком грамотой после встречи со старцем. Правда, историки полагают, что это было видение.

У отца Сергия был особый дар — он мог предсказывать будущее, его часто посещали видения. Однажды в час молитвы поздним вечером монастырь осветил ослепительный свет, слетелось множество птиц. Голос произнес, что у Сергия будет столько учеников и последователей, сколько он увидит в том видении птиц. В другой раз в час молитвы Сергий увидел Богородицу в окружении двух апостолов. Дева Мария произнесла, что услыхала молитвы иеромонаха и будет ему помогать.

Отца Сергия еще при жизни называли чудотворцем. Как-то он отыскал источник с водой на монастырской территории. В другой раз воскресил умершего мальчика, когда его отец, потеряв надежду на спасение, отправился за гробом. Сергий лечил от бессонницы, изгонял бесов, возвращал зрение. Даже после смерти святой старец являлся во снах, подсказывал христианам, как одолеть врага.

700-летие Преподобного Сергия Радонежского

Отец Сергий причислен народною любовью к лику святых еще в 1452 году, задолго до официальной процедуры канонизации. Христиане обращаются к нему с молитвами. Преподобный иеромонах помогает в учении, справиться с тяжкой болезнью, избавиться от пагубной привычки, гордыни, тщеславия. Церковь почитает отца Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября) и в день обретения мощей 5 (18) июля.

Сергий Радонежский является самым почитаемым в Православии святым. Первое его изображение было выполнено на шитом покрове еще в 20-х годах 15 века. В те времена его образ рисовали на богослужебной утвари. В последующие годы Преподобного старца изображали на житийных иконах. В центре таких изображений рисовали святого, а на полях, в клеймах были сюжеты из его жизни.

Существуют иконы с 19 и 17 клеймами, каждое из которых повествует о чудесах и делах иеромонаха.

Обычно Сергий Радонежский изображается в образе седобородого старца со свитком в левой руке, правая же его рука поднята для благословения. Такое изображение означает, что святой понимает греховность человека и просит каждого покаяться в своих грехах. Всю жизнь Сергий посвятил монашеству и сплочению русских земель. Его икона напоминает о подвиге святого, а сам отец Сергий является примером добропорядочности, веры в Бога, терпения и кротости.

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Мы получили в наследство от преподобного Сергия великое богатство мудрости Игумена земли Русской, которая запечатлена в ярком примере его подвижнической жизни.

Благодаря дипломатическим стараниям и горячей молитве, Русь стала собираться вокруг Московского княжества, а затем и разбила неприятеля на Куликовом поле!

Преподобный Сергий не оставил ни одного письменного поучения, но вся его святая жизнь — является примером для подражания, учебником жизни для всех христиан, которые, в меру своего духовного роста, должны приобщатся к великому наследию преподобного Сергия, к его святости!

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Очень часто говорят, что духовным центром России является Троице-Сергиева Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским. Почему это так и почему монах, удалившийся от грешного мира в пустынный радонежский лес, сыграл огромную роль в соединении и возрождении Руси, разоренной тяжелейшим татаро-монгольским игом?

Преподобный Сергий, в Крещении получивший имя Варфоломей, родился в 1314 г. в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В результате разорения русских земель частыми набегами татаро-монгольских захватчиков семья преподобного была вынуждена переселиться в пределы Московского княжества и обосновалась в небольшом городке Радонеж.

С раннего детства отрок Варфоломей нашел для себя великую радость в молитвенном общении с Богом, Который стал для него на всю жизнь самым любимым и надежным Другом. В своей молитве мальчик открывал Творцу все свои мысли и чувства и ощущал, что Тот, к Кому он обращается, его понимает. Варфоломей сумел ощутить, что этому теплому общению с Богом мешают, препятствуют грехи, возникающие в мыслях, чувствах, словах и поступках. Поэтому мальчик начал осознанно бороться со злом и грехом в собственном сердце.

Отрок стремился узнавать и понимать Того, Кто стал для него самым близким и родным Существом. Укреплению живой связи с Богом содействовало и внимательное слушание Священного Писания в храме, и вдумчивая, внимательная церковная молитва. Дома родители читали своим детям священные книги Нового Завета и Псалтирь. Но как ни старался Варфоломей научиться сам читать священные книги, у него никак это не получалось. Много пришлось ему перенести горя и насмешек и дома, и в школе из-за того, что никак не давалась ему грамота. Братья давно уже сами читали книги, а Варфоломей ощущал полную беспомощность в том, что для него было очень желанно и дорого (стоит вспомнить, что первыми книгами, по которым детей учили грамоте, были Новый Завет и Псалтирь).

Рекомендуем!  Как доказать что завещание не действительно

Наконец Господь услышал горячую молитву мальчика. Однажды, разыскивая пропавшую лошадь, Варфоломей увидел в поле старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему под благословение, рассказал о своей скорби и попросил его молитв. По окончании молитвы старец сказал ему: «Отныне Бог даст тебе, чадо, уразуметь грамоту!» Затем он дал ему часть просфоры и произнес: «Не смотри, что часть сия так мала — велика будет сладость, когда вкусишь от нее!»

Отрок пригласил старца-монаха зайти в их дом. Гостю предложили пообедать, но он сказал, что сначала надо помолиться, и предложил отроку прочитать вслух молитвы по книге. Бедный мальчик от смущения не знал, куда деваться, а родители стали извиняться перед монахом: дескать, не взыщите, мальчик-то у нас хороший, да неспособный к учению и не в состоянии освоить грамоту. Но старец настоял на своем. Варфоломей открыл книгу, в которой раньше не мог прочитать ни одного слова, и вдруг… полилась стройная речь молитвословий. Мальчик выпросил себе у Бога дар книжного разумения. Именно это событие стало той исходной точкой, с которой начинался отсчет нового времени для отрока — времени, когда его душа и ум стали возрастать на основе изучения Божией премудрости, заложенной в Священном Писании и святоотеческих книгах.

Любовь Божия, к которой все более и более приобщался Варфоломей через чтение священных книг, молитву и усердное исполнение воли Божией, влекла его по жизни к Тому Единому, мудрость Которого отражалась во всех творениях Божиих, а особенно ярко — в человеческих душах. Для юноши стало ясно, что только личное бессмертие, даруемое Богом людям, дает смысл человеческой жизни и всей земной деятельности людей. Вкусивший великую радость в Богообщении, он уже не хотел променять ее на мелкие житейские радости и комфорт — эти эрзацы, подмены райской жизни, которой жаждет всякая человеческая душа, хотя и не многие находят путь к ней.

Варфоломей стал стремиться к уединенной монашеской жизни, которая через сознательное преодоление трудностей и греховных страстей в душе приготовила бы внутренний мир человеческой личности — его бессмертную душу — стать святыней, тем местом, куда войдет и где будет обитать Богочеловек Иисус Христос.

Похоронив родителей и отдав свою часть наследства женатому брату, Варфоломей устремился к монашеской жизни.

В дремучем глухом лесу в 70-ти километрах от Москвы он нашел место, которое ему полюбилось: небольшой холм, называемый Маковец. Здесь была поставлена маленькая деревянная церковь во имя Святой Троицы, и здесь началась монашеская жизнь юного подвижника. Здесь же много позже он принял монашество с именем Сергий. С этим именем он войдет в историю нашего Отечества. А было ему тогда всего 23 года.

Находясь в отшельническом уединении, Сергий постоянно молился о всех христианах и своей угнетаемой захватчиками и раздираемой сварами князей любимой родине.

Монашеская жизнь оказалась очень тяжелой. Ночи преподобный проводил в теплой сердечной молитве, днем читал Слово Божие — Священное Писание, трудился: рубил дрова, возделывал огород. Такой образ жизни помогал ему преодолевать многочисленные тяжелые искушения. В этих постоянных трудах возрастали духовный опыт и благодатная жизнь в глубоком Богообщении.

Постепенно о подвижнике стали узнавать люди. Многие приходили за советом, а некоторые решили остаться жить в этой лесной пустыни вместе с преподобным Сергием. Но не сразу принимал их радонежский подвижник на совместную монашескую жизнь. Он говорил им: «Приготовьте сердца ваши не на покой и беспечалие, а на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всякий труд, приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби!» Так постепенно возник маленький монастырь, который стал серьезной духовной школой для живущих в нем монахов. Личным примером, своим подвижническим образом жизни, мудрым словом наставления готовил преподобный Сергий своих учеников к их будущему героическому служению Православной Церкви и родному народу.

Через 15 лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне, несколько позднее — ремесленники. И таким образом возник посад, то есть городское поселение вокруг монастыря.

Преставление прп.Сергия Радонежского, память 8 октября

Мощи великого подвижника были обретены нетленными 5 июля 1422 года, в честь чего было установлено празднование. В 1427 году на месте родительского дома святого в Варницах был основан Троицкий монастырь.

В течении веков мощи святого Сергия почивали в основанной им Троицкой Лавре, являясь одной из величайших святынь Русской Церкви. Закономерно, они явились одной из первых мишеней анти-церковной борьбы развязанной безбожниками пришедшими к власти после Октябрьской революции в 1917 году. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой кампании властей по вскрытию святых мощей. Когда Лавра была закрыта в 1920 году, святые мощи были помещены в музей. Перед этим, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев по благословению патриарха Тихона тайно от всех сокрыли честную главу преподобного. Лишь в 1946 году, после того как Лавра вместе со святыми мощами была возвращена Церкви, честная глава воссоединилась с телом.

Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посе­щая чад твоих,/ Сергие преподобне, отче наш.

Ин тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь, глас тойже

В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываеши сугубстве, творящим любовию память твою, / скверны обоямы душевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.

Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалити тя, Богомудре Сергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Сергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Ин кондак, глас тойже

Яко безплотным равножитель, / всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, / тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобне Сергие.

Ин кондак на обретение мощей, глас 8

Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствил еси, / о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряете сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бо демонския скверны отгнавше отсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.

Кондак прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В постницех приобщившеся Великому Антонию / и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, / яко ангели, на земли явистеся, / просвещающе, преподобнии, верных сердца / Божественными знамении и чудесы повсегда, / сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: / радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, / постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!

Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия.

Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Многие студенты обращаются к этому святому об успешной сдаче экзамена. А вот так следует читать перед образом молитву об успешной сдаче экзамена:

«О преподобне и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.

Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Почитают икону Сергия Радонежского 4 раза в году:

  • 8 октября (25 сентября по старому стилю) – день смерти
  • 18 июля (5 июля) – день обретения мощей Святого
  • 5 июня (23 мая) – день на честь Ростово-Ярославского собора
  • 19 июля (6 июля) – день на честь Радонежского собора.

Число храмов на территории России, названых на честь этого святого, превышает полтысячи. Божественные изображения с ним можно найти в каждом храме и церкви. Церковнослужители говорят, что любая молитва, которая произнесена перед этими иконами, способна творить чудеса. Существует несколько особенно почитаемых среди христиан:

Согласно Житию, преподобный Сергий Радонежский и сам совершил множество чудес.

Историк церкви Е. Е. Голубинский в своей работе перечисляет следующие чудеса преподобного:

  • Изведение источника. Поскольку «монахи оказались вынужденными приносить себе воду издалека», возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся обильный источник воды.
  • Воскрешение отрока. Один местный житель, имея тяжко больного сына, понёс его к преподобному Сергию. Но когда он вошёл к преподобному в келью и попросил молитв о больном, сын его умер. Убитый горем ушёл за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим — и по его молитве дитя ожило».
  • Исцеление бесноватого вельможи.
  • Исцеление больного бессонницей, который «в продолжение двадцати дней не ел и не спал».
  • Наказание лихоимца, который «заставил одного бедного соседа своего уступить ему борова» и «не хотел платить за него денег». Сергий обратился к обидчику обличением и услышал в ответ обещание не только «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, но исправить и всю свою жизнь», о котором вскоре забыл, и свиная туша была изъедена червями, «хотя время было зимнее».
  • Исцеление греческого епископа. «Слушая многие рассказы о преподобном Сергии, он не хотел верить им…» Но при встрече с преподобным «на него напала слепота», «и неволею исповедал он преподобному своё неверие», после чего преподобный Сергий вернул ему зрение.
Рекомендуем!  Что является договором завещание

Преподобный Сергий Радонежский

Жизнь отрока Варфоломея стала примером для современных детей и молодежи, который убеждает нас, что неприятные внешние обстоятельства или такие объективные, как нездоровье, неспособность к обучению, могут или разрушить жизнь, или дать основу для формирования сильной личности и ее особых черт характера, что и произошло с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским. Икона прп. Сергия Радонежского всегда слышит наши молитвы о наших семьях, детях, родителях, а значит, и о будущем Отечества.

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Сергий Радонежский

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля.

В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы.

Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.

Монах Сергий Радонежский

По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.

Картина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей Кириллов

Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий.

Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда.

Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.

Картина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил Нестеров

Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота.

По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси.

Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих.

Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира.

Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Богоносный отче Сергий, которого в миру звали Варфоломеем, родился 3.05.1314 г. (по старому стилю) в небольшом селении Варницы, недалеко от Ростова. Его отцом был поместный боярин Кирилл, служивший у удельных князей на ростовских землях, а мать звали Марьей, которая занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.

Еще до рождения сына за божественной литургией в храме его мать Мария и прихожане слышали его трехкратное восклицание, когда начинали читать Евангелие, в момент Херувимской песни и когда священник произносил слова: «Святая святым».

С самых первых дней младенчества Варфоломей по постным дням — средам и пятницам — не принимал материнского молока. В семь лет его вместе с родными братьями Стефаном и Петром стали обучать грамоте.

Варфоломею учеба давалась нелегко, и поэтому учитель часто ругал его. Родители мальчика очень сильно за него переживали. А он слезно молился Богу и просил о помощи. В биографической истории Сергия Радонежского описан один очень удивительный случай.

Как-то раз отец послал его пасти табун княжеских лошадей, а некоторые из них отбились от группы и зашли в лес. Мальчик немедленно отправился на их поиски. Выйдя на пригорок, он увидел красивый дуб и под ним — молящегося благообразного старца, который, завершив молитву, вынул из своей котомки кочежец, в котором лежали частицы просфоры. Взяв одну из них он, перекрестив, дал съесть ее отроку со словами о том, что в знамение Божией благодати и понимания Священного Писания Господь ему отныне дает такие знания грамоты, каких нет у его братьев и сверстников.

Потом старец засобирался в дорогу, но Варфоломей попросил его зайти к ним в дом погостить. Родители накрыли стол, чтобы достойно встретить гостя. Но старец пожелал сначала вкусить духовную пищу и попросил отрока читать Псалтырь. Мальчик стал легко и внятно читать, чему все кругом сразу удивились. Перед уходом старец сказал, что велик их сын будет перед Господом и народом своим и станет избранной обителью Духа Святого.

В 1328 году семья Варфоломея стала терпеть серьезные нужды в недостатке хлеба из-за частых набегов татар и тяжких даней и решила перебраться в Радонеж.

Старший брат женился, а состарившиеся родители приняли иночество и до самой кончины прожили в Хотьково-Покровском монастыре. После их кончины Варфоломей и его брат Стефан тоже захотели стать иноками этого монастыря.

Через время Варфоломей уговорил Стефана, и они вместе решили стать отшельниками, основав посреди дремучего леса пустынь. Там они возвели деревянную часовенку во имя Святой Троицы, где теперь построена Троице-Сергиева лавра.

Но Стефан пустынную жизнь долго не выдержал и, оставив брата, ушел в Богоявленский монастырь в Москве, где познакомился с иноком — будущим святителем Московским и всея Руси Алексием.

А Варфоломей с именем Сергий принял иноческий постриг — в честь мучеников Сергия и Вакхи.

Слухи о молодом отшельнике пошли по всей округе, и уже через несколько лет возле Сергиева скита появились новые насельники.

Постепенно образовалась обитель — Троице-Сергиев монастырь. Святой Сергий Радонежский установил новые обязательные правила для жития иноков. Он запретил принимать инокам подаяние, чтобы они питались за счет своих трудов. И сам подавал пример, находясь в ежедневных трудах. Монастырь рос и с годами превратился в один из красивейших на Руси.

Молва о великом подвижнике дошла и до Царьграда. Вселенский патриарх Филофей наградил игумена Сергия крестом, параманом, схимой и грамотой за добродетельное житие. А по благословению и напутствию московского святителя Алексия иеромонах Сергий образовал в монастыре общежительный устав. Кстати, известен и тот факт, что митрополит Московский и всея Руси Алексий буквально перед своей кончиной хотел отца Сергия видеть кандидатом на пост первосвятителя. Но тот отказался, так как искал жизни смиренной и уединенной.

Кроме Свято-Троицкого монастыря, преподобный Сергий стал основателем еще нескольких монастырских обителей, среди которых — Свято-Благовещенский (Киржач, 1358 г.), Богоявленский Старо-Голутвин (Коломна, 1385 г.), Высоцкий (Серпухов, 1373 г.) и Свято-Гергиевский скит на Клязьме (1365 г.).

В эти скиты и монастыри преподобный Сергий отправил своих учеников, чтобы они стали там настоятелями. Ими было создано около 40 монастырей.

Верующий народ в память о покровителе всея Руси стал возводить храмы в честь прп. Сергия Радонежского, которых можно насчитать несколько десятков.

Зов. 23.09.1922. Книга о жертве.

Когда Сергий из Радонеги уклонился

От престола Митрополита,

Когда Он стремился говорить со зверями,

Он все же остался строить дома Общежитий,

И Он сохранил около Себя учеников.

Озарение, ч. 2, гл. III, 11. «Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется». — Так говорил Сергий. «И ушедший в леса не может слышать речь людскую, и на ложе уснувший не услышит птичек, Солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь занозу из ноги своей не вынет». — Так говорил Сергий.

О Сергии придется сказать, народ захочет узнать о Нем. Так положим краски на Лик Сергия. Расцветив, рассказав жизнь и пословицы Его.

Озарение, ч. 2, гл. VIII, 8. Кто несет знание будущего, тот может смело идти даже по шатким камням. Удача, когда конец прекрасен. Удача, когда можно погрузиться в новую дорогу.

Желание уже есть часть исполнения. Мужественно подвигайтесь к Свету.

Разлука есть преддверие свидания. И Сергий говорил: «Надо отойти, иначе не встретиться».

Озарение, ч. 3, гл. VI, 4. Истинно, век черный кончится возглашением Общины! Сергий рубил ее топором, Бёмэ колотил молоточком. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил. Самый древний Учитель сказал: «Не вижу вещей, которыми владею!»

(по Письмам Е.И. Рерих)

ПЕИР 7.07.1930. …Россазия – это имя державы, данное России от Сергия.

ПЕИР 24.08.1930 Милые, милые Нару и Тарухан, часто мысленно переношусь в Вашу Чураевку и духом участвую в построении часовни Великому Сергию. И думается мне, когда ее основатели уже перенесут свои труды в далекие долины мощного Алтая, место это останется средоточием, центром Духа.

Магнит, заложенный во Имя Великого Сергия, может привлечь многие души. Сокровище Его Учения не знает пределов, все вмещает, все покрывает и все огненно претворяет.

Милые и близкие, чую, как в недалеком будущем будем дружно работать во Имя Великого Сергия!

ПЕИР 24.09.1931. Родные наши, будьте нашими ближайшими сподвижниками в этом великом строительстве, заповеданном Нашим Пресветлым Сергием, Воспитателем и Собирателем Земли Русской.

ПЕИР 24.09.1931. Будем присылать Вам отдельные фрагменты Учения. Примите их духом и сердцем, ибо, истинно, Учение это идет из наивысшего Источника. И Св. Сергий вновь поднялся на защиту и строительство своей страны. Поможем Ему всем достоянием, всеми силами нашими!

ПЕИР 24.03.1933. Как интересно было бы собрать книгу об исторических актах великого значения, которые часто совершались по указу видений. Ведь чаще, чем люди думают, Невидимое Правительство заявляло свои решения. Существа Высшие или ушедшие родственники приносят весть и указывают неизбежные сроки. (…) Много замечательного можно собрать, разбросанного сейчас в отрывочных сведениях. Какой замечательный труд общемирового значения может получиться! Стоит подумать об этом. Исторические появления в видениях Св. Сергия во все смутные дни нашей родины дадут замечательные страницы. Собери их, как пчелка, не пожалеешь. О появлениях Св. Сергия тоже могу собрать для тебя.

ПЕИР 19.06.1933. Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются Воинами. Все Бодхисаттвы и даже самое сокровенное изображение Будды имеют в руках или около себя в виде непременного атрибута Меч. Вспомним и всех наших Михаилов-Архистратигов и Георгиев-Победоносцев. И не благословил ли Великий Воспитатель и Покровитель Земли Русской Св. Сергий Радонежский князя Дмитрия на великий подвиг исторической битвы против татар, и не посылал ли он иноков своих на помощь Дмитрию? Воистину, не являются ли все Великие Подвижники Воителями во Благо и не слышим ли мы частые упоминания о стрелах и копиях светоносных, устремляемых ими против тьмы и полчищ адовых? Борьба против хаоса есть основа жизни Космоса. И борьба эта по мере восхождения все усиливается в напряжении, изменяясь лишь в качестве и побуждениях.

Рекомендуем!  Круг и доли наследников в завещании не указаны

ПЕИР 13.01.1934. …Мила мне очень Ваша пекарня. В понятии хлеба есть нечто священное, и не забудем, что и столь почитаемый нами Преподобный Сергий всегда сам пек просфоры и хлеб. И работа под чтение Учения имеет в себе столько возвышающего! Самый хлеб, испеченный при таких условиях, увеличит свою питательность, пропитается целительными эманациями духовной атмосферы.

Гр.А.Й. 1952 г. 431. Нескончаемость веков наложила на Нас и Нашу работу особый отпечаток. На Земле Живем вне обычного измерения времени. Те же сутки, те же часы и минуты, как и у вас, но ими измеряем тысячелетия. Вы измеряете годами, в лучшем случае – десятками лет. Мы – тысячелетиями. Шаг тысячелетий – Наш шаг. И дела Наши, и планы, и распорядок работ идут по тысячелетнему графику. Зная непреложность закона причинности, последовательность дней будущих столетий Рассматриваем как непрерывную цепь причин и следствий. Не туманные предположения, но точный прогноз, вернее, усмотрение картин будущих построений. Потому этапы Нашей деятельности на Земле в оболочках тех или иных исторических личностей есть заложение магнитов будущего, которые в грядущих веках дают свои непреложные следствия. Давали, дают и будут давать. Не Говорю о деятельности Упасики, заложившей основу того, что дается ныне в виде Учения Жизни. Слишком близок срок. Но Акбар – Собиратель Индии, Сергий – Строитель Земли Русской – два примера деятельности Иерархов, в прошлых веках сложившие магнитные громады того, что ныне принимает конкретные формы созидания построения планетно-космического масштаба. Два колосса-народа одного Иерарха, объединенные Светом Твердыни, дадут миру новые формы небывалого расцвета культуры на началах принципов Нового Мира. Так Наши дела вековой давности свежесть имеют в себе неувядаемую, ибо величие грядущих построений всего лишь этап, или ступень к еще большим высотам будущего. Краткие формулы Моего Учения, именуемого Евангелием, веками служили пищей устремленных духов. Давая их, Знал. На сколько же веков дается Огненное Учение Йоги! Сколько тысячелетий будет оно светочем человечества! Давая Учение – Знаем.

Как увидеть Твой лик?

Всепроникающий Лик,

глубже чувств и ума.

Неощутимый, неслышный,

незримый. Призываю:

сердце, мудрость и труд.

Н.Рерих. Цветы Мории

Что помогает увидеть то, что глубже чувств и ума? Рерих указывает: сердце, мудрость и труд. Сердце прежде всего. Оно выше чувств и ума. Сердце – вещун. Оно сосуд мудрости, которой никогда не достигнет рассудок. Сердце подскажет и приведёт к Источнику Света, если оно открыто и не засыпано грудами житейского мусора и обывательских предрассудков. Чтобы увидеть лик Истины – надо трудиться. Труд духовный и мысленный настолько тяжёл, что люди, обманывая себя, предпочитают уходить в труд физического плана. Только тот, кто, побеждая свою низшую природу, вступает на путь труда духовного, может начать постигать то, что «глубже чувств и ума». Погружаясь в глубины своего духа, «частицы Божественного Я», он начинает, как шахтёр «во глубине руд», разрабатывать то таящееся в нём знание, которое и приводит к Источнику его.

В сердце своём ищи…

обитель любви.

Прилежно ищи и найдёшь.

Н.Рерих. Цветы Мории

И к такому сердцу – обители любви – тянутся не только люди, но и звери. Представитель дикого медвежьего племени стал приходить к Преподобному, подружился с Ним, полюбил Его. Если в первый раз этот звериный царь лесов пришёл к Нему влекомый голодом, то потом – только по призыву сердца. Он уже не голодал, но он любил, а любовь звери знают, любовь вне всяких условий и условностей, в её чистом, незамутнённом виде. На такую любовь положиться можно – она не изменит ни при каких обстоятельствах. Что вызвало её в звере? Встреча с океаном Любви вселенской, которая была в сердце Светоча Земли Русской, ради спасения и возрождения которой Он пришёл на эту скорбную землю.

Как Он возрождал Землю Русскую, когда Он начал этот подвиг? Считается, что тогда, когда уже была создана Обитель, когда к Нему за помощью и советом стали притекать люди. На самом же деле это началось гораздо раньше, а именно тогда, когда юный Варфоломей ушёл из родительского дома в дремучие леса, вырубил там своими руками часовенку и келью и поселился в абсолютном одиночестве. Тогда Его ещё никто не знал; но дело спасения Руси уже началось. Началось с возрастания мощи духа Подвижника, который, преодолев всё земное, всё человеческое в себе, так возрос в духовной мощи своей, что она стала насыщать пространство просторов гибнущей страны. Эта мощь начала входить в каждого жителя её, могущего её принять, потенциально готового к тому, и пробуждать его к решимости мужественно бороться с далеко превосходящими его силами врага и супостата. Пространство, насыщенное мощнейшим духом и волей Одного, работало на победу. Это было предрешено и непреложно; и поражение врага было неотвратимо. Сроки наступали. И когда князь Дмитрий приехал к Преподобному за благословением на роковую битву, это было уже только результатом, только следствием того, что готовилось в тайне и безвестности годы и годы. «…Когда мысль насыщает пространство, то устремлённый Магнит её творит», как сказано в книге «Беспредельность» (398).

И недаром сам сатана со своими полчищами бесовскими явился глухой ночью к Сергию в Его одинокую келью в лесу и гнал Его, и угрожал гибелью. Сатана знал о значении Руси, он предвидел её будущее возрождение, неугодное ему, и двинул свои силы на Светоча. И отступил побеждённый и посрамлённый. Не отсюда ли уже началась и победа на поле Куликовом много лет спустя?! И состоялась ли бы она, если бы не было той победы в единоличном сражении между силами Света и тьмы?!

Сергий спасал Русь неоднократно. Неоднократно ей грозили распад и гибель и «нашествие иноплеменных и междоусобная брань», говоря словами молебствия. И Он вновь спасал и собирал её воедино, и снова недруги исподволь начинали плести козни против новой страны. Но всему бывает конец. И снова цементируется пространство, и зовы благие призывают дух к новому пробуждению. А мощь пробуждённого духа в конечном итоге решает в с ё.

Житие святого Сергия Радонежского, описание иконы и в чем помогает

МЕДВЕДЬ

Рано утром его разбудил незнакомый звук. Огромный бурый медведь фыркнул, повёл ухом и прислушался. Лес звенел от множества привычных утренних голосов, хорошо знакомых обитателю глухой берлоги. Восторженно и звонко, свежими после ночного отдыха голосами пели птицы встречу восходящему солнцу, стрекотали кузнечики, жужжали дикие пчёлы, трава шуршала от разной копошащейся мелюзги, слегка шелестели верхушки деревьев. Одним словом, всё происходящее вокруг было привычно и не заслуживало внимания. Что же разбудило медведя? Вот опять повторился звук, снова и снова прозвучал он, врезаясь в музыку леса. Звук отдалённо напоминал стук дятла, но в нём было что-то особенное и непривычное. Что-то новое вторглось в лесную жизнь. Медведь решил разведать. Он лениво поднялся и не торопясь, вперевалку, пошёл по направлению звука. По мере его продвижения к цели стук раздавался всё громче и отчётливее. Наконец медведь вскарабкался на холм, деревья стали редеть и расступаться. Осторожно просунув морду сквозь заросли кустарника, он увидел на открывшейся перед ним небольшой поляне необычную картину. Над свежесрубленным большим деревом стоял, нагнувшись, Человек с топором в руке и обрубал ветки, очищая ствол.

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Сергий был родом из села Варницы, Ростовской области, из семьи православных и знатных бояр Марии и Кирилла. Новорожденного назвали Варфаламеем.

Скоро после рождения мальчика его родители переехали из Ростова в Радонеж, где он и прожил до своей кончины. Именно поэтому его и называют Радонежским.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями, наш герой был вторым ребенком. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении.

И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца мальчик отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника.

Он почтительно поведал ему о своей беде и пригласил в дом родителей. Там старец и сказал, что после его ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. Слова старца сбылись.

После смерти родителей Сергий с одним из своих братьев ушел в отшельничество или пустынножительство в лес. Сначала у них в лесу была только келья, а чуть позже они поставили маленькую церковь, которую освятили во Имя Пресвятой Троицы.

Брат Сергия не выдержал трудностей пустынножительства и ушел в Московский Богоявленский монастырь.

В возрасте 23 лет, 7 октября 1337 года, Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана и взял имя святого мученика Сергия.

Наследие прп. Сергия Радонежского

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.

Еще при жизни Сергий был известен своим даром чудотворений, в частности ему удавалось исцелять людские недуги. Поэтому, несмотря на стремления отца уйти от мирского, люди стекались к нему со всей Руси.

Описан факт воскрешения Сергием Радонежским из мертвых. У одного человека был единственный сын. Он болел смертельным недугом.

Тогда человек понес сына к преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребенок умер по пути. Сергий, видя рыдания безутешного отца, смилостивился, и, помолившись, воскресил мальчика. Причем после воскрешения он был абсолютно здоров.

В то же время сам Сергий говорил: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келье, а тебе показалось, что он воскрес».

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Именно Сергий Радонежский благословил на победу Дмитрия Донского над татарами во время Куликовской битвы, и дал ему в помощь схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета).

Преподобный Сергия самолично во время сражения вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Также Сергий за полгода прозрел свою кончину, о чем предупредил своих учеников и выбрал им нового наставника. Известно, что дожил он до глубокой старости.

Когда лежал на смертном одре, в последний раз призвал братию для наставления. Своим ученикам посоветовал, прежде всего, «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен в Троицком соборе.

«Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария», — сообщает Епифаний Премудрый. В повествовании Епифания не указано точное место рождения преподобного, сказано лишь, что до переселения из Ростовского княжества семья преподобного проживала «в деревне в той области, которая находится в пределах Ростовского княжества, не очень близко от города Ростова». Принято считать, что речь идёт о селе Варницы под Ростовом. Будущий святой получил при крещении имя Варфоломей в честь апостола Варфоломея.

Согласно Епифанию, Кирилл и Мария, родители преподобного, имели трёх сыновей: «первый Стефан, второй — этот Варфоломей, третий Пётр…». Когда Варфоломей был в возрасте семи лет, «родители его отдали учиться грамоте», но учёба не продвигалась: хотя «Стефан и Пётр быстро изучили грамоту», Варфоломей учился «как-то медленно и не прилежно». Старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться». Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так описывал обучение Варфоломея: «Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию».

Существует мнение, что в Ростове Варфоломей овладел греческим языком, которое высказывает церковный исследователь Т. О. Крючков, выставляя в поддержку этой точки зрения как греческий характер образования в Ростове, так и другие факты, среди которых — предполагаемая начитанность Сергия в святоотеческой литературе (ещё бедной в те времена на переводы) и свободное владение греческим языком Сергиева племянника (святителя Феодора Ростовского), который с 11 лет жил в Троицкой обители: овладеть греческим будущий святитель мог только в стенах монастыря, будучи научен кем-то из троицкой братии.

Putprav.ru