Право на жилье

Статья 40. Каждый имеет право на жилище.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Постоянная ссылка на документ URL документа [ скопировать ] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ] BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ] Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 40 Конституция РФ:

Не противоречат оспариваемые административным истцом пункты Инструкции части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления гражданами права на жилище, а также статье 57 ЖК РФ, которая регулирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а не получения жилого помещения в собственность бесплатно, о чем утверждает административный истец.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем. В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что состоявшиеся по делу судебные постановления вынесены с существенными нарушениями норм материального права. В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище

Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий.

В то же время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору суда.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Они свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора или иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании Жилищного кодекса РФ или другого федерального закона.

В соответствии с Жилищным кодексом органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

  • • содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  • • используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
  • • в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  • • стимулируют жилищное строительство;
  • • обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  • • обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • • обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, предметов которого являются акты и решения государственных и муниципальных органов и организаций. В осуществлении контроля участвуют общественные палаты и советы, а также граждане в качестве инспекторов и экспертов на основе Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В годы реформ право на жилище было существенно укреплено предоставлением гражданам возможности бесплатно переводить государственные и муниципальные квартиры в частную собственность (приватизация). Такая возможность была закреплена Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 16 октября 2012 г.). Собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по собственному усмотрению, т. е. вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, совершать с ними другие законные сделки.

Конституция дает определенный ориентир государственной власти и органам местного самоуправления, устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В этом состоит определенная материальная гарантия данного права, ибо с государства не снимается обязанность заботиться о расширении жилищного фонда, включающего жилые помещения различных форм собственности. В то же время строительство жилья осуществляется индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами.

В последние годы широко распространяются системы ипотеки, кредитования.

Есть категории граждан, которые выделяются Конституцией как имеющие право на приоритетное и льготное обеспечение жилищем. Речь идет о малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище гражданах, которых государство обязуется обеспечить из государственных, муниципальных и других фондов бесплатно или за доступную плату. Право на жилище для таких лиц осуществляется за счет общества в целях социальной защиты определенной части населения.

Реализация права граждан на жилище

Статьей 40 Конституции, закрепившей право граждан на жилище, установлено следующее:

". 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законодательством нормами".

Следует отметить, что эти конституционные положения базируются на соответствующих международно-правовых актах. В частности, Всеобщая декларация прав человека, утв. Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., провозглашает:

". Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая. жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи".

Нормы, касающиеся прав граждан на жилище и его неприкосновенность, социального и индивидуального характера решения вопроса об обеспечении граждан жильем, содержатся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), в Европейской социальной хартии (1961) и других международных документах. Наиболее полно указанные принципы нашли отражение в Рекомендациях Международной организации труда № 115 "О жилищном строительстве для трудящихся" 1961 г. Так, в разд. II Рекомендаций отмечается, что цель национальной (государственной) политики должна заключаться в следующем:

".. .чтобы стоимость соответствующего и удовлетворительного жилища не превышала разумной части дохода трудящегося, выплачиваемой в виде квартирной платы, либо в виде платежей с целью покупки такого жилища".

Касаясь роли государства в деле обеспечения граждан жильем, в разд. III отмечено:

Рекомендуем!  Покупка доли в квартире подводные камни и риски

"Государственные органы власти должны в той степени, в какой это необходимо и практически осуществимо, либо непосредственно обеспечивать трудящихся жилплощадью, либо поощрять обеспечение их сдаваемым в аренду или приобретаемым в собственность жилищем", а в разд. V подчеркивается:

"Государственные органы власти должны оказывать специальную финансовую помощь трудящимся, которые, имея недостаточные доходы или чрезвычайно высокие расходы, связанные с содержанием семьи, не в состоянии получить надлежащее жилище".

Россия, являясь членом многих международных организаций (ООН, Совет Европы и др.), обязана, как это вытекает из действующих международно-правовых документов, учитывать и реализовывать положения этих актов в своем национальном законодательстве, т.е. ориентироваться на международные и европейские стандарты в области жилищных прав граждан.

Конституция, провозглашающая, что Российская Федерация является социальным государством и ее политика направлена на обеспечение достойной жизни граждан (ст. 7), предусматривает, как уже отмечалось, разные варианты решения их жилищного вопроса. Граждане, которые имеют необходимые средства для приобретения или строительства собственного жилого дома (квартиры), должны решать этот вопрос самостоятельно, практически без помощи со стороны государства. Вместе с тем такой подход не означает, что не требуется какое-либо содействие со стороны соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, таким гражданам могут быть представлены налоговые льготы, для них должны быть созданы необходимые условия, в том числе организационного характера, касающиеся решения жилищного вопроса за счет собственных и (или) заемных средств.

Государство же в первую очередь должно позаботиться о малоимущих гражданах, которым, как указано в ч. 3 ст. 40 Конституции, жилище должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственного и муниципального жилищных фондов. Кроме того, в этой статье записано, что на таких же условиях государственное и муниципальное жилье вправе получить и иные указанные в законе граждане.

Для малоимущих граждан сохранен порядок бесплатного предоставления "социального" жилья (ст. 49 ЖК РФ).

На федеральном уровне и в законодательстве субъектов РФ могут быть определены отдельные категории граждан, которые пользуются правом на бесплатное предоставление жилого помещения (по договору социального найма). В частности, в настоящее время Федеральные законы от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Закон РФ от 14.04.1993 № 4791-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предоставляют такое право ветеранам войны, военнослужащим, прокурорским и следственным работникам, судьям и другим категориям работников как "иным указанным в законе гражданам" с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной и иной государственной службы, продолжительного труда и других обстоятельств, связанных с особенностями службы или работы.

Ранее вопрос отнесения граждан к малоимущим решался на основе законодательства субъектов РФ (в федеральном законодательстве не было соответствующих норм). Например, согласно Закону г. Москвы от 11.03.1998 № 6 "Основы жилищной политики в городе Москве" по договору социального найма жилое помещение могли получить граждане, имеющие доходы на каждого члена семьи ниже уровня, утв. Московской городской Думой.

Законом г. Москвы от 23.01.2002 № 2 "О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002–2003 годах" было установлено, что к указанным семьям относятся семьи, имеющие доход менее 5000 руб. в месяц на каждого члена семьи, включая детей, нетрудоспособных членов семьи и иждивенцев. Теперь законодательные критерии изменились. Согласно ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в этих целях являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, в решении данного вопроса должны принимать участие как субъекты РФ (с точки зрения законодательного обеспечения), так и орган местного самоуправления по месту жительства гражданина (с точки зрения признания конкретных граждан или семей малоимущими).

Следует обратить внимание, что указанные выше положения Конституции не были включены в ЖК РСФСР. Однако они находили отражение в жилищном законодательстве субъектов РФ, в частности в ЖК Кабардино-Балкарской Республики, в ст. 4 которого было установлено следующее:

"Каждый гражданин Кабардино-Балкарской Республики имеет право на жилище. Право граждан Кабардино-Балкарской Республики на жилище реализуется в результате:

  • а) предоставления жилых помещений социального использования в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях договора социального найма;
  • б) аренды жилых помещений;
  • в) участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах;
  • г) индивидуального жилищного строительства;
  • д) приобретения жилых помещений в собственность на рынке жилья, в том числе в государственном и муниципальном жилищном фонде;
  • е) наследства;
  • ж) дарения;
  • и) обмена (мены);
  • к) других оснований, предусмотренных законодательством. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законодательством или на основании судебного решения.

Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением, кроме как по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством.

Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право приобретать жилище в собственность в любом населенном пункте Кабардино-Балкарской Республики независимо от места постоянного проживания.

Количество и размер жилых помещений (квартир, жилых домов), находящихся в собственности гражданина Кабардино- Балкарской Республики, не ограничиваются".

Формами обеспечения жильем "за доступную плату" можно считать решение данного вопроса с использованием субсидий и кредитов. В целях реализации права на жилище с помощью субсидий в современных социально-экономических условиях были приняты Указ Президента РФ от 29.03.1996 № 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" (далее – Указ Президента РФ о господдержке граждан в приобретении жилья), постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья" (в н/в утратило силу). В этих нормативных актах жилищные субсидии признаны основной формой привлечения бюджетных средств для инвестирования в жилищную сферу. Что же касается вопросов о предоставлении гражданам кредитов на строительство, реконструкцию и приобретение жилья, то эти вопросы регулируются Указом Президента РФ от 10.06.1994 № 1180 "О жилищных кредитах" (далее – Указ Президента РФ о жилищных кредитах), которым утверждено Положение о жилищных кредитах.

Нужно обратить внимание, что кредиты могут предоставляться на указанные цели как юридическим лицам, так и гражданам, в том числе не состоящим на учете для улучшения жилищных условий.

В ЖК РФ конституционные положения получили закрепление и развитие, прежде всего в ст. 1 и 2. При этом в Кодексе основной акцент делается на "обеспечение условий для осуществления права на жилище" со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. Статьей 1 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

  • • содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  • • используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
  • • в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  • • стимулируют жилищное строительство;
  • • обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  • • обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
  • • осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
  • • осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.
Рекомендуем!  Обмен долями в квартирах между родственниками, договор мены долей квартиры между близкими

В 2011 г. в данную статью внесены изменения: п. 6 и 7 изложены в новой редакции и статья дополнена п. 8. В названных пунктах говорится о "государственном контроле" и "государственном жилищном надзоре". Ранее в ЖК РФ термин (понятие) "надзор" не использовался. Понятие "государственный жилищный надзор" введено Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Непосредственно государственному жилищному надзору теперь посвящена ст.

20 ЖК РФ.

Полномочия названных органов в области жилищных отношений, в том числе в обеспечении условий для осуществления гражданами права на жилище, определена ст. 12–14 ЖК РФ. Важно отметить, что ЖК РФ разграничивает сферу правового регулирования жилищных отношений между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления.

При этом в ч. 2 ст. 14 ЖК РФ установлено, что в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов РФ. Например, в Москве вопросы, касающиеся признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, вправе решать субъект РФ, а не органы местного самоуправления.

По вопросу реализации права граждан на жилище важной является правовая позиция Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ в своем определении от 05.03.2009 № 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение сто конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" установил следующее:

". Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования

(Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. "

26.Право граждан на жилище: формы реализации и правовые гарантии.

В современных условиях, исходя из анализа положений Конституции Российской Федерации (ст. 40), ЖК РФ, ГК РФ (ст.ст. 671-672) и других нормативных правовых актов, с учетом изменившихся приоритетов со стороны государства можно выделить следующие основные формы реализации гражданами Российской Федерации права на жилище:

а)приобретение или строительство жилья гражданами за собственные средства без ограничения размера жилой площади или с помощью полного или частичного финансирования государством (для отдельных категорий граждан);

б)приобретение в собственность жилого помещения с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и по другим законным основаниям (наследование, дарение и др.);

в)предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы предоставления жилой площади.

Иные формы жилищного обеспечения носят, как правило, временный характер, т.е. речь идет об обеспечении не постоянным, а временным жильем. К таким формам относится предоставление:

-служебного жилого помещения;

-специализированных жилых помещений (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.);

-жилого помещения по договору безвозмездного пользования;

-жилых помещений на условиях договора коммерческого найма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда (как правило, без ограничения размера площади).

Право на жилище это гарантированная законодательством возможность пользоваться жилым помещением. Юридическая природа этого права вызывает спор в науке, т.к. нет однозначного мнения к какой отрасли его отнести.

Гарантия этого права: ст. 40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Малоимущим и другим лицам, указанным в законодательстве жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату. (В настоящее время нет такого закона). Органы ГВ поощряют жилищное строительство. Формы реализации права:

•приобретение и пользование жильем в режиме социального найма;

•вступление в жилищные, жилищно-строительные кооперативы;

Рекомендуем!  Можно ли продать квартиру признанную непригодной для проживания

•приобретение жилья в частную собственность;

27.Условия и порядок предоставления жилого помещения в фонде социального использования.

В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. Об основах федеральной жилищной политики жилищный фонд социального использования совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жилищный фонд социального использования формируется с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями. Приватизация жилых помещений жилищного фонда социального использования проводится в соответствии с законодательством.

Не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством.

Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Основанием возникновения найма из социального фонда является совокупность юридических фактов. Признание гражданина, нуждающимся в жилом помещении. Самым распространенным критерием является: метраж на каждого человека; Учет норма, по которому определяется нуждаемость (в НО 7 м2 на каждого проживающего жилой площади); составление жилого помещения (ветхий фонд); проживание в 2-х неизолированных комнатах семей, не состоящих в родственных связях; в квартире (коммунальной) есть больной определенным заболеванием; другие.

1.Постановка на очередь (заявление подается в местную администрацию или на предприятие, которое имеет жилищный фонд).

Очередь: общая; внеочередники (лица, чье жилище разрушено; дети, оставшиеся без попечения родителей после выхода из интерната); первоочередники (участники ВОВ, семьи, кормильцы, которые погибли на производстве или получили увечья; герои Советского Союза; лица, страдающие определенными формами хронических заболеваний). Лицо, поставленное на очередь, получает справку, в которой отражается решение о постановке или не постановке на очередь. Возможно оспаривание.

2.Решение администрации I предприятия о предоставлении жилой площади.

3.Выдача ордера. Ордер административный акт, выдаваемый местной администрацией, где указывается кому выдан, состав семьи, описание квартиры. Лишь с момента выдачи ордера, у лица возникает субъективное право на жилье.

Возникает исковая форма защиты права. Ордер может быть признан недействительным в судебной порядке, по основаниям, предусмотренным

законодательством. Срок исковой давности 3 года. Заключение договора найма жилого помещения.

Договор заключается на основе ордера.

Договор заключается в письменной форме (ст. 674 ГК) без страха недействительности.

Право на жилье и формы его реализации

Жилье одна из основных материальных условий жизни человека. Потребность человека в жилье возникает с момента его рождения, сохраняется на всю жизнь и прекращается после смерти. Следовательно, удовлетворение потребности человека в жилье очень важная социальная задача.

Обеспеченность граждан определенной страны жильем является одним из самых конкретных показателей благосостояния всего народа.

Субъективное право на жилье это возможность человека и гражданина иметь жилье в собственности или получить его по договору найма из государственного или общественного фонда, пользоваться жильем и требовать от обязанных субъектов обеспечения реализации этого права в полном объеме.

Право на жилье тесно связано с обязанностями других физических и юридических лиц и государственных органов по созданию соответствующих условий, охраны, защиты и воспроизводства жилищных прав человека и гражданина. Конституция Украины возлагает на государство обязанность создавать условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду.

Никто не может быть лишен жилья иначе как на основании действующего закона и по решению компетентного суда.

Реализация человеком и гражданином права на жилье осуществляется в следующих формах:

1) активная деятельность субъекта, нуждающегося в улучшении жилищных условий в процессе предоставления жилых помещений; пользования жилым помещением; участия в управлении жилищным фондом; осуществления эксплуатации и охраны различных видов жилищного фонда;

2) воздержание от действий, нарушающих жилищные права других субъектов;

3) владение, пользование и распоряжение жильем в соответствии с действующими нормативно-правовых актов;

4) требования от компетентных государственных органов, общественных организаций и должностных лиц применять соответствующие нормы жилищного права, выносить справедливые индивидуально-правовые решения и добиваться их выполнения.

Порядок предоставления жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий

В Конституции Украины сказано: Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законом (ст. 47).

В разделе III (Обеспечение граждан жилыми помещениями. Пользование жилыми помещениями) Жилищного кодекса Украины изложены правовые нормы, закрепляющие и регулирующие порядок предоставления жилья в домах государственного и общественного жилищного фонда, обеспечения граждан жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов и пользование различными видами жилых помещений.

Порядок предоставления жилья гражданам Украины в пользование из государственного и общественного жилищных фондов предусмотрено в гл. 1 ЖК Украины. В ней закреплено право граждан на жилье и на его получение; указано возраст, с которого лицо имеет такое субъективное право; порядок признания лиц нуждающимися социальной защиты в вопросах обеспечения жильем.

Согласно ст. 31 ЖК Украины, каждый гражданин Украины, который нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право получить в пользование жилое помещение в домах жилищного фонда (государственного и общественного) в порядке, предусмотренном законодательными актами Украины. Жилые помещения таким гражданам предоставляются преимущественно в виде отдельной квартиры на семью.

Законом устанавливается возраст, у которого гражданин Украины может осуществлять свое право на получение жилья. Дееспособность по реализации такого права наступает в лица с исполнением ей 18 лет, а если лицо зарегистрировала брак или приступила к работе в предусмотренных законом случаях, то и раньше.

Статья 34 ЖК Украины к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относит лиц которые:

1) обеспечены жильем ниже установленного в данной местности уровня;

2) проживающие в помещениях, которые не отвечают установленным санитарным и техническим нормам;

3) болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, из-за чего не могут проживать в коммунальных квартирах или в одной комнате с членами своей семьи;

4) проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма в жилых помещениях жилищно-строительных кооперативов;

5) в течение долгого времени проживают по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности;

6) проживают в общежитиях.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет для получения жилья в домах государственного и общественного жилищного фонда.

Жильем обеспечиваются по общей очереди, вне и в первую очередь. Право на заселение квартиры дает только ордер.

Ордер на жилое помещение это письменное распоряжение на его заселение, который выдается на основании решения исполнительного комитета органа местного самоуправления или местной государственной администрации. Он является единственным основанием для заселения в предоставленное жилое помещение, выдается только на свободное жилое помещение, имеет четко установленную форму.

Ордер кажется в жилищно-эксплуатационную организацию и является основанием не только для заселения в жилье, но и для заключения с ответственным квартиросъемщиком договора жилищного найма.

Putprav.ru